Виктор Логинов. Снова о тральщиках

Снова о тральщиках, на этот раз серьезно!
Моим друзьям, товарищам-однокашникам.

                «Счастлив тот - у кого за Родину бьется сердце»
                Шота Руставели

Не туристы мы, но на пристани мы подолгу стоим.
Воздух Родины он особенный — не надышишься им.
И в Бразилии, и в Италии мы бывали с тобой,
Солнца, вроде бы, в изобилии,
Только тянет домой.

После успешно сданной весенней экзаменационной сессии мы готовились снова к морской практике, на этот раз нас ждал Таллин, как военно-морская база, минная стенка и корабли БТЩа — базовые тральщики. Это трофейные корабли, принадлежащие до окончания войны фашистской Германии. Мы имели скудные сведения об этих плавсредствах — именно поэтому на снимке нашего отделения — мы немножко грустноватые. Для сравнения привожу радостные лица после окончания морской практики.

О кораблях. Как я уже сказал, это были трофейные плавсредства, водоизмещением 100-т, отсюда и название стотонники, по характеристике топлива (уголь) — угольщики. В период плавания этих кораблей, на горизонте вначале появлялся дым, на что местные зубоскалы мгновенно сочинили строчку: «Вышел в море флот ОС, дым поднявший до небес!»

Оборудование для траления мин самое примитивное, соответствующее тому времени - 1956 год. Внешне это выглядело элементарно: с носа корабля по бортам, не касаясь последних, расходились «усы», которые при определенном включении создавали магнитное поле. Сведения очень скудные с того времени, тем не менее ни у меня, ни у моих однокашников доверия не вызывало, т. к. мины морские магнитные придонные, якорные, после прохождения над ними тральщика как лежали спокойно на дне, так и лежали бы до сегодняшнего дня.
Еще одной особенностью этих кораблей была малая осадка.

Площадь траления — это внешний рейд Таллинской бухты. Как это место только не называли, наиболее распространенное — «суп с клецками». Обилие мин объяснялось просто. С началом войны в 1941 г. немцы стремительно наступали по Прибалтике и довольно скоро оказались у главной военно-морской базы — у Таллина. Командующий Военно-морским флотом адмирал флота Кузнецов Н.Г. писал к началу войны: «Немцы перекрыли Финский залив в самом узком месте — в районе Нарген-Порккалауд мощными противолодочными средствами. Позже мы узнали, что враг выставил здесь двойной ряд противолодочных сетей и плотные минные заграждения...». С подходом немцев к Таллину началась эвакуация флота в Кронштадт. Детализацию этого факта оставлю специалистам, в то же время из литературных источников известно, что за 4 месяца 1941-го года флот потерял 1 линкор, 1 крейсер, 1 лидер, 15 эсминцев и 27 подводных лодок (О.Стрижак; Секреты балтийского подплава, 1996, С.-Петербург).
Эти данные считаю уместными здесь, чтобы понять напряженность в этой акватории. Приведу слова Верховного главнокомандующего И.В. Сталина:  «Чтобы мы напрасно не рисковали кораблями, прежде всего придется заняться минами: пробивать фарватеры через минные поля, а это потребует времени и огромных усилий».

Что касается времени, то докатилось это время и до нас. И неважно, что это был 1956 год. Никто не сомневался, что они настоящие, боже мой, и даже взрываются не считаясь со временем!

При нашем тралении, если мины всплывали (крайне редко), их расстреливали из корабельных пушек. Как мне кажется, неудача постигала корабли после применения глубинных бомб с тральщика. На нашем корабле ТЩа 709, полагаю, и на других, с правого борта стояло небольшое устройство черного цвета. Это была воздушная пушка: сверху лоток, очень похожий на весы для взвешивания новорожденных, сбоку шкерт (веревка). Алгоритм действий прост: командир корабля, находясь на мостике, получает сведения, что недалеко от корабля на глубине (глубина известна) находится мина (возможно мины). Матрос корабля из БЧ-2 (артиллерист) на мине (черный бочонок) устанавливает глубиномер — где должна взорваться мина, дергает за веревочку, бочонок сжатым воздухом выбрасывается на 15 метров от борта корабля. Почти сразу снизу нарастает гул, в море, где должна взорваться мина, быстро-быстро возникают фонтанчики и, наконец, эта бездна разрывается. Если рядом других мин нет — взрыв заканчивается, но иногда от детонации следует еще взрыв. Мне кажется, что корабли взрывались именно от такой детонации. Узнать точно, сколько мин под кораблем, в связи с несовершенством техники, просто невозможно.

На минном поле корабли шли строем уступа, как комбайны на поле. Командовал дивизионном тральщиков капитан 3 ранга Венк Матиевич Маткович, югослав. В.М. Маткович закончил в г. Ленинграде военно-морское училище и оказался в сложном положении: отношения между нашими государствами к тому времени сильно испортились. Оказавшись в такой ситуации, моряк Маткович выбрал СССР. По непроверенным данным, уйдя на пенсию, он работал директором рыбхоза, где-то в районе Кингисепа.

Прилагаю вырезку из газеты «Советский флот» от 14 апреля 1957 г., а также фотографии моих однокашников на кораблях.
Резюмируя вышеизложенное, прихожу к выводу:
- мы хотели моря, мы его получили в реальных событиях;
- были среди нас несовершеннолетние: так это здорово;
- в 1956 г. не было на флоте женсоветов, как сейчас, так это тоже прекрасно — мы же мужики. Зачем маму волновать.


Рецензии