Хотьков монастырь

Обычно монастыри строили вдали от суеты, чаще всего за городской чертой, в пустынном месте. Их ограждали высокими стенами, которые обозначают границу между духовным и мирским, за ними человек должен ощущать себя защищенным от внешних бурь и волнений, отгороженным от мира. В ограде монастыря не должно быть ничего, что рассеивало бы внимание или соблазняло человека. Монастыри всегда были духовной школой не только для избравших иноческий образ жизни, но и для мирян.
Покровский Хотьков ставропигиальный* женский монастырь был основан, согласно летописям, в 1308 г. Обитель вошла в историю Русской Православной Церкви и России как место пострижения и погребения в 1337 г. святых родителей преп. Сергия Радонежского – преп. Кирилла и преп. Марии.
Первоначально монастырь был смешанным, в нем подвизались старцы и старицы. В 1504 г. преобразован в женский.

Первыми исследователями истории монастырей по праву можно считать летописцев. Как правило, они были выходцами из монастырей и стремились поведать о них более подробно. Основной темой, затронутой в древнейших повествованиях, является основание монастырей. Например, сведения о создании Киево-Печерского монастыря содержатся в Повести временных лет и Житии Феодосия Печерского. В трудах историков тема монастырей заняла свое место лишь в XIX веке.
Семь веков тому назад на берегу тихой речки Пажи, в 10-ти километрах от Троице-Сергиевой Лавры у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы расположился монастырь. Скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность как местонахождение святых мощей  преподобных Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского.
___________________________________
*Значение греческого слова «ставропигия» означает «устанавливать крест». Буквально перевод означает, что первый и главный крест был установлен патриархом. Этот статус является самым высоким, поскольку ставропигиальные приходы были независимы от местной религиозной власти и подчинялись напрямую патриарху или синоду. Управление непосредственно обителью осуществлялось наместником в чине игумена или архимандрита.

Мало кому известно, что монастырь существовал задолго до того, как появилась знаменитая Троице-Сергиевая Лавра, хотя находится он совсем недалеко от нее. Множество людей совершает паломничество в Лавру, но еще больше - в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами четы за их родительским благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте.
Подвиг праведной супружеской жизни часто увенчивался подвигом иночества. Характерным для того времени было образование мирских монастырей для старцев и стариц. Они создавались при содействии всего общества для тех, кто, заканчивая земной путь временной жизни, желал достойно подготовиться к жизни вечной вместе со своим супругом или супругою.
Святость семьи изначально была присуща православной Руси. Здесь целые семьи явили миру новый христианский уклад жизни, требующий самоотверженной любви и утверждения благочестия. Древнерусский семейный уклад с его праведностью сближал монашескую и мирскую жизнь.
К сожалению, все это осталось в прошлом. И если сближение мирской и монашеской жизни очень медленно возвращается в нашу жизнь, то восстановление христианского семейного уклада дело еще более длительное и трудоемкое. Венчание в церкви в данном случае – это лишь «заявка» на то, что молодая семья готова вступить на праведный путь. Но очень мало таких, которые неуклонно следуют по этому пути до конца жизни.
И в прежние времена люди стремились заручиться поддержкой Всевышнего в своих мирских делах. Просто посещать церковь для многих было недостаточно. Так и Хотьковская (Покровская) обитель была создана жителями Радонежской волости неподалёку от села Радонеж, куда тянулись люди из разорённых ордынцами княжеств, образуя новые поселения, строя храмы и монастыри.
В начале 1330-х годов в Радонеж из города Ростова перебрались сразу несколько семей, в том числе и знатный боярин Кирилл «со всем родом своим». В акафисте Преподобным поётся, что, «пришедши в пределы княжества Московского, там прехвальнии Кирилл и Мария людей своим благочестием удивили». А опорой многотрудной жизни боярина Кирилла был семейный очаг – твердыня благодатного мира.
Они ревностно хранили в своей семье христианский уклад жизни, всем сердцем служили своему Отечеству, учили детей своих главным добродетелям: вере, благоговению, труду и правде, и их богоносному сыну – преподобному Сергию удалось поднять дух русского народа и этим упрочить государственный порядок.
Хотьковская обитель стала последним приютом благочестивой четы и усыпальницей Сергиева рода. Отдавая последний долг сыновней любви, будущий игумен земли Русской Варфоломей неотлучно провёл в Хотьковском монастыре 40 дней, поминая новопреставленных родителей.
А затем, подражая древним подвижникам, поспешил «на взыскание пустынного места» – места иноческого подвига. Преподобный Сергий со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года.
 Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.
Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного Сергия, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. А Сергий остался. Но его жизнеописание требует отдельного рассказа. Здесь же отмечу, что с монашеского подвига Сергия наступило время возрождения России в истинном православии.
Но вернемся к Хотьковскому монастырю, который являет собой неотъемлемую часть земли Радонежской, той самой земли, которая освящена стопами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева и преподобного Максима Грека. Хотя в грамотах его называли «маленький «монастырек иже на Хотькове» по причине оскудения и бедности обители. В течение более трёх столетий – от времени основания до середины XVII века – все строения монастыря были деревянными.
Но в 1506 году «монастырек» был взят под покровительство великокняжеской власти с определением ему небольшого продовольственного содержания, что одновременно повысило и её статус. Обитель преобразовали в девичий монастырь под управлением Троице-Сергиева монастыря. Его власти хотели поддержать оскудевший монастырь, так как там находилась усыпальница родителей преподобного Сергия и всего Сергиева рода.
Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей.
Приём новых лиц в монастырь, пострижение в монашество, утверждение игумении теперь зависели от Троицких властей. Собором старцев избирался духовник монастыря, на которого возлагалось попечение о духовном окормлении инокинь. Можно сказать, что их духовное преуспеяние изначально и во все времена находилось в неразрывной связи с Троице-Сергиевой Лаврой.
Под покровительством Троицкой обители Хотьковский девичий монастырь начал приходить в лучшее состояние. В конце XVI века в нём появился еще один деревянный храм – Никольский, который располагался рядом с шатровым Покровским. Число монахинь составляло 35 инокинь. В этот период монастырем управляла игумения Петронида – первая хотьковская игумения, упомянутая в синодике Троице-Сергиева монастыря.
Но период благоденствия не был продолжительным. В начале XVII века в Московском государстве началась долгая кровавая смута. Польско-литовские войска опустошили окрестности столицы и два года держали в осаде Троице-Сергиев монастырь. Разорению подверглась и Хотьковская обитель, насельницы которой укрылись в Лавре преподобного Сергия, испытав все тяготы и ужасы осады.
Четыре года спустя после освобождения Троице-Сергиева монастыря от осады Хотьковская обитель находилась в полном запустении. Лишь в середине 1620-х годов она была восстановлена при поддержке Сергиева монастыря, и в ней уже насчитывалось до пятидесяти стариц. Монастырь возрождали, можно сказать, «всем миром» - и бедняки несли последнюю копейку или трудились над восстановлением обители, и состоятельные люди делали солидные вклады.
Среди первых богатых благотворителей особенно примечательна личность Василия Феодоровича Янова – царского стольника, участника многих политических событий в стране. На его вклады был построен первый каменный храм с двумя приделами на месте деревянного Покровского.
Василий Феодорович сам следил за ходом строительства; он оплатил работы архитектора и каменщиков, а также покупку необходимых материалов, церковной утвари, икон, облачений и богослужебных книг. Работы продолжались с 1644 по 1648 гг.
В трапезной части храма находилась гробница преподобных Кирилла и Марии. Сам Василий Феодорович отличался особым благочестием и в конце жизни принял постриг в схиму с именем Варлаам в Троицком монастыре, где и был похоронен. После смерти Василия Феодоровича его жена ушла на жительство в Хотьковский монастырь и приняла там иноческий постриг с именем Мария.
В этот период к монастырю были приписаны крестьянские дворы, и его благосостояние значительно улучшилось, однако после указа Екатерины II о секуляризации церковного