Одолжила

           Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года. Однако её последствия ощущались долго. Особенно это коснулось первого послевоенного десятилетия. И, конечно же, там, где оставила свой след война. Речь об Украине.

         В одном из украинских сёл жила обыкновенная семья колхозников. Колхоз никак не мог набрать ту мощность, что имел до оккупации села фашистами. Как выживали в начале 1950-х годов после случившегося голода сельчане?  Кто как мог.

       Первого сентября 1953 года Коля Пархоменко должен был идти в первый класс сельской средней школы. Ему повезло: день оказался вторником. Но не повезло его родителям, членам местного колхоза «Рассвет», который не мог похвастаться большой зарплатой своих членов.

       Наступил уже понедельник, а мама Зина никак с папой Юрой не могли найти деньги, чтобы купить сыну костюм. Поскольку они уже неоднократно брали в правлении ссуду и не всегда вовремя её возвращали, больше надеяться на помощь родного колхоза не могли. Ситуацию усугубило и то, что Зинаида находилась последний год дома с больным трёхгодичным сыном Стёпой.

     Отчаявшись, мама после обеда сообщила будущему первокласснику, что в школу он пойдёт на следующий год. Однако сына это не обрадовало: он не хотел отстать от своих друзей-соседей по улице. И  прямиком с жалобой отправился к своей любимой бабушке Кате.

     - Не волнуйся, мой золотой внучек, - успокаивала его бабушка, - завтра пойдёшь ты в школу с ребятами. Вон они уже за забором тебя дожидаются. Пойди, так и скажи своей маме, пока папа на работе.

       Спустя несколько минут, в комнату Екатерины Романенко вбежала её дочь:
        - Мама, ты что наговорила Коле? Я подруге ещё прошлый долг не вернула, кто мне снова одолжит деньги до получки?
        - Я.
        - Шутишь, мама? Ты же ни разу ни у кого не занимала? Потому что на пенсии. Кто же тебе одолжит денежки. Костюм - это же не простая рубашка, стоит дорого.
        - Сколько, дочка?
          Услышав требуемую сумму, бабушка Коли улыбнулась и сообщила:
           - Не теряй времени, Зина, бери внука, веди его в промтоварный магазин и примеряй  школьный костюм. А я пойду к своим подругам занимать тебе денег. «Мир не без добрых людей», кто-нибудь одолжит.

          Зинаиде ничего не оставалось,  ибо их разговор слышал Коля, как взять сына за руку и отправится в магазин. Выбирать прошлось долго, так как покупательница просто тянула время, о чём никак не догадывалась продавец Вера, которая на слово давно уже перестала верить Зине.

        Вдруг открылась входная дверь, и на пороге появилась бабушка Катя:
        - Как замечательно, Коленька, «сидит» на тебе костюм. Мы его с мамой тебе покупаем. Идите домой, а я расплачусь.

        Прошла неделя, папа Коли получил  заработную плату за август и неожиданно - приличную премию за уборочную кампанию (он, водитель, оказался за прошедший месяц победителем колхозного соревнования). Его жена отсчитала необходимую сумму и отдала своей маме:
        - Отнеси, мама, долг своей подруге и поблагодари её от моего имени.
        - Спасибо, дочка, отнесу и поблагодарю.

        Пролетел год. Саманный дом начал в прямом смысле слова «трещать по швам». На семейном совете Пархоменко появилось единогласное решение: «Строить новый дом». Остановились на варианте из шлакоблока. Дом выходил по всем меркам дешевле кирпичного.

       Решили … и начали строить. Колхоз пошёл на встречу Юрию Пархоменко и изыскал возможность выдать на строительство дома беспроцентную ссуду.

        Дом вскоре появился рядом со старым, туда и перебралась семья Юрия. Ссуды, правда,  едва хватило.

      Какой же новый дом без новой мебели? Тут и возникла проблема, а где на неё брать деньги? Выручила снова бабушка Коли, но с одним условием: она будет одалживать деньги у своих подруг, но в первую очередь надо купить внуку письменный стол.

          Купили. Поставили на место. Бабушка долго любовалась, потом произнесла:
          - Я вчера снова одолжила у подруги немного денежек, купите Коле кресло.

             Посадив сына в кресло, Зина поинтересовалась у своей мамы:
             - Ты, мамочка, где таких добрых  подруг нашла?
             - Ну, во-первых, они мои школьные подруги, во-вторых, я им тоже по возможности помогаю: шью иногда по ночам при бессоннице. Некоторые ходят в пошитых мной платьях.
             - Теперь понятно, почему по ночам в твоей комнате слышится шум:  стучит швейная машинка. Только, мама, мне не совсем понятно, а почему ты с них не берёшь деньги?
             - Как можно, Зина, они же мои подруги.
             - Поняла, вопрос закрывается.

