Дом, который построил Ларс

Сегодня почти три часа погружался в коллективное бессознательное. Ларс фон Триер, он же Вердж, он же Вергилий, он же... Сколько там ещё лиц, имён, жертв и маньяков, спасенных и спасающихся, обреченных из-за своей глупости и возвышающихся благодаря вечной болезни души, называемой смертью? Дом, который построил Ларс. Герой фильма этот спичечный сарайчик на берегу идиллического озера ломает и даже несколько раз - когда происходит приступ конвульсии, полное затмение или  очередной прилив на Тёмной стороне души. Сам режиссёр, кажется, согласен с таким развитием событий, ибо любая постройка, созданная человеком портит вид из окна существующей вселенной. Человек и умозрительно, и мистически здесь лишний. Его нужно убить, искрамсать, изгнать, сделать неодушевленной субстанцией и хрупкой декораций уже другого, бесконечного фильма, снятого странным архитектором и инженером в одном лице. А дальше? Будет ли это дом, похожий на готический храм? Захочется ли в нем жить, любить, служить мессу? Карточки в руках Джека в качестве подсказок по НЛП. Инсталляция современного искусства, созданная из жертв Мистера сама Изощренность. И тогда получается, что эти усилия - лишь попытка дома. Поэма воздуха*, которого от охватившего тебя ужаса не хватает. По-мо-ги-те! Крик о помощи слышит только тот, кому принадлежит закадровый Голос. Очередной авторский приёмчик Ларса фон Триера не быть только Ларсом. Кто-то из кинокритиков посчитал фильм последним в его фильмографии. Я воспринял как первый. Круг Догмы замкнулся. Над пропастью во ржи. Над огненной лавой. Над планетой в виде приближающейся Меланхолии*. Тишина и темнота, обвалакивающая экран и пуповиной соединяющая каждую душу со своей первоначальной утробой. Аминь.



*"Поэма воздуха" - поэма М. Цветаевой.
*"Догма","Меланхолия" - фильмы Ларса фон Триера.

 


Рецензии