Июльский дождь продолжение часть 3

Речка...
Красивая, живописная, маленькая, вся извилистая. Берега то крутые, то пологие, то открытые, то заросшие ивами и лещиной. Дно песчаное, вода прозрачная, течение тихое.

Вот только спустишься от дома с пригорка - тут и речка! Мостков и мостиков множество! Здесь и рыбу ловят, и купаются, полощут бельё и длинные половики.
По берегам растёт высокая осока, и синие речные стрекозы на ночь укладываются в ней спать.
В некоторых местах на дне много водорослей, и среди них  плавают стайками рыбки.
А в основном дно чистое, песок да мелкие камушки.

 
Так здорово сидеть на деревянном мостике, болтать ногами, и пускать по течению лепестки ромашек. Старые ивы полощут свои длинные ветви у самой воды, где бегают жуки-водомерки, порхают стрекозы, бабочки,  и какие-то маленькие птички в листве пищат на все лады.

Деревенские мальчишки брали меня с собой на рыбалку. Я помогала им тем, что ловила для наживки  кузнечиков, а потом садилась тихонечко с ними рядом на берегу и смотрела на поплавки.
Иногда ребята из пойманных рыбёшек варили уху. Разжигали костёр, приносили котелок, картошку, соль в спичечном коробке, черный хлеб, и одну алюминиевую ложку на всех. Не то, чтоб получалось очень  вкусно, но сам процесс и настроение мне очень нравились!

Вообще, всё моё деревенское детство прошло с мальчишками. Девочек на нашем краю деревни просто не было. Ребята меня никогда не обижали, хоть и были постарше.
Мы играли в войнушку. Я, понятное дело, была санитаркой. За дровами был штаб, куры и петух - фашисты. По ним нещадно стреляли из самодельных автоматов и закидывали гранатами. Когда кого-то из бойцов ранили, я тащила его в сан.часть , делала перевязку подорожниками и лопухами, мазала чистотелом. 

Вместе с ними я строила шалаши, лазала по заборам, кидала нож с цель, сбивала железные банки камнями,  подтягивалась на турнике, прыгала с мостика в воду, ныряла на время, делала дудочки и свистки из ивовых веток, сначала аккуратно вырезая дырочки, а потом обстукивая рукояткой ножа всю кору, чтобы она легко снималась. Когда кора подсыхала, можно было свистеть.

Мальчишки научили меня не реветь и не ныть, даже если коленки были содраны до крови, а из пальцев торчали занозы. Их презрительное : "Фу, девчонка!" сразу отбивало охоту плакать. Они вынимали мне занозы и игра продолжалась.

Вечерами мы просто сидели на дровах, или на траве, приносили приёмник и ловили какие-нибудь мелодии, щелкали семечки, ели горох, яблоки.

Однажды ребята  позвали меня к себе на чердак. Поднимаемся, а там, у оконца, среди соломы и какого-то тряпья, кошка родила котят. Мы просто сидели и смотрели на них. Я первый раз видела только что родившихся, совсем маленьких, слепых котят…
 

                ***

Хлев... Он и есть хлев! Пахнет скотиной, навозом, курами и сеном! Просторный хлев с земляным полом, часть которого устлана соломой, а часть - стружкой и опилками (дедушка любил столярничать).
На стене висят инструменты - рубанки всех размеров, пилы, молотки и пр.  Рядом стоит дедушкин велосипед. Чуть дальше - грабли, вилы, лопаты, рогатины...

Как чудесно пахнут свежие опилки и стружка! Их густой и необыкновенно душистый аромат, до сих пор наполняет меня теплотой воспоминаний…
Помню приятные ощущения, когда я стояла босыми ногами на опилках, таких мягких-мягких, и смотрела, как дедушка водит по доске рубанком, и из-под него появляется тонкая стружка.
Подниму завитушку стружки, пытаюсь её распрямить, а она вновь закручивается. 
 
Во дворе на кОзлах всегда пилили дрова, а затем часть их заносили в хлев, под навес, а часть - укладывали за избой в поленницу. Я очень любила сидеть на крылечке у дома, и смотреть, как дедушка с папой, и мои дядьки колют и пилят дрова.
Мне очень нравилось наблюдать, как они работают. Неторопливо, тихо переговариваясь между собой... Останавливаясь лишь на перекур или за тем, чтобы попить холодного кваса.

Помню одно лето, когда в хлеву пришлось менять опорные столбы. Они были такие огромные и тяжелые, что мне казалось, их просто невозможно передвинуть с места. Но когда дедушка, папа и дядьки начали работу, я удивилась, как слажено у них всё получалось!
Конечно, было видно, что очень тяжело, и они были все красные и вспотевшие. Меня послали в дом за ведром воды, ковшом и чистым полотенцем. И во время работы я по очереди выливала им воду на руки и спины, чтобы они могли умыться. До сих пор в памяти осталось, как они, умываясь,  все одинаково смешно фыркали и брызгались!
А потом курили в тени у дома, лежа на траве, отдыхали…

У наших соседей была пасека, и когда они гнали мёд, то всех предупреждали, чтобы старались сидеть дома, а то пчелы злые. Потом они всегда угощали нас мёдом и сотами. Приносили целый таз!
Мёд был темный и очень душистый!

Помню, как из лесу дедушка мне всегда приносил землянику, а из сельского магазина - ириски или горсть шоколадных конфет "Каракум". 
В обед спал в передней , на диване, набросив на лицо кусок марли, чтобы мухи не будили. Перед сном дедушка играл со мной, кусал за пятку и щекотал, прижимая мою ступню к своей колючей бороде!  Я визжала, как поросёнок!
               
