Чтоб не упорхнуло счастье-воробей. ч. 15

              Прошло восемь лет. Для Надиной семьи, и всей семьи Широковых эти годы не были тяжкими, время не старалось принести беду, печали были незначительными, как будто невидимая рука отводила все несчастья от них.
             Димка окончил школу,  и решил исполнить несбывшуюся  мечту Олега, мальчик  поступил в высшее военное училище. Надя совсем не разделяла мнение Олега, что это правильный выбор. Она всё  понимает.
            Понимает, что есть такая профессия- защищать Родину. И мужчина  должен служить Отечеству. Но за высокими словами нередко стоят судьбы и жизни молодых людей. И не только молодых.
             Офицер - это звучит гордо.  Но это ещё и опасно. Надя все эти годы следила за событиями в Чечне. Телевидение не смолкало, показывая страшные кадры  военных действий и сердце замирало.
             Где-то там, живёт её Абдулла.  Мысленно она просила не своего Бога, Аллаха просила сохранить жизнь любимому. У него тоже семья есть, и детки, конечно, родились. Так вот, пусть Аллах продлит их дни и отведёт все печали.
             Она Абдуллу помнит, свою  такую  короткую, но яркую  любовь.  До мельчайших мелочей всё помнит. Почти каждый вечер, укладываясь спать,  просила своё сознание об одном, пусть ей приснится Абдулла.
              Не снился. Но она чётко помнит один сон.  Русланчик был совсем маленьким. Он не спал несколько дней и ночей. Точнее, спал, но урывками, а в перерывах исходил криком. Надя не могла понять, что с сыночком.
              Тогда у неё пропало молоко и пришлось малыша переводить на искусственное вскармливание. Малыш прикрыл глазки, видимо, приморился кричать. Надя кинулась на кухню, чтобы сварить ему кашку.
              Сейчас Русланчик проснётся,  и его нужно покормить. Она поставила молоко на плиту,  сама присела за стол и подперла голову рукой, чтобы не заснуть. Но заснула.  Ей снились море и пальмы.
              Она лежала на солнце, под его жаркими лучами и дремала. Во сне дремала. Нет, Надя  во сне не спала, а именно дремала, собираясь вот-вот  подняться,  чтобы не обгореть на солнце. Было очень жарко, но так не хотелось вставать.
             К ней подошла какая-то женщина. Надя пригляделась. Чеченка? Ну да. Это же мать Абдуллы! И что она от Нади хочет? Забрать Русланчика? Но Надя его не отдаст. Потому что это её сынок.
            Женщина протянула  к Наде руку. Что  она говорит?  Мама Абдуллы, как её зовут…Надя не помнит, но она просит Надю  скорее  проснуться! Молодая мама  медленно открыла глаза. Да, она сейчас проснётся.
              Потому что, где-то рядом притаилась опасность.  И мама Абдуллы предупреждает Надю  об этом. Но почему так темно кругом? Надя до самой ночи на пляже спала? А где мама Абдуллы? И  как её зовут?
            Да, нужно скорее  просыпаться и бегом бежать…но куда?  Почему так трудно дышать?    Надя поднялась. Песок…нет, это не песок, пол…и дым…что случилось? Надя тряхнула головой. Чёрт!
           Она поставила варить кашу, молоко убежало…и сейчас всё в дыму… Она кинулась к окну, распахнула его. Хорошо, что не зима. В кухню хлынул прохладный осенний  воздух. Наружу устремился дым.
           Тут же с улицы кто-то  громко  закричал. Надя выглянула в окно. Соседка.  Понятно, подумали, что в квартире  пожар. А это не пожар, это Надя, бестолковая мамашка  ребёнку  варит кашку. 
            Она махнула рукой соседке, не волнуйтесь, всё в порядке. Про себя усмехнулась. Стихами заговорила. Мамашка…варит кашку…Плита раскалилась под кастрюлькой. Саму кастрюльку можно выбрасывать.
             Вот почему Наде было так жарко!  Кухня маленькая, а плита включена. Надя  кинулась бегом в детскую, только бы дым и туда не пробрался, тогда…даже страшно подумать, что может случиться!
           Странно, Надя  дверь в детскую оставляла открытой, а сейчас она прикрыта. Надя тихо заглянула в комнату. Спит Русланчик. Спит? А вдруг задохнулся? Хотя, нет. В детской совсем дыма нет. Склонилась над кроваткой. Спит малыш.
            Она вернулась на кухню. Хорошо, что молоко есть. Включила другую конфорку, снова поставила  варить кашу. Пять минут и кашка готова. А сколько она спала? Точно, не пять минут. Жаль, что на часы не смотрела.
