Проклятие, сказанное с горы благословения

События Суд.9 происходят в Сихеме. В книге Иисуса Навина ничего не сказано о завоевании этого города евреями. Возможно, здесь остались жить язычники, хананеи, и это повлияло на описываемые здесь события.

Например, в 9:27 сказано, что праздник, связанный со сбором винограда, жители Сихема праздновали «в доме бога своего».

(Есть другая трактовка. Тим Келлер пишет, что Сихем издревле был центром духовной жизни Израиля. Здесь Бог явился Авраму, пообещал ему отдать ему эту землю, и это первое место в Ханаане, где был поставлен жертвенник Богу – Быт.12:6-7. И это было первое место, где потомки Авраама собрались после пересечения Иордана при Иисусе Навине – И.Нав.8:30-35. Сихем находится у подножия гор, упоминаемых по этой ссылке. Келлер называет это место духовным центром и термометром общей обстановки в Израиле. То, что именно здесь евреи возвратились к идолослужению, особо показательно).

Имя Авимелех переводится «мой папа царь», имя Иофам – «Господь – совершенный». Выбирая между Авимелехом и Иофамом, жители Сихема выбирают, на кого полагаться.

Иофам произносит свою притчу, а затем и проклятие с горы Гаризим. Эта гора была горой благословения, горой проклятия была гора Гевал (Вт.27:12-13). Если уж с горы благословения произносится проклятие, дела в Божьем народе совсем плохи.

В конце главы мы видим, что проклятие Иофама исполняется. Соломон писал в книге Притч, что незаслуженное проклятие не сбудется. Проклятие Иофама было заслужено теми людьми, на кого он его сказал.

Иофам говорит: «смотрите, по истине ли и по правде ли вы поступили, поставив Авимелеха царем?» (Суд.9:16, см. также стих 19). Истина и правда (эмет и тамим) – те качества, о которых говорил Иисус Навин: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности» (И.Нав.24:14).

Жители Сихема поступили не по правде и не по истине, когда помазали Авимелеха на царство и дали ему денег, что нанять сообщников для убийства сыновей Гедеона.

Поэтому против них произнесено проклятие: «да изыдет огонь от Авимелеха и да пожжет жителей Сихемских» (Суд.9:20). Именно это и случилось позже и было описано в Суд.9:45-52. На жителей Сихема от Авимелеха изошел буквальный огонь.

Вторая часть проклятия тоже исполнилась: «и да изыдет огонь от жителей Сихемских и от дома Милло, и да пожжет Авимелеха» (Суд.9:20). Авимелех погиб.

Какой можно сделать промежуточный вывод, осторожно применив показанный в этой главе принцип? Если в народе Божьем руководители (или вообще основная масса верующих, но обычно это связано) поступают не по правде и не по истине, а именно обижают или угнетают какого-то человека или группу людей, последующий конфликт будет фатальным для обеих сторон и он будет совершенно закономерен. Последующий урон для обеих сторон можно назвать Божьим судом и результатом Божьего вмешательства (см. дальше о злом духе, посланном Богом).

И еще: в народе Божьем между отдельными людьми или группировками могут возникать конфликты, у которых, кажется, нет рациональных причин. Нельзя ткнуть пальцем в какую-то вещь в отношениях между этими людьми, чтобы они исправили эту вещь и конфликт устранился (конфликт между Авимелехом и жителями Сихема возник без видимых причин, точнее, без явных поводов, а в качестве инициатора конфликта указан Бог, пославший злого духа в качестве суда и наказания за проступки обеих сторон). Ссора длится и длится… История Авимелеха показывает: причиной конфликта между двумя сторонами может быть неправильное отношение каждой из этих сторон к какому-то третьему, кажется, постороннему вопросу или человеку.

15.01.2019


Рецензии