Блокада и Анна Каренина в холодной комнате

Блокадный Ленинград. Семья с двумя детьми жила  на 7-й Красноармейской улице, в доме постройки 1911-1912 годов, где в некоторых квартирах были угловые печи-камины. Жили в многонаселённой коммунальной квартире из пяти комнат, где проживали пять семей.
В начале войны папа Нади (Наде было 10 лет) восстановил старую печь-камин, разобрав кирпичи, которыми был заложен дымоход (печь была за ненадобностью законсервирована, ведь в домах уже давно использовалось центральное отопление). Эта печь в Блокаду спасла жизнь жильцам всей квартиры - у них была возможность подогреть воду и что-то сготовить, когда пол Ленинграда было разрушено, не было света и отопления.


  Однажды Надя осталась дома одна и ждала маму с работы. Мама трудилась на заводе "Красная нить", где шили обмундирование для бойцов.
В доме стало холодно, и Надя решила к приходу мамы затопить печь. Топить особо было нечем, использовалось всё, что было пригодным для этого - старые газеты, книги, мебель, найденный мусор.
Надя нашла самую толстую книгу из стопки книг в углу комнаты и стала затапливать печь, отрывая из книги листы. В это время мама вернулась с работы и увидела Надю, сидящую у печки:
- Что ты делаешь, дочка? - спросила она.
- Топлю печку. Холодно! - отвечает Надя.
И тут мама замечает, какую книгу дочка держит в руках:
- Надя! Ты с ума сошла! - Мама выхватила книгу у Нади. - Зачем ты взяла эту книгу?! Это же "Анна Каренина"!
Это была книга великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, классика русской литературы, произведения которого изучали в школе.

  Голод, холод, а люди оставались людьми, моральный дух жителей блокадного города трудно было сломить. Война - это временно, а Лев Толстой и "Анна Каренина" - вечны. Это то, что ленинградцы старались всё-таки сохранить.


Записано со слов Никоновой Надежды Васильевны (1931 г.р.)

Фото: из Интернета.
Дом на углу 7-й Красноармейской улицы и Измайловского проспекта, где жила семья Никоновых.


Рецензии