             Спасибо маме Абдуллы, если бы она Надю не разбудила, случилось бы страшное. Значит, она оберегает Русланчика. Конечно, он же ей не чужой. Ну и что, что мама Абдуллы ни разу не видела мальчика. Но она знает, что он есть.
             Надя старательно отмывала плиту. Покрутила в руках кастрюльку.  Даже  думать нечего, только выбросить! Потом  кормила проснувшегося малыша, и всё время из головы не выходила мысль, что её сегодня спасли.
           Спасла несостоявшаяся родственница. В груди разливалось тепло. Спасибо тебе, Аминат…или Айшат? Странно, Надя не помнит, как зовут маму Абдуллы. Она ей непременно бы сказала спасибо…
            Да, сказала бы…если бы та  была рядом. Надя тогда дня три была под впечатлением того сна. Но больше никого во сне не видела, как не старалась призвать в свои сны Абдуллу, его маму, брата Аслана.
            Тут же отгоняла от себя глупые мысли. Родственников увидеть хочешь? Тогда заодно и жену Абдуллы, и его детей, если они у него есть. Хотя, нет. Пока их, наверное, нет. Потому что Надя родила первой.
            А сынок у Абдуллы уже есть. Это Надин Русланчик. Только папе это совсем неинтересно.  Что ж. Будем жить без папы. У Русланчика есть мама. И ещё, бабушка и дедушка. И даже прабабушка есть.
            Постепенно боль притупилась, а потом и вовсе исчезла. Потому что у Нади появился Олег. А у детей Надиных- настоящий отец. Даже Димка спустя какое-то время стал называть Олега папой, хотя собственный отец иногда тоже заглядывал.
             Правда, он приходит  не денег дать или подарок принести, а чтобы денег попросить. Совсем Борька спился. Надя к свекрови потому и не ходит, потому что та во всём винит Надю. Это из-за своей блудной жены её сынок водку пьёт.
             Ага! Из-за Нади. А не из-за того, что он первым в чужую кровать нырнул, а Надя, как дура ему верность хранила. Это уже потом в Надиной жизни Абдулла появился. Ну, а потом, Олег. И у Нади всё в жизни хорошо.
              А Борька-козёл. Потому что вместо того, чтобы жить нормально и работать, он по пивнушкам болтается. Вон, Надя не спилась и не заболталась. Живёт, как все порядочные люди. Деток растит.
            Димка вырос, а спасибо не своему отцу скажет, а Олегу. Потому что тот его воспитал, как настоящего мужчину. Сынок домой приезжал в офицерской форме. Такой красавчик! И служить лейтенант Яковлев  будет недалеко. В Омске.
           Только…сердце Надино сжимается. В Чечне до сих пор неспокойно. Оно во всём мире неспокойно, только до остальных мест, где происходят  военные действия, Наде нет никакого дела.
          А в Чечне Абдулла живёт. И жив ли он? Пусть Аллах продлит его дни. И деткам его тоже. И жене Абдуллы, потому что они все нужны друг другу.  Пусть будет мир на их земле, не нужно никаких войн…
             Такая тоска иногда на Надю  накатывает, что садится  она у окна и плачет. Пока дома нет никого. Проплачется, и вроде, легче становится. Не зря говорят, что слёзы всё тяготы и беды  смывают.
           Пять лет, как умерла баба Дуня, тихонько во сне отошла. Так же тихо, как и жила, никому не мешая. Хоронили бабу Дуню в Гавриловке, как она просила, рядом с мужем, чтобы и на том свете быть рядышком.
            Проводить  бабу Дуню в последний путь приходили Сиротины. Дядя  Миша совсем постарел, сдал, в последнее время всё чаще говорит о том, что скоро умрёт. При этом начинает плакать, не стесняясь.
           А плачет дядя Миша от того, что так и не побывал  на своей родине и похоронят его в чужой земле. Нет, оно, конечно, земля едина, но хотелось бы лежать рядом с родственниками, которых он так и не нашёл.
            Абдулла обещал помочь с поисками, но тоже пропал где-то. И не приезжает никто больше с родины, видно,  дома работы хватает. С другой стороны, там без работы проблем хватает. Смотрит Магомед телевизор.
             А там такие страсти показывают!  Война  идёт на его родине. Кто с кем воюет непонятно. И за что столько страданий гордому народу? Кому чеченцы мешали? Сначала с насиженного места согнали, теперь кто-то власть делит.
            Вздыхает дядя Миша, ему совершенно всё равно, кто там у власти, только бы вернуться в родное село. Нет там родного дома, это понятно, но земля…она родная. Упал бы Магомед на колени и гладил ту землю.
               Столько лет прожил среди русских, сам стал русским  даже по документам. А душа…гордым орлом  парит где-то в горах…сердце отчаянно колотится…откроет  дядя Миша глаза, нет, не горы рядом, а  деревня, в которой он вырос и живёт.
             Внучка тёти Дуни, соседки, приезжала, спрашивала, не болит ли душа по родине.  Что он Наде ответит? Болит душа, ой, как болит. А что он сделать может? Понятно, что можно собраться и поехать.
              И страшно становится, как подумаешь…Никого он там не найдёт. Сжимает сердце тоска. Неправильно он  жизнь свою прожил.  Ох, надо было, наверное,  сорваться с места и обратно домой, в родную сердцу Чечню…
             Ну да. Сорваться. А по паспорту он -Сиротин. И зовут его Михаилом. И мамой у него всегда была  Ефросинья Сиротина. Да, он- Сиротин Михаил Савельевич. В глубине души шевелятся воспоминания о другом имени.
            Потому что нужно помнить,  он -сын своего народа. Только опять на  долю чеченского народа  выпали испытания, не отходит дядя Миша от телевизора, а там одно страшнее другого. Дома в развалинах.
             Качает головой, он таких домов не помнит. И самого Грозного не помнит. Маленьким  Магомед  тогда был, село у них небольшое, в горах. И песня, что в голове и в сердце, когда её дядя Миша поёт, то чувствует себя мальчишкой.
             Глаза закроет, выговаривает слова, что помнит,  на своём, родном языке и  снова, словно       в родном  селе, и поле кукурузное где-то рядом, и мама…возьми меня с собой на прополку кукурузы...
            Откроет глаза, а  сердце заходится. Нет мамы рядом, и он совсем старый. Что с того, что  помнит- он чеченец?  Только  теперь он Михаил Савельевич, и снова в селе живёт.  Но очень далеко, в Сибири…
               Осень навевала тоску. Вроде бы, не было причин для беспокойства, Дети учатся в школе, папа, глядя на них,  от счастья светится. Надя со стороны смотрит и удивляется, сколько нерастраченной нежности в её муже.
               Вспоминает, как  первого сентября  папа лично ведёт  детей в школу. Из года в год, одно и то же.  Когда Машуня шла в первый класс, Олег ночь перед этим не спал.  А потом гордо  шёл рядом с дочкой в школу.
            Широков крепко держал дочку за руку на линейке у школы  и боялся отпустить, даже  когда первоклассников  позвали строиться. Наде пришлось подтолкнуть его, чтобы Олег  отпустил дочкину руку.
            И на следующий год он снова рядом с дочкой. И ещё на следующий…а Маша растёт, уже  вышагивает длинноногой цаплей рядом с папой, крутит по сторонам головой.  Надя смеётся, что папа до выпускного будет дочку в школу водить.
              Маша ничего против этого не имеет. Папа  у неё самый красивый. И дочка вся в него. Такая же красивая. Идёт Машуня, сама собой любуется и украдкой смотрится во всё, что может показать её отражение.
             Папа гордится своей Масюней. Надя улыбается. Когда дочка была маленькой, не выговаривала своего имени. Папа её звал Машуней, а малышка, когда спрашивали, как её зовут, отвечала- Масюня.
             Масюня растёт умницей, учится только на одни пятёрки, её фотография бессменно висит на Доске почёта. А как же! Гордость школы. И очень активная девочка, во всех  школьных мероприятиях участвует.
              Руслан  ехидничает, говорит, что без Масюни ни одна олимпиада, и ни один конкурс не случится. Таких умных на всю школу -Маша Широкова одна. Маша на брата не обижается. Потому что это истинная правда.
              Самая умная в школе она. И самая скромная- тоже. Глазки щурит и к папе разворачивается. Правда -папа? А папа во всём с любимой  дочкой соглашается. Никто  не спорит. Самая лучшая дочка в мире - у него.
               Руслан, когда идёт в школу,  уже не держит отца за руку, он взрослый. Конечно, взрослый. Голос ломается, над верхней губой потемнело. Надя, глядя на него, замирает. До чего Руслан на отца похож!
              Не на того, который у него в свидетельстве о рождении записан. На своего отца похож,  на чеченского  красавца Абдуллу. Поставить бы их рядом и сравнить.  Как две капли воды, насколько Надя помнит образ молодого чеченца.

продолжение следует


Рецензии
Интересно написано!
С уважением,

Лавров Виктор   28.04.2020 22:49     Заявить о нарушении