Круговорот. Гл. 22

                Похороны.

    Одна из них, Нина Марковна Светлова, протянула руку для приветствия, посмотрела внимательно на Сашу и неожиданно сказала:
 - Боже мой, как  вы   похожи  с Зинаидой, словно родные сестры.
    Две её подруги  дружно её поддержали, да   так   громко, что Саше стало не-удобно, она, опустив голову, подошла к гробу сестры.
 Да, женщины были правы, они   были очень похожи, как будто дочери  одной матери. Особенно на фотографии, стоящей на столе рядом с гробом
   Зинаида была одета в тёмно-вишневое платье, лицо у неё было спокойным, как будто он просто уснула на время.
    Людмила   подошла и встала рядом с ней:
  - Какая она красивая, смотри. Ты знаешь, – она    понизила  голос до шёпота. - Она, оказывается,  была  беременна, почти десять  недель, представляешь? Мне только что сказали.
  Саша резко повернула голову к ней:
- Как, беременная, от кого? И кто отец ребенка?
- Никто ничего не   знает, Зина была, в последнее  время,  очень    скрытной. Никто даже не знал,что она купила шикарную квартиру в центре и сделала евро -ремонт, наверное, был  человек, который ей помогал?
- Или узнав о ребенке, просто убил её, - так же шёпотом ответила Саша.
 К одиннадцати стали  подходить для прощания с покойницей её сотрудники и знакомые,Саше пришлось слушать все слова соболезнований, как близкой родственнице покойной.
 Людей было очень много, все несли венки, цветы. Центр зала был устлан венками, а постамент и гроб  утопали в цветах.
 Без десяти два появился генеральный директор с толстой высокой женщиной в черном   одеянии и огромным букетом роз.
 Он  подошёл к Саше, взглянул   ей в лицо, ей  на  миг  показалось, что он вздрогнул и отшатнулся от неё, потом, взяв себя в руки, сказал:
 - Я  очень  сочувствую Вашему горю, мы все скорбим вместе с вами, Зинаида была замечательным человеком и отличным работником. Мужайтесь.
 После этих слов лицо у него окаменело, он резко развернулся и  быстро вышел из зала, оставив свою спутницу без внимания.
   Женщина    подошла    к   гробу, остановилась около  лица, и,  наклонившись,  прошептала  несколько   слов, потом, помолчав  секунду, что-то  ещё добавила.
    Саша с   детства   обладала отменным слухом и сейчас  услышала:
- Я чиста перед тобой, чиста. Это не я, кто-то другой взял грех на душу, прости меня.
  Она слегка   поклонилась, развернулась и медленной тяжелой походкой прошла к выходу, куда недавно ушёл её муж.
 Никаких слов Саше она не говорила. Саша смотрела её  вслед, и  этот шёпот стоял в ушах:
    «Это не я, ….  прости меня»…
 Соблюдая этикет, пока директор с женой находились у   гроба, остальные находились в стороне.
 Одним из последних к ней подошёл,довольно молодой, мужчина крепкого телосложения то ли борца, то ли  боксёра, и проговорил  ей  какие-то слова, которые она даже не запомнила.
  В её   ушах   всё  звучали слова: « Я чиста, это не я,  прости меня»,- и ей за-помнилось лицо этой  женщины, жены генерального   директора – Марты, как  ей сообщили женщины, сидящие рядом.
  Потом состоялся вынос тела. Гроб погрузили в автобус-катафалк и поехали на кладбище. Могила была вырыта на возвышенности недалеко от церкви, место было прекрасное.
 На кладбище также приехало много народа. Все, прощаясь с  Зинаидой, говорили много прекрасных слов, оркестр играл траурную музыку.
    Генеральный   директор   с женой на кладбище не приехали. Он один зашёл  в   столовую, где  проходили поминки, после возвращения с кладбища.
    «Всё, сестрёнка, прости, что  я тебя увидела только в гробу, какая ты была замечательная, видно  по  количеству людей, которые пришли  проводить тебя   в последний путь», - думала  Саша, окидывая взглядом столы, сервированные как в ресторане.
 Поскольку  размеры столовой не позволили вместить сразу всех желающих помянуть Зину, пришлось столы накрывать повторно, также хорошо, как  и в первый  раз. Саше, как  родственнице пришлось высидеть оба обеда и даже пригубить немного  водки, помянув сестру.
   Марат Исаевич (так его представили ей) поднял рюмку с водкой, разговоры за столами стали затихать, не обращая внимания на это, он сказал:
- Дорогие друзья, сегодня  мы с вами похоронили  замечательного  человека, отличного работника, Зинаиду  Выборцеву.
  Она была веселым, жизнерадостным  человеком, очень любила  жизнь. Но, какая-то нелепая  случайность привела её  к смерти. Милиция  и прокуратура  разбираются в её  неожиданной смерти, и, думаю, смогут  разобраться.      
 А нам остаётся одно: помнить и любить её – пусть земля будет ей пухом, давайте помянем   её, – и он  залпом выпил рюмку водки, за ним последовали и остальные.
  Когда   директор говорил, Саша (она сидела за соседним столом) не спускала глаз с него   и заметила, что при словах «помнить и любить её», его голос и рука с рюмкой слегка дрогнули.
 Женская интуиция   подсказывала  ей, что этого человека и её сестру  связывали   какие- то отношения, и видно, что он переживает, так, что едва скрывает это.
 «Да, дела. А что, Зина   была   одинока, не, хороша   собой, мог, такой мужчина, и  влюбиться  в  неё. Но причём, здесь шёпот его жены у гроба?
