Эвтектика

Дни, проведенные в армии, я бы разделил на три части: служба, отпуск и спецработы. Причем, к спецработам не относится уборка территории, драйка палубы или копание канавы от забора и до обеда. Это всё элементы службы. А вот, например, подготовка техники к применению - это и есть спецработы.

Подразделение, в котором служил лейтенант Кубрин, офицеры называли его Кубрик, готовило специальный сплав, который потом закачивали в агрегат. Сплав этот назывался «эвтектика». Состоял он из смеси калия с натрием, которая при определённой пропорции была жидкая как ртуть при комнатной температуре. В обычных условиях калий и натрий выглядят как пластилин. Чтобы получить сплав, куски этих металлов грузили в двухсот пятидесяти литровый бак и там плавили.

Простите за длинные технические подробности, но без них ни как не перейти к сути.

Короче, сплав передавливали куда надо, а бак, на стенках которого были остатки металла, по регламенту промывался смесью… (вот она – суть!) спирта с керосином в пропорции  80% на 20% в пользу спирта.

Можете догадаться, какой неописуемый ужас охватывал военных, когда они представляли себе наяву такую смесь.

Если подсчитать, то для каждой плавки было положено двести литров спирта (керосин – не считаем).

И вот, наконец, настал день спецработ. Предстояло выполнить плавление дважды, а значит, следовало получить на складе две двухсот литровые бочки гидражки.

Спирты в армии я встречал двух видов: гидролизные и ректификованные. Пить можно и те, и другие. Однако, когда разбавляешь водой гидражку, она мутнеет и выглядит как самогон из фильмов про батьку Махно и ,к тому же, отдаёт резиной. По этому существовал негласный тариф обмена: двадцати литровая канистра гидролизного на трехлитровую банку ректификата.

К моменту спецработ Кубрик задолжал две канистры за ректификат, полученный от сослуживцев, проводивших другие спецработы. Спирт был частично выпит с теми же сослуживцами, а частично использован, как оплата за ремонт сантехники в квартире.

Самое неприятное было в том, что ему предстояла первая самостоятельная плавка в своей биографии. Опытный сталевар недавно перевелся в другой город. Он, конечно, досконально обучил Кубрика, как надо проводить работы в соответствии с регламентом, но ничего не объяснил, как выкручиваться при недостаче спирта.

Он долго размышлял и волновался, чем компенсировать две канистры, а это целых 40 литров.

Однако, всё решилось очень просто.

Когда Кубрин получали спирт и керосин на складе ГСМ, подъехали командир с замполитом. Командир тут же приказал матросам погрузить бочку спирта к себе в машину и пояснил.

- На ремонт казармы.

Спирт, он же – шило, был отличной валютой. Стоявшие рядом строительные части за него могли построить что угодно: начиная с гаражей для командиров и заканчивая заливкой бетоном плаца или пола в казарме (если останется шило после гаражей). Можно было  выгодно поменять его на бензин, да и много ещё на что.

- А, как же регламент? – попытался возразить Кубрик.

- Какой, к чёрту, регламент! - возмутился замполит. – Ты что, вздумал спирт с керосином смешивать? Головой хоть немного думать надо. Представляешь, что после этого будет?

- Что, будет? – не понял лейтенант.

- Да, все матросы, задействованные на работах, передохнут!

-  Почему?

- Они запах спирта хоть в говне учуют. Ты даже не заметишь, как они твоей смеси спирта с керосином наглотаются. Понял?
Отливай мне три канистры и о глупостях не рассуждай.

- А Вам канистры для чего?

- Наглядную агитацию для части изготавливать.

По пути от склада к месту проведения работ пришлось отлить ещё две канистры начальнику штаба. На вопрос, зачем ему то спирт понадобился, было резонно сказано:

- Чтобы графики нарядов и отпусков тебе понравились.

Да! С этим не поспоришь. Но, кстати, опытный начштаба немного успокоил Кубрика.

- До тебя тут много лет проводили эти работы и после тебя – будут. Что-нибудь придумаешь. Всё же не в немецкой армии служишь, где без регламента – капут. Проявишь немного смекалки  - и порядок.

Итак, после того, как отдать долги, останется шестьдесят литров. На две плавки!

Вся беда в том, что регламент существовал не просто так. Эвтектика – жутко взрывоопасна при взаимодействии с водой. В зависимости от количества остатков металла в ёмкости при попадании в неё воды может мгновенно возникнуть столб пламени и дыма со взрывом. Есть большая вероятность, что плавбак разнесёт к черту. А, применив керосин без спирта, можно спалить всю округу.
Но делать нечего, надо рисковать. Авось…

В то время, когда Кубрин проводил работы, в штаб приехал какой-то важный
генерал. Он стоял на улице перед входом и что-то выговаривал  командиру.
Вдруг, со стороны спецплощадки, она была примерно в трёх – четырёх километрах, послышался глухой хлопок и в небо поднялся большой столб дыма в форме ядерного гриба.

- Что у вас там происходит? – взволновался генерал.

- Не знаю.

- Срочно садись в машину и через пятнадцать минут мне доложи!

Взмыленный командир  влетел на спецплощадку с воплем:

- Что тут взорвали?

- Ничего страшного, - спокойно ответил Кубрик. – Это я один бак промыл.

- Как ты его промыл?

- Можно взглянуть. Сейчас буду промывать второй.

- Подожди. Сначала объясни.

- Ставим отсоединенный от системы бак за угол. Пожарным стволом, одетым на резиновый шланг, из-за угла, чтобы никто не пострадал, направляем  струю воды. Если тихо, значит - не попали. А, если попали… То, Вы слышали. Но, зато бак чистый и целый. Кроме того без жертв и без спирта.

- Ладно. Промывай второй. Только перенеси бак за другой угол здания, чтобы прикрыть от штаба.

Минут через десять всё было закончено.

Командир побежал в караулку и позвонил в штаб генералу:

- Докладываю! При плавлении металлов, часть эвтектики пролилась на землю и при взаимодействии с лужей – взорвалась. Пострадавших и повреждений нет. Последствия ликвидированы.

Затем положил трубку и облегченно выдохнул:

- Пронесло. Поверили. Молодец. Хорошо провел спецработы. А то скулил: - «регламент, регламент…» Тащи сюда ещё две канистры для убалтывания всяких проверяющих. Остальное – твоя премия.

"Да, - подумал Кубрик,- целых двадцать литров досталось".

Приехавший с командиром начштаба, почесал затылок и как бы напомнил:

- Надо теперь думать, куда бы с пользой употребить оставшиеся сто литров керосина.


Рецензии
Вот где настоящие изобретатели!
Армия - это сила.

Реймен   21.07.2020 20:03     Заявить о нарушении
Но, только наша Армия.

Виктор Владимирович Зубарев   21.07.2020 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.