Словарь Голоса Безмолвия Е. П. Блаватской
Абхиджн;я; (санскр. ;;;;;;;) Буд. От абхи, вперёд, и корня глагола джня, знать, осознавать. Слово обозначает паранормальные способности (см .: Сиддхи), приобретенные с помощью четверичной дхьяны. См. ТС (Abhij;;). В буддизме они являются пятью или шестью трансцендентными силами, способностями или «сверхсознаниями» при достижении состояния Буддхи. Говорят, что Гаутама Буддха приобрел шесть абхиджна за одну ночь, когда он достиг просветления. Во всех формах буддхизма эти силы или «сверх-знания» классифицируются по-разному, но обычно делятся на «мирские» (лаукика) и «надземные» (локоттара). Первые пять обычно следующие:
1) Дивья-чакшус (божественный глаз, дэва-видение) мгновенное восприятие того, что хочешь увидеть; 2) Дивья-щротра (божественное ухо, дэва-слушание) мгновенное понимание всех звуков на каждом плане; 3) Р;;;;;;;;;;;;иддхисакшатрия, способность становиться видимым по желанию, интуитивное восприятие; 4) Пу;рванива;са джяна (способность знать прежние существования) также называется Пу;рванива;са;нусмрити джяна (воспоминание о бывших существованиях); и 5) Парачитта джняна (знание мыслей других) - понимание их умов и сердец. Среди этой первой серии, помимо тех, что упоминаются в «Голосе Безмолвия», такие как дэва-слушание, дэва-видение и способность свободно перемещаться по воздуху (как кхечара, то есть «небоход»), что является лишь одной из возможностей преодоления любых физических препятствий (от плотной материи до пылающего огня) и способность ходить по воде, рассматриваются более глубокие формы знания, как возможность проникнуть в мысли и чувства других людей, понять скрытый механизм кармы и получить полное видение многих прошлых жизней. Помимо этих пяти (относительно) низших риддхи (пали, иддхи), шестая или надземная абхиджня обозначает «исчезновение всех примесей и препятствий» (А;щрава;кшая абхиджня;), что обеспечивает окончательное освобождение архата. А;щрава;кшая (мастерство потока, разрушение боли) означает уничтожение любого невежества и вхождение в поток сверхновых знаний. Хотя абхиджани можно приобрести в процессе духовного развития, Буддха выражал неодобрение относительно любой попытки развивать такие способности; а если они проявляются спонтанно, их следует избегать.
Адепт - T. [I 32, 33, II 2, III 20, 28, 32, 34] На латинском языке алхимиков Adeptus: тот, кто получил или приобрел Magnum Opus (философский камень). В оккультизме термин обозначает того, кто достиг стадии посвящения, магистр в области науки эзотерической философии. (ТС).
А;ди-Буддха (Будда) (санскр. ;;;;;;;;) Буд., T. [I 4, II 4] «Первозданный Буддха» или Высший Буддха. Высшее существо над всеми другими Буддхами, Единый Непознаваемый. В теософских писаниях - высший аспект или под-сущность Высшего Чудесного Бытия нашей Вселенной, существующего в самом возвышенном состоянии дхармакайи. Ади-Буддха – это центр индивидуальной монады А;ди-будхи, изначальной космической мудрости или разума, вечный и безусловный, присутствие которой выражается в духовной цепи, начиная от Дхьяни-Буддх вплоть до воплощенных духовных Учителей. «Вечный свет» (ТС). См. Ваджрадхара (см. ТД I, 571).
А;ди-Будха (санскр. ;;;;;;) Буд., T. [I 4] [образован от ади первый + будх мудрость] Изначальная мудрость; первое или безымянное Божество (ТД, I, xix, 54 сн.; 2:48).
Ахам;ка;ра (санскр. ;;;;;;) Инд. [III 14] Сознание «я» как индивидуальной идентичности, которая порождает чувство «я» (или низшего эго) в воплощенной личности (или низшем эго), осознающей себя как уникальное и продолжительное существо по сравнению с остальным миром. Отсюда «чувство обособленности» (см. Свет на пути) [1] и иллюзорная вера в личность (Сакка;я-диттхи).
Аджня;на (санскр. ;;;;;;) Инд. [I 21] Незнание, отсутствие мудрости в результате многих иллюзий, связанных с проявленным феноменальным миром и отсутствием осознания духовного мира.
А;ка;ща (санскр. ;;;;) Инд., [I 35] Все пронизывающее пространство; тонкая сущность (пятый элемент), который наполняет всю вселенную (см. Бхагавад Гита XIII, 32). Она часто идентифицируется с эфиром, но это лишь низшее проявление акащи. Основой Акащи является звук (санскр. Щабда), относящийся к понятию Вербум, Слово или Логос, а также к божественному резонансу, который постоянно пронизывает и поддерживает жизнь всего Космоса. С точки зрения энергии или духовной вибрации Акаща является незаменимым помощником для всех магических действий или опыта. В каком-то смысле эта универсальная сила выражается как кундалини, «оккультное электричество, алхимический или универсальный растворитель» (ТС). В индуизме Акаща также используется, чтобы указать на сокровенное пространство сердца.