     Может она, узнав об их отношениях, убила её. Господи, какой кошмар, какие мысли лезут в голову и поделиться не с кем, я, здесь кроме Людмилы, никого не знаю».
   Когда накрывали столы во второй раз, к её столу подошла  молодая сероглазая женщина:
 - Здравствуйте, извините    меня,   вас ведь Сашей   зовут, да? Вы   из Ганина?
 Саша посмотрела внимательно на незнакомку, черты её лица кого-то удивительно напоминали, но кого, она вспомнить не могла.
- Я тоже из Ганина, меня зовут Ира, я дочь Ильи Савича, училась с вами в одной школе, только на четыре класса ниже, а сейчас живу здесь.
- Господи, ну   конечно, Ирочка, я то думаю, на кого ты похожа, я ведь работаю   на  комбинате  у твоего отца, и, только вчера, с ним  разговаривала, он меня и отправил на похороны  моей сестры, и  денег  дал.  Какая    ты   стала взрослая и красивая!
- Зина, твоя  сестра? Как это? Я её хорошо   знала, она    говорила, что  у неё кроме  матери больше никаких родственников  нет, да и  мама её умерла несколько лет назад.
- Правильно, я и сама  не знала. Наши матери   были,  родными сестрами  Тётя Валя много лет назад сбежала из дома с каким-то парнем,забеременела,тот, испугавшись, бросил  её, вот она одна и воспитывала её,никому ничего не говоря,и,не показывая её.
А когда Зина умерла, оказалось, что из родных у неё осталась одна я. Бедная, мне так её жаль,- и на глазах Саши появились слезы.
- Саша, милая, простите  меня, ну не расстраивайтесь. Я так    рада встретить землячку и поговорить с ней. А я познакомилась с Зиной по её работе, она мне очень помогла. Мы с ней и встретились-то всего несколько раз, но, я её хорошо узнала, твоя сестра была необыкновенно добрым  человеком, очень добрым.
- Спасибо тебе за такие  слова, спасибо.
 В этот момент их пригласили к столу, снова  звучали   хорошие, добрые слова сотрудников и знакомых сестры.    
  По окончании церемонии, когда она уже чувствовала   навалившуюся   усталость  и     напряжение, к ней подошла Людмила. Она  тепло поздоровалась с Ириной, которая    тут же попрощалась,подала Саше  свою визитку с телефонами, и ушла с последними, слегка выпившими, гостями.
- Ну, всё, Саша, я   думаю, всё прошло нормально. Я даже не представляла, что будет так много народа. Многие из наших филиалов приехали,много просто знакомых   было. Боже, ну  почему, что бы собрать всех друзей и  знакомых, нужно умереть, а? Ты не задумывалась над этим?
- Задумывалась много раз. Но, так уж видно устроен наш мир, что поделаешь? Спасибо вам   всем, всё было прекрасно организовано, и   похороны, и поминки.
-Директор дал мне поручение организовать здесь  поминки на девятый день после смерти и   выделил деньги. Я, думаю, ты у нас останешься до этого времени.
  Да, вот тебе сотрудники собрали деньги на похороны пятьдесят тысяч, я думаю, они пригодятся, - и   она  протянула Саше плотный пакет.
    Саша испуганно отдёрнула руку:
 - Да вы,что? Какие  деньги мне собрали, мне-то зачем. Вы всё сами организовали, даже  венок, самый шикарный, от моего  имени  заказали. Нет, нет, я  не возьму, за кого  вы меня принимаете?
 Людмила улыбнулась:
- Милая Саша! Это  деньги от чистого сердца, через  год на них можно поставить    памятник, предстоят поминки на 40 дней, так  что, коллега, они тебе пригодятся, бери, бери.
 У нас компания богатая и  для неё такие затраты – пустяк, так что бери и прячь подальше в сумку, у нас тут город   «портовый», как говорят, воров и  жуликов     полно, - и она вложила пакет в руки Саше, которая сунула их в сумку на самое дно.
- Ну, всё, а теперь  поехали к нам. Эти дни поживёшь у нас, места хватит, не будешь же ты  по гостиницам ютиться, да ты, наверное, и не жила в гостиницах, так ведь?
- Людмила, простите, но это не очень удобно, у вас семья,  муж, дети, а тут я,  может лучше в гостиницу, - робко спросила Саша в   ответ  на напор Людмилы.
- Нет! Я уже   сообщила  мальчишкам, они  так обрадовались, по-моему, даже затеяли срочную генеральную уборку,а это  такая редкость! – со счастливой улыбкой ответила она.
- Ну, раз   так, я   согласна, поехали. Я, честно говоря, очень устала  сегодня, да ещё выпила  немного, голова  болит ужасно.
 - Тем более пошли быстрее!
    Пока Людмила   вела   машину по вечернему городу и заходила в супермаркет закупить продукты, Саша задремала, а потом и уснула, крепко, склонив голову  на стекло.
    Ребята, действительно,  встретили их очень восторженно, видно, не так часто у них бывают гости. Они, как истинные джентльмены, ухаживали  за ней, когда они пили чай с тортом, подкладывая ей самые красивые кусочки.
  Когда  вернулся   со   службы   муж Людмилы, Леонид, они  познакомились и   немного  выпили за помин души Зинаиды.
  Один из  мальчишек уступил ей свою комнату, где  Людмила, тут же постелила ей, а сам разместился на диване в огромной гостиной.
 В душе у Саши  скопилось много всяких   эмоций. Но в основном, они  были хорошие и добрые.
 Люди, которых она сегодня   узнала, старались разделить её горе (хоть о сестре она узнала при столь печальных   обстоятельствах), для  неё стало ударом, она   в  очередной раз лишилась родного человека.
    Она приняла душ, улеглась в хорошо пахнущую  хрустящую постель и мгновенно заснула.


Рецензии