Монолог о компьютерном мире, свободе творчества и

Монолог о «компьютерном мире», свободе творчества и суде присяжных


Мир движется вперед. Но, оказывается, трудно выдумать что-то новое.

Когда-то очень давно появились странные люди. В чем была их странность? Существовали испытанные формы существования. Одни люди в силу обстоятельств занимали место «наверху», а другие – в «середине» и «внизу». Те, которые наверху – они судили тех, кто в середине и внизу.

Так вот, «странные» люди выдвинули и реализовали «странную» идею: закон – это, в некотором смысле, – справедливость. И судить, применять закон, должны «вообще» люди, - независимо от того, они внизу, в середине, или наверху. (Схема есть схема – в ней много упрощений).

«Странные» люди «изобрели» суд присяжных. (В Речи Посполитой были аналогичные судебные институты. Они назывались трибуналы. После судебной реформы 1864 года и до 1917 года (включительно) суд присяжных существовал в России. Так что Россия «в стороне» от мировой юридической культуры, от «судебного аспекта» европейской цивилизации, если она «желает» быть в стороне. Если не желает – то она не в стороне).

Более или менее синхронно одновременно с появлением института суда присяжных стали утверждаться идеи о правах и свободах личности. Например, стали общепризнанными идеи о свободе мысли, свободе слова, свободе творчества и т.д.

В таком развитии событий есть определенная логика. Если люди сами судят, то они признают ценность собственных личных убеждений. А если они признают ценность личности, то вполне естественно, что они используют свое положение в судебной системе для защиты прав и свобод личности.

Но для осознания ценности развитых цивилизационных институтов требуется определенный уровень мировоззрения, мышления.

Что если мыслить не понятиями цивилизационных институтов, а понятиями выдающихся личностей или удивительных нововведений?

Герои правозащиты в напряженный момент истории выходят на площадь с плакатами. И рассказы об этом поступке перемещается из одной публикации (учебника, книги, статьи и т.д.) в другую. Насчет трибуналов, существовавших в Речи Посполитой, или насчет института  суда присяжных, существовавшего в период 1864 -1917 годов, и вновь появившегося в России в 90-х годах 20 века, мы имеем гораздо меньше информации.

Но вот появились видеохостинги. Каждый имеет возможность воспользоваться видеохостингом. Или как зритель – для просмотра, или как творец видеоконтента – для размещения своего творения (что бы любой человек мог с творением ознакомиться).

Видеохостинг – это хорошо! Во всяком случае, о видеохостингах мы слышим гораздо больше и чаще, чем о судах присяжных. И не просто слышим чаще, но слышим чаще именно положительных отзывов.

Итак – свобода информации. Свобода мнений. Свобода мысли.

Человечество развивается. Появляются люди, которые не просто убеждены в позитивной роли разного рода интернет-платформ как движителей и гарантов прав и свобод («цифровые чудеса»?), но и «втягиваются» в зарабатывание денег с помощью таких интернет-платформ.

Глухо доходят обрывки информации: какая-то женщина, видеоблогер, зарабатывала деньги с помощью некоей интернет-платформы. Дела, вроде, шли у нее не плохо. Но в какой-то момент она пришла к убеждению, что показатели просмотров ее видеоблога «кто-то» занижает. Она так распалилась, разволновалась, что взяла какой-то опасный предмет и пришла в офис соответствующей компании. Новостные агенства сообщали, что в штаб-квартире соответствующей компании слышится стрельба. Затем новости по этой теме незаметно иссякли.

Были и более прозаические факты. Например, вы где-то размещаете свой контент. Что вы имеете? Какие-то цифры, которые якобы свидетельствуют об уровне популярности этого контента. Но эти цифры как-то странно себя ведут… Например, 2+2 может быть равно 3?

В общем, возникает вопрос: то ли ваш контент был интересен для 1000 пользователей, то ли для 1000000000?

Вы делаете догадки на основании косвенных признаков.

Вообще-то – странно… Есть, предположим, интернет-платформа. Вы убеждены в ее полезной цивилизационной роли… Как так получается, что «цифры популярности» «скручивают»?

Или «просто» «скручивают»? Или часть ваших показателей отдают кому-то другому? Это как назвать? Это - бизнес?

Человек в некотором стрессе – при таком изменении цифр, - если законы математики нарушаются…

О чем он думает? О несовершенстве «компьютерного мира». О суде присяжных он уже успел забыть. Да и поводов особых для размышлений об институтах цивилизации – у него не появляется.

Что могли полезного (для нас) изобрести люди далекого прошлого? У них компьютеров не было…

«13:09, 20 января 2019. Комедию о блокадном Ленинграде под названием «Праздник» удалили с YouTube.

Об этом рассказал режиссер картины Алексей Красовский. Он считает, что оснований для блокировки не было.

Фильм был размещен в Интернете после того, как появились призывы не выдавать картине прокатное удостоверение. Начиная с 3 января [2019 года], картину посмотрели более миллиона человек. Красовский предложил зрителям добровольно заплатить за просмотр. Таким образом за первые десять дней было собрано около 3,5 миллионов рублей».

Если верить фотографиям, размещенным в Интернете, видео «удалено из-за нарушений условий использования» видеохостинга. («Видеохостинг YouTube удалил фильм российского режиссера Алексея Красовского «Праздник», действие которого происходит в блокадном Ленинграде, без объяснения причин. Об этом ТАСС сообщил режиссер. «Просто удаление и формальная отписка», — сказал он.» [https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c443b249a79474ddc670700])

Ряд интернет-изданий сообщают о непростой предыстории фильма...

Знакомишься с этим фактами (насчет фильма «Праздник»), и не хочется размышлять о несовершенстве «компьютерного мира». (Замечу, что лично я по ряду причин фильм «Праздник» не смотрел и смотреть, без особых оснований, не собираюсь).

Мир вообще не совершенен (или, наоборот, он – совершенен). Короче говоря, проблема не в совершенстве или несовершенстве «компьютерного мира» и других новаций. (Какая «заинтересованность» у YouTube? YouTube действует в «реальном мире»…).

Возможно, вопрос в том, что для цивилизованной жизни нужны те цивилизационные устои, которые вымываются из нашей повседневной картины мира.

Человечество жило без компьютеров тысячелетия…

И вот, вдруг, начинаешь размышлять: а сможет ли оно жить (в цивилизованном состоянии) без всех тех достижений, к которому привело многотысячелетнее развитие? Например, без свободы мысли, свободы слова, свободы творчества? Без «старого доброго» книжного рынка? Без, например, института суда присяжных?..


20 января 2019 г. 15:03


Рецензии