Акшара (санскр. ;;;;;) Инд. [Фрагмент 1] Неразрушимый, неизменный. Это имя дано Эго (или Пуруше), не проявляемому и неизменному, который считается «Господом» (Ищвара) Вселенной и живет в сердце каждого существа (см. Бхагавад Гита XV, 17-18 и Мундака Упанишад II, 1,1,2). Достижение Акшары означает обретение всеведения (Бхагавад Гита XV, 19). Это слово также относится к мистическому слогу ОМ.
А;лайа (санстр. ;;;) Буд., T. [III 8] Буквально: хранилище или убежище. H.B.P. использует его в смысле Единой или Вселенской Души, или Сверх-Души. Вечная и неизменная в своей высшей сущности эта «Великая Душа» становится «основой для каждой видимой и невидимой вещи» и «зеркально отражается в каждом объекте Вселенной», «как луна в чистой и спокойной воде» (см. ТД I, 47 и далее). Поскольку «Матерь Мира» или «Единая Матерь» Алайа в своем мистическом значении приближается к Акаще. Как основа или корень всех вещей, Алайа также похожа на коренную субстанцию Космоса (Мулапракрити) (ТС). Для каждого человека Алайа представляет собой духовный полюс внутренней жизни или Учителя в высшей степени, который окончательно и результативно сформирует «Эго высшего адепта» (ТД, I, 49).
Амита;бха (санскр. ;;;;;;) Буд. [III 26] Буквально: бесконечный свет. Это имя часто связано с амитайус («вечная жизнь», т. е. «без ограничений»), чтобы указать на Буддху, который очень популярен в северном буддизме и который царствует в легендарном рае, сукхавати (= счастливое место) на санскрите или девачан на тибетском языке. Очень милостивый Буддха Амитабха, чрезвычайно уважаемый народом, является антропоморфизмом «изначального понятия о совершенном безличном божественном свете» (ТС), а рай Амитабхи – это не место, а сфера состояния сознания, ср. ТД, I, 108, где Амитабха – это Дхьяни-Буддха, проявленный в Буддхе Гаутаме или своём внутреннем «Боге».
Амрита (санскр. ;;;;) Инд. [Фрагмент 2] Не-смерть или бессмертие. В то же время это – эликсир жизни, дающий бессмертие.
Ана;га;мин (санскр. ;;;;;;;;;) Буд. [III 6] «Тот, кто не вернется» в мир чувств и желаний. Третий этап Четвертого Пути, ведущий к освобождению всех уз.
Ана;хата Щабда (санскр. ;;;;;;;;;) Инд. [I 35] «Звук (щабда)не издаётся каким-либо инструментом». О внутреннем опыте осознавания звука часто упоминается в мистических писаниях (см. Джянещвари VI, 274), но он, вероятно, трансцендентален. Этот термин (как и родственное выражение Ана;хата На;да) также относится к звуку АУМ. Кроме того, слово ана;хата означает сердечную чакру (или оккультный источник), активизирующуюся через кундалини во время медитации.
Антахка;раня (санскр. ;;;;;;;;;) Инд., T. [III 9] В индуизме: «внутренний орган», центр человеческой психики с умственными качествами (Манас, Буддхи) или Ахамка;ры. Для теософии это в некотором смысле мост, который во время жизни формируется между высшим Эго и воплощенной личностью. Он служит средством общения между высшим и низшим Манасом (активным в земном человеке) и позволяет передавать голос интуиции человеческой душе и впитывать впечатления и мысли благородного и всеобщего характера областью неизменного высшего Эго, способного растворяться в бессмертной Сущности (ТС). Поднимая свое сознание до божественной сущности, ученик пытается устранить расстояние между ними (таким образом, символически «разрушая» мост антахка;рани под воздействием этого союза). Это не следует путать с трагическим разрывом этой жизненно важной связи между личностью и ее высшим Эго, которое происходит с совершенно развращенным человеком.
Арахатта (па;ли) Буд. Состояние или положение араханта. Аррахаттамагга – «путь Арахатты», ведущий к этой реализации. См. Архат.
А;раньяка (санскр. ;;;;;;) Инд. [II 14] от аранья, удаленное место, пустыня или лес (куда удаляются отшельники). Араньяка означает а) лесного отшельника или б) сборник философских и религиозных комментариев (см. Брихадараньяка Упанишада).