В хлеву, конечно же, была корова и телёнок. Две большие свиньи. Поросята.  Куры, петух и несколько выводков цыплят.  Для меня маленькой это был настоящий домашний зоопарк. У телят смешные мокрые носы, а поросята очень любят хрен. Нарву им в огороде целый букет, и кормлю, просовывая по одному листику в щель между досок. Они тычутся своими чумазыми пятачками, похрюкивают.


Я постоянно за кем-нибудь ухаживала, выкармливала, сюсюкала и укладывала спать. Мне очень нравилось возиться со всей этой живностью!
Так приятно брать в руки маленьких цыплят, держать их осторожно в ладошках и слушать, как они тихонечко попискивают.
Потом отпустить и смотреть, как они бегут к курице-квочке, и прячутся у неё под крыльями.
Или налить котёнку молока в блюдечко и гладить его, слушая, как он урчит от удовольствия...

Куры ко мне привыкали, и можно было погладить их, пока они подбирали с земли хлеб, или семечки. В деревне курам красили краской спины или крылья. В одном дворе куры с синими спинами, в другом - с зелёными.  Для того, чтобы отличать, где чьи. Куры ведь все одинаковые, а особо бестолковые иногда заходят нести яйца не к себе.

У одних наших соседей были козы, у других - лошади, кролики, утки и гуси. Гуси были очень крупные и так страшно шипели, защищая своих гусят, когда все вместе каждый день, в одно и то же время, они шли на пруд, или возвращались обратно.   

Вечером, когда бабушка надевала тёмный халат и шла в хлев доить корову, я шла вместе с ней. Садилась на ступенечки, и ждала.
Бывают такие приятные минуты ожидания, которые помнишь всю жизнь...

Тихо... Горит тусклая лампочка...
Вокруг неё бьются мотыльки... Куры уже усаживаются на насест, а некоторые, самые любопытные, ходят рядом, ждут, что я им что-нибудь брошу.
Корова лениво жуёт сено и слышно, как струи молока шумно ударяют в дно ведра... Приходит кошка, трётся о мои колени...
Потом усаживается рядом, и мы с ней вместе ждём...
Просто сидим и ждём...

Звук струй становится всё глуше, и как-будто убаюкивает...
Хочется спать от этого звука... Я не знаю, сколько проходило времени... Казалось, что очень долго...

Но вот этот звук совсем стихает, появляется бабушка с ведром молока, закрывает дверцу на щеколду...
Кошка радостно мяукает, и мы все вместе идём в дом...

Бабушка процеживает молоко через марлю, и наливает мне в стакан, а кошке - в миску...
Сажусь на лавку и с таким наслаждением выпиваю стакан тёплого, только что надоенного парного молока!
Казалось бы… просто стакан молока, а сколько приятных воспоминаний!...
               


Рецензии
Не помню, но по рассказам знаю, что в городке у нас было несколько речек, за городком в заливных лугах озёра. Всё кануло в "рукотворное море", когда мне было всего год. Но я ясно представляю то, что описали Вы, потому что изображено живописно и с любовью. Приятно возится и с животными: они благодарны, они привязываются... Тем большей трагедией для ребёнка становится их забой. Но это "суровая реальность", хотя мне иногда удавалось спасти полюбившуюся "животину". Однако чаще мне подсовывали в замещение котёнка. Собаки в моём детстве - особый случай.
Мрак.

Мрак-Антоним   05.04.2022 17:07     Заявить о нарушении
Да, Вы правы, Мрак ...
Тема животных и очень добрая , и очень грустная одновременно...

Деревенские ребята с самого раннего детства более спокойно относятся к их появлению и исчезновению, а вот городскому ребёнку порой бывает очень трудно осознать многие житейские моменты, и не обходится без слёз...

Помню, что я очень долго уговаривала родителей забрать моего любимого рыжего телёнка в город. Просила поселить его на балконе, и слёзно обещала ухаживать за ним по всем правилам, я ведь уже считала себя знающей почти дояркой!
Обещала каждый день менять сено, выгуливать, ну и т.д.)))

Конечно, у взрослых это вызывало лишь улыбку, а я накануне отъезда сбежала на ферму, спряталась в загоне, и проревела несколько часов в обнимку с этим тёплым, живым чудом, пока меня не нашли и буквально не оторвали от него!

Ещё одна "Суровая реальность" - день, когда пришли соседские деревенские мужики, чтобы помочь зарезать нашего поросёнка.
Бабушка мне запретила строго-настрого заходить в хлев, но детское любопытство, конечно же, взяло верх, и я ослушалась...

Когда поросёнок, а точнее огромный, откормленный боров, в буквально смысле слова завизжал как резанный, мне стало так жутко, что я со всех ног бросилась на терраску, забилась под пологом на кровати, и закрыла голову подушкой!

Вообще, не только меня, городскую девочку, но и вообще деревенских ребят до подобных "мероприятий" взрослые не допускали.
Если увидишь, как бык "покрывает" корову, или жеребец кобылу - это считалось нормально, вроде и ничего такого, обычное дело!
Никто не говорил "отвернись"!
А смотреть, как режут животину не разрешали.
Прогоняли на речку, или в лес.

И правильно делали!


Ирина Рэйн   07.04.2022 18:33   Заявить о нарушении
Согласен, весьма правильно делали. А деревенские дети довольно быстро проникались житейской необходимостью: на реплику - "жалко!" часто следует вопрос - "а ты кушать любишь?"

Мрак-Антоним   07.04.2022 19:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.