Словарь к Учению Бхагавад Гиты Бхавани Шанкар

S (С, Ш)
Са А;тма (; ;;;;) букв. Это – Эго. См. Ша;нтам. Стр. 13
Са эва асаманта;т (; ;; ;;;;;;;;;) Он действительно везде (Б.Ш.). Стр. 51
Шабда Брахма (Шабда-Брахман) (Шабдабрахман) (;;;;;;;;;;) «Непроявленный Логос» или Веды, «эфирные вибрации, рассеянные по всему пространству» (HPB). Стр. 59, 60, 86, 101
Сада;-стха;йи (;;;;;;;;;) Тот, кто всегда есть без изменений в прошлом, настоящем или будущем (Б.Ш.). Стр. 59
Са;дхана чатуштайя (;;;;;;;;;;;;;) четыре квалификации (Б.Ш.) ведантистов (см. текст). Стр. 84
Са;дху (;;;;) мудрец, святой человек. Стр. 104
Са;хасрара (м) (;;;;;;;) (сахасрара чакрам) лотос тысячи лепестков (Б.Ш.); сакральное сплетение в голове человека. Стр. 18
Сака;ра упа;сана (;;; ;;;;;) поклонение, т. е. сосредоточение и медитация на проявленном божестве. Стр. 93, 105
Сакха (;;) друг. Стр. 10
Сакхьята; (;;;;;;) чувство дружбы (Б.Ш.), восьмой из девяти этапов Преданности (нава-видха бхакти). Стр. 9, 10
Шакти (;;;;;) активная женская энергия богов; в традиционном индуизме их жёны и богини; в оккультизме венец астрального света. Сила и шесть синтезированных сил природы. Вселенская энергия (HPB). Стр. 23, 100
Сама (;;) контроль ума (Б.Ш.). Один из Бха;ва пуш пас или «цветов святилища». Сама есть пятая или «отречение» (HBP). Стр. 85
Сама;дха;на (;;;;;;) уравновешенность (Б.Ш.). Это состояние, при котором йог больше не может сойти с пути духовного развития, когда все земное, кроме видимого тела, перестало существовать для него (HPB). Стр. 85
Самбандха (;;;;;;;) отношение, связь (Б.Ш.). Стр. 72
Самса;ра (;;;;;) мирское существование (Б.Ш.), непостоянный мир. Стр. 21, 24,27,39,49,65, 70, 71, 82, 83, 87, 90-93, 106
Самска;ра (;;;;;;;) букв. от сам и кри, улучшать, очищать, запечатлевать. В индуистской философии этот термин используется для обозначения впечатлений, оставляемых в уме действиями личности или внешними обстоятельствами, и способных развиваться в будущем при любом благоприятном случае, даже в следующем рождении. Поэтому самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих джанма или реинкарнациях. В Тибете самскара называется дудьед, а в Китае определяется или, по крайней мере, связывается действием или кармой. Строго говоря, это – метафизический термин, который в экзотерических философиях определяется по-разному, например, в Непале как иллюзия, в Тибете как идея, а на Цейлоне как различение. Истинный смысл приведен выше, и как таковой связан с кармой и ее работой (HPB). Стр. 65, 102
Санкальпа (;;;;;;;) отбор, ассимиляция, соответствия (Б.Ш.). Стр. 74, 77, 85
Санкхья (;;;;;;;) система философии, основанная Капилой Риши, система аналитической метафизики и одна из шести даршанов или философских школ. Она приводит рассуждения о числовых категориях и значении двадцать пять татв (сил природы разной степени) (HPB). Также называется «атомистической школой». Стр. 7, 58, 63, 102, 108, 109, 111.
Санкхья-йога (;;;;;;;;;;) система йоги, изложенная в этой школе. Стр. 5, 7, 86, 87, 108
Санкхья-йоги (;;;;;;;;;;;) йог школы санкхья. Стр. 6, 108, 110, 115
Сантуштаха (;;;;;;;;;) удовлетворённый (Б.Ш.). Стр. 103
Саньяса (;;;;;;;;) жизнь отречения аскета или саньяси. См. Саньяси. Стр. 58, 113, 114
Саньяси (;;;;;;;;;) индусский аскет, достигший наивысшего мистического знания, чей ум сосредоточен только на высшей истине, и кто полностью отрекся от всего земного или мирского (HPB). Стр. 114, 115
Са;ратхи (;;;;;) колесничий (Б.Ш.). Стр. 70
Сарва-бха;ва (;;;;;;;) (поклонение со) всеми пятью бхава. См. Бхава. Стр. 102
Сарваджна (;;;;;;;) всезнающий (Б.Ш.). Состояние выше праджна. См. Праджна. Стр. 65, 91, 102, 107
Сарва;ни (;;;;;;;) все (Б.Ш.). См. Майи. Стр. 93
Сат (;;;) вечно присутствующая Реальность в бесконечном мире; божественная сущность, которая есть, но нельзя сказать, что она существует, поскольку она является абсолютностью. Само существование (HPB). Также используется для обозначения джа;ти (род), крия (действие), гуна (качество) или самбандха (отношение) (Б.Ш.). Стр. 71, 72
Сататам (сататам киртаянтах) (;;;;;) всегда (восхваление, постоянное пение песен поклонения). Стр. 105
Сат-Чит-Ананда (;;;-;;;;-;;;;;) Бытийность, абстрактное сознание, блаженство. Стр. 59, 60
Саттва (;;;;;;) доброта, чистота; одна из трёх гун или трёх отделов природы. См. Гуна. Стр. 66, 91, 108
Сатвический – чистый (Б.Ш.); качество саттвы, доброты или чистоты. Стр. 22
Сева (;;;) служение. Стр. 51
Шабда (;;;;) звук (Б.Ш.). Стр. 83
Шамбху (;;;;;) одно из имён Шивы. См. Шива. Стр. 27
(Шри) Шанкарача;рья (Шри Шанкарача;рья) (;;;;;;;;;) Великий религиозный реформатор Индии и учитель философии Веданты - величайший из всех учителей, рассматриваемых адвайтами (не-дуалистами) как воплощение Шивы и чудотворца. Он основал множество матхамов (монастырей) и самую ученую секту среди браминов, называемую сма;ртава. Легенды о нем так же многочисленны, как и его философские труды. В возрасте тридцати двух лет он отправился в Кашмир и, добравшись до Кеда;рана;тха в Гималаях, вошел в пещеру один, откуда он так и не вернулся. Его последователи утверждают, что он не умер, но только ушел из этого мира (HPB). Стр. 6, 13, 16, 17, 2. (27, 32, 47, 51,54,55, 76, 77,81,89)
Ша;нтам Шивам и Адвайтам… са А;тма: Высший Дух в человеке - это Мир, Блаженство и Единство. Стр. 13
Ша;стра (;;;;;;) учение или наука. 4, 9, 47, 69, 79, 94
Шат Сампатти (;;; ;;;;;;;;): букв. шесть (духовных) полезных качеств или приобретений. См. Артх;ртхи, 85
Шива (;;;): третье лицо индуистской Троицы (Тримурти). Он бог первого порядка и по своему характеру Разрушителя могущественнее Вишну, Хранителя, поскольку он уничтожает только для восстановления на более высоком плане (HPB). 45, 106
Шивам (;;;;;): блаженство, счастье. См. Ш;нтам. 13
Шраддха (;;;;;;): вера в учении Веданты и Гуру (БС); Уважение, почтение. 85
Шравана (;;;;;;) (Шриванам): первый из девяти этапов Преданности (Нава-Видха-Бхакти). Слушая учения Священных Писаний и славу Бхагавана, он радуется. 9,85, 105
Ш;дра (;;;;;): Последняя из четырех каст, которая возникла из тела Брахмы. «Рабская каста», изошедшая из стоп божества (HPB). 35, 36
Сиддхи (;;;;;;;): букв. «атрибуты совершенства», сверхъестественные силы, приобретаемые йогами через святость (HPB). 20, 21, 67
Скандха (;;;;;;): раздел, глава (книги). 51, 68
Шлока (;;;;;): санскритский эпический стихотворный размер, состоящий из тридцати двух слогов. Стихи из четырех полу-строк по восемь слогов или две строки по шестнадцати слогов каждая (HPB). 7-10, 13-16, 24, 51, 61, 62, 66, 73, 76, 88, 90, 96, 102, 115
Смаранам (;;;;;;;) погружение в раздумья (Б.Ш.), медитация. Третий из девяти этапов Преданности (нава-видха бхакти). Стр. 9
Сохам (;;;;;) Я есть Он; Ты есть я. (Б.Ш.). 34, 80
Саундарьялахари; (;;;;;;;;;;;;) гимн Шри Шанкара;ча;рья, посвященный Дайвипракрити. Стр. 27
Спарша (;;;;;;) прикосновение (Б.Ш.). Стр. 83, 105
Су;кшма шарира (сукшма шарира) (;;;;;;;;;;;) призрачное или иллюзорное тело, похожее на ма;насарупу или «мысленное тело». Это – одеяние богов или Дхьяни и Дэвов (HPB). Стр. 16, 60, 64, 66, 75, 76, 77, 79, 95, 97
Стхита-праджна (;;;;;;;;;;;) тот, кто осознал Высшую Реальность (Брахман) в своём «Эго» (Б.Ш.). См. Праджна. Стр. 16
Стху;ла шари;ра (;;;;;;;;;) в метафизике это физическое тело (HPB). Стр. 60, 64, 66, 75, 76, 77, 79, 95, 97
Сукха (;;;) удовольствие (Б.Ш.). Стр. 82, 98
Сушумна (;;;;;;;) солнечный луч, первый из семи лучей. Также название спинного нерва, который соединяет сердце с брахмарандхра и играет важную роль в практике йоги (HPB). Стр. 20
Сушупти (;;;;;;;;) глубокий сон; один из четырех аспектов пранава (HPB). Стр. 75, 76
Су;тра;тма (;;;;;;;;;) букв. «нить духа»; бессмертное Эго или индивидуальность, которая воплощается в людях жизнь за жизнью, и на которую, подобно бусам, нанизаны его бесчисленные личности. Всемирный жизнедательный воздух, самашти пр;н; всемирная энергия. (HPB). Стр. 60, 34
(Великий) Шу;ньям (;;;;;;;) нейтральный барьер. См. Маха;-сушупти. Стр. 23, 32
Свапна (;;;;;;) сон. Стр. 75
Свапна авастха (;;;;;;;;;;;) сонное состояние сознания.
Свар-лока (Сварга) (;;;;;;;;) небесная обитель или лока; рай на горе Меру (HPB). 85, 97, 99, 110, 76, то же, что и Индра, стр. 60, 15, 85, 68,
Свасвару;па-джнанам (;;;;;;;;;;;;;;) знание своего эго (Б.Ш.). Стр. 15
Швета;шветара Упанишад (;;;;;;;;;;;;;;;;;;) Упанишада, принадлежащая Кришне Яджурведе, названная в честь мудреца Швета;шветары или того, кто очистил свои чувства. Стр. 14,

Весь словарь выложен на http://russiantheosophist.com/словарь-к-учению-бхагав..


Рецензии