Ардхама;тра; (санскр.) Инд. [I 10] Половина (ардха) просодической меры (матра), особенно короткого слога. В статье (Теос., ноябрь 1889 г., стр. 121) ардхаматра отождествляется со «звуком, заканчивающим произношение слога АУМ».
Архан См. Архат
Архат (санскр. ;;;;;;) Буд. [[II 10, 11, 22, 30, III 32, 34] па;ли арахант, сингалез. рахат, кит. Лохан, буквально: «достойный» (не путать с ария, «благородный»). В буддизме Хинаяны: тот, кто достиг четвертого состояния четверичного пути, освобожденный от желаний, достигший нирваны. Это имя часто дается высокопоставленным лицам буддизма. Архат (Хинаяны) иногда противоположен бодхисаттве (Махаяны), который отказывается от плодов Нирваны, но Е.П.Б. не делает этого различия. Она иногда ссылается на архата как на «посвящённого в эзотерические тайны» (TС). Во всяком случае, архат обладает огромными сверхъестественными способностями.
А;рья (санскр. ;;;;) Инд., Буд. [III 6 *] Прилагательное, которое имеет значение благородный, честный и неофициально означает «арийца» Индии. В буддизме палийский термин Ария (также: Айира и Айя) часто употребляется, чтобы выразить превосходство вещи или человека, например. арияпуггала переводится «благородное существо», внимательное к «четырем благородным истинам» (Ариясакка), который идет по четверичному «благородному пути» (Ариямагга).
А;рья;сан;гха (санскр. ;;;;;;;;) Буд. па;ли: А;риясангха. Слово означает: а) сообщество «Благородных», все члены Сангхи или б) основателя школы Йогачара. В теософском словаре H.P.B. описывает А;рья;сангху как «архата, непосредственного ученика Гаутамы Буддха», который был задолго до христианства. Его труды никогда не публиковались или то, что было распространено позднее, перемешалось в большей или меньшей степени с шиваизмом и тантризмом. Поэтому не следует путать «этого дохристианского адепта, основателя эзотерической школы чистого буддизма (см. ТД, I, 49 сн. *), с другой фигурой под тем же именем (см. «Востоковеды этого времени» HPB) который, казалось, жил намного позже. Сегодня общепризнанным основателем школы Йога;ча;ра является Асан;га (также известный как Ариясан;га). Он был братом Васубандху, еще одного буддийского учителя (4-го века н.э.).
Асат (санскр. ;;;;) Инд. [Фрагмент 1] Небытие, несуществующее, указывает на a) то, что не является Сат («бытие по существу», «бытийность»), являясь таким образом внешним видом, иллюзией, заблуждением (основа низшего материального мира) и б) в сложном слове Сат-Асат, непостижимом ничто, которое тоже является сущностью бытия (относящейся к Абсолюту), два термина образуют «альфа-омегу восточного эзотеризма»» (ТД, II, 449). Слово Асат также может указывать на Мулапракити, недифференцированную субстанцию (ТД, II, 597 сн. *).
Аскетический [II 23] от греческого слова «аскео» упражняться, как спортсмены делают физические упражнения). Человек, полностью посвятивший себя практике духовных учений.
Астральный - T. [I 18] Буквально: состоящий из эфирной, самосветящейся природы звезд. Но в теософии термин «астрал» используется для обозначения светящегося вещества, которое на одну градацию менее грубо, чем физическое вещество. Астральное вещество соответствует состоянию дифференциации и уплотнения исходной субстанции (Мулапракити), предшествующей грубой, физической материи. Астральный мир - это невидимый план, ближайший к нашему плану, где все формы живых существ имеют свое происхождение и эволюцию. Астральное тело или астральный двойник – это эфирный аналог человеческого тела (и всех других существ); оно является основой сцепления и жизненного динамизма физического организма. Но в то же время именно в этом астральном поле - обязательном посреднике между физическим и духовным - разворачиваются все энергии и картины психической жизни человека (как и планеты). Нужно быть осторожным, чтобы не путать астральный двойник с астральной душой (астральным или личным эго), имея в виду психическую личность человека, которая считается живой астральной сущностью, полной земных мыслей, питаемых страстями и желания (санскр. кама). Астральная сфера (которая находится на нескольких планах) является главным образом лунным миром, фильтрующим до некоторой степени солнечный свет Духа, но также отражающим земной миазм. Активной субстанцией, проникающей в эту сферу, является астральный свет. Его верхняя часть (связанная с акащей) почти божественна, но его нижние части, загрязненные психическими эманациями земли, опасны и даже демоничны. Элифас Леви назвал его великим астральным змеем. Отсюда предупреждение ученику о том, никогда нельзя безопасно проникнуть в него. Астральный свет также является местом великой живой памяти Природы.
Весь словарь на сайте http://russiantheosophist.com/466-2/
Свидетельство о публикации №219011900698