Общее между двумя первыми псалмами

Два первых псалма не имеют надписаний или заглавий. Они являются вступлением ко всей книге и имеют особую «рамку»: 1:1 и 2:12 говорят о блаженстве. Эти два псалма показывают, какой человек блажен: тот, кто наслаждается Словом Божьим и уповает на Сына Божьего. (Кстати, закончится первая книга в Псалтири тоже рамкой блаженства: см. стихи 39:5 и 40:2).

Начало первого псалма – о нечестивых, грешных и развратителях. Начало второго – о мятущихся народах, восставших против Господа и Помазанника Его. Кто не размышляет о законе Господа (1:2), тот будет замышлять тщетное (2:1). Пс.1 завершается описанием пути нечестивых – он погибнет. И упоминанием о пути праведных – Господь знает его. Пс.2 завершается поражением и сокрушением противников Господа. И упоминанием о блаженстве уповающих на Помазанника.

Два первых псалма показывают деградацию грешника. В первом псалме показаны нечестивые, пренебрегающие Словом Божьим (это люди из круга народа Божьего, из Израиля). Во втором псалме они объединились и восстали против Господа и Его Помазанника. Этот псалом цитируется в Дн.4:25-27, и там он прямо применен к убийству Иисуса евреями, объединившимися с язычниками. Об этом объединении и говорят первые стихи второго псалма. Еще раз: неправильное отношение к Слову Божьему приводит к восстанию против Бога и Его Сына.

О чем думать праведнику, который наблюдает за текущими успехами нечестивого? На этот вопрос развернуто отвечает Пс.72, где показан конец грешников (в 17-м стихе), а потом и праведника (в стихе 24). Такова же логика и двух первых псалмов – они показывают конец и праведных, и нечестивых. Один из уроков двух первых псалмов – на жизнь надо смотреть как на путь, всегда удерживая в поле зрения то, что будет за финишной чертой одного и другого варианта развития событий.

19.01.2019


Рецензии