С папой в магазин

Зная, что родители живут от получки до получки, перебиваясь с копейки на копейку и, зачастую, занимая в долг на хлеб у соседей, мы с братом с детства не умели клянчить что-то. Походы в магазин были спокойными и мама с папой не знали с нами проблем. Подходя с ними к кассе, мы молча тёрлись у прилавка, пока они расчитываются. Глазели на жвачки, "Чупа-чупсы", "Чокопаи", йогурты и газировку. Пускали слюни.

Всё всегда повторялось, но очень грустно и тяжко переносилось нами. Сладенького хотелось всегда.

- Дома есть варенье! И Надежда Михайловна принесла два литра мёда. Ешь - не хочу, - говорила мама и складывала в пакет всё только нужное: крупы, сахар, хлеб...

 В этом-то в корне отличались наши походы в магазин с мамой и папой. Мама всегда чётко знала что купить, никогда не отступая от списка, который составляла заранее. Даже наши молящие глаза, попеременке смотрящие то на шоколадку, то на маму, не приносили результатов. Сложив купленное в пакет, мама прощалась с продавщицей тётей Велей и мы выходили прочь из магазина.

То ли дело с папой. Списков он никогда не составлял. Он делал другое - загибал пальцы на руке.

- Таааак! Хлеб, макароны, масло, соль. Четыре! - загибал он пальцы и диктовал сам себе, когда собирался в магазин. - Да, и 2 пачки "Тройки" (сигареты). Пять.

Вторая папина рука оставалась свободной. Вернее её немногочисленные пальцы, порезанные когда-то циркуляркой. Но раз уж она свободна, значит в магазине можно расширить воображаемый список и добить его остальными пальцами, если можно это так описать.

Папа приносил нам 2 йогурта, самых простых, недорогих. Или кусочек халвы. Иногда плитку ириса, до сих пор его очень люблю, тот, который с орехами.
Придя из магазина, он всегда ставил пакет на стол и никогда сам ничего из него не доставал. Эта привычка осталась у него и сейчас. Мы с надеждой заглядывали туда и, о счастье, находили там какую-нибудь вкусняшку, прыгали возле пакета и смотрели, а вдруг ещё что-то найдётся. Мама тоже радовалась, если папа нам что-то такое покупал.

В выходные дни, папа ходил в магазин утром. А вечером всегда чего-то хотелось. Трудно было решить чего именно, зная, что финансы слегка "поют романсы" и не всё возможно себе позволить. Мы смотрели какой-нибудь фильм и во время очередной рекламы папа шёл курить к печке и оттуда кричал:

- А никто не хочет семечек?
- Хотиииииииим! - все втроём воодушевлённо отвечали мы.
- Один не пойду, кто со мной?

И в магазин мы шли вдвоём. Не знаю почему, но с папой очень нравилось ходить именно мне. Туда и обратно шли быстро, чтобы не сильно пропустить фильм. Иногда он покупал леденцы, такие длинные, как палочки, завернутые в прозрачный пакетик, очень сладкие, лимонного вкуса.

Уже дома килограмм семечек делили на две части, мыли и жарили на сковороде. Папа добавлял каплю растительного масла, наверное, чтобы они блестели.

Удовлетворенные прогулкой и вообще тем, что всем угодили, мы вместе продолжали смотреть телевизор. Это было бесценное время, которое вспоминаю с теплотой. Вчетвером мы грызли леденцы, щелкали семечки и комментировали фильм.

Одну меня было не заставить ходить в магазин, словно наказание, хотя идти 5 минут от силы. Но с папой  такая прогулка всегда была в радость. Обычно мы шли и он что-то интересное рассказывал, к примеру, анекдот. В магазине подшучивал над продавщицей и всем становилось весело.

- Нам семечки. Один. - именно так говорил он и тётя Веля или тётя Оксана, уже всегда знали что он имел в виду, а именно, один пакет семечек.

- "Тройка". Две. И спички. Одну.
- Коробочку или упаковочку, - уточняла она.
- Упаковочку. И, Оксана, что-то погрызть детям, - он опускал глаза на стеклянную витрину, а она моментально начинала предлагать. Я сразу воодушевлялась, погрызть мне хотелось всегда.

Папа складывал всё в пакет, а эти длинные лимонные леденцы вручал мне в руки. Радости не было предела.
- Спасиииибо!
- Ага, - говорил он и подмигивал мне.

На улице я никогда не ела - привычка детства: разделить поровну с братом, угостить и родителей, которые в основном отказывались.

Приезжаю в деревню и чувствую себя маленькой десятилетней девочкой. Ведь я приехала в СВОЙ отчий дом. Но сейчас мне не надо семечек и леденцов, не надо халвы и даже ириса. Мне просто важно, что меня там ждут и любят. И важно услышать:

- А кто со мной в магазин?..


Рецензии