              Шло время. Коля перешёл в шестой класс. Возвратившись однажды со школы, он услышал в комнате бабушки её голос:
              - Это ты, внучек? Иди скорей ко мне.
                На этот раз Коля едва её узнал, так изменилось её лицо. Оно совсем побледнело.
               - Ой, внучек, мне что-то плохо с сердцем, таблетки не помогают, беги в больницу, пусть придёт врач …

                Испугавшись за бабушку, и, не дожидаясь окончания её просьбы, Коля «пулей» помчался в медицинское учреждение.
 
               Приехала на  «Скорой» молодой врач Антонина, недавно окончившая медицинский институт и по направлению оказавшаяся в данном селе.
              - Слушай меня, мальчик, - обратилась она к Коле, - сейчас я бабушку с собой заберу в больницу,  её состояние  здоровья вызывает тревогу, придётся отправлять в район. Вернуться с работы родители, пусть вечером придут ко мне, я сегодня дежурная. Бабушка раньше жаловалась на сердце?
               - Точно не знаю, но мама говорила, что бабушка сильно заболела  после войны, когда дедушка, вернувшись с фронта, уехал насовсем в город к другой женщине. К  фронтовой медсестре.

           На том они расстались. Наступил вечер. Однако пойти в больницу к врачу мама Коли не смогла: состояние  не позволило. А случилось это  потому, что вернувшаяся с районной больницы доярка Светлана, у которой дедушка лежал там на лечении, сообщила ей плохую весть: сердце её мамы остановилось под вечер.

         В доме вновь появилась сельский врач Антонина Голубенко. Поняв по виду Зинаиды, что та уже печальную новость знает, медик, выразив соболезнование,  перешла ко второму вопросу:
          - По пути в больницу Ваша мама мне открыла одну тайну и очень просила о ней рассказать лично Вам, Зинаида, и никому больше.
          - Тайну? – удивилась хозяйка дома.
          - Да, она, видимо, чувствовала, что не выживет и решилась на это.
          - Что же это за тайна такая?

           После этого врач сообщила дочери умершей женщины всё, что она от неё узнала.

            … Немецкую швейную машинку в качестве трофея привёз с фронта муж Екатерины Романенко. Надо отдать ему должное, при бегстве от  семьи он кроме своих документов и наград ничего больше не взял с собой. Шить  научилась быстро: с выходом на пенсию времени стало много. Но … чтобы не привлекли её за нетрудовые доходы  шила по ночам, ссылаясь на бессонницу. Дочку не обманывала: с подруг денег не брала. А вот с посторонних «клиентов» приходилось: жить-то на что-то надо. Каждый раз, когда дочка испытывала с зятем потребность в деньгах, Екатерина отправлялась «одалживать» деньги у подруг. Иногда она действительно заходила к ним проведать и поболтать о том, о сём, относила сшитое платье,  но в основном шла в парк, расположенный недалеко от дома, выигрывая время, чтобы дома поверили.

           Теперь, когда она находилась в салоне «Скорой помощи», по сути, при смерти, её терзал вопрос об этих несуществующих долгах. Пожилая женщина очень боялась, что после неё дочка пойдёт по подругам и  односельчанам выяснять, у кого мама занимала деньги. И не факт, что не найдутся те,  кто  "одалживал". Пойди - проверь.

          Поэтому умирающая женщина и доверилась незнакомому врачу, надеясь на её порядочность. И не ошиблась.

          Никто, кроме двух человек в селе, Зинаиды Пархоменко и Антонины Голубенко, так никогда и не узнал подлинную историю "с долгами"  бабушки Коли. Святая ложь во спасение! Да, она самая.

            Такое было тогда время. Это сегодня словом «Частный предприниматель» никого не удивишь, как и частной собственностью. Попробуй тогда, в 50-е годы прошлого века, заикнись о том, что ты шьешь изделия на дому, получаешь за это в качестве благодарности денежное вознаграждение. То есть, получаешь нетрудовые доходы. Как будто работа за швейной машинкой – это не труд, а отдых как на Канарах. Но вполне тогда можно было за этот «труд» оказаться  на нарах в местах не столь отдалённых.

20.01.2019 г.

Фото из Интернета
       


Рецензии
Все правда. Моя тетя строчила занавески и пододеяльники, красиво получалось, потом на барахолке продавала, но если проходил слух, что милиция приближается, тут же все продавцы прятались вместе со своим товаром. Хороший рассказ. С уважением, Светлана

Светлана Борисовна Волкова 2   21.01.2019 09:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, за прочтение и рецензию.

Петр Панасейко   21.01.2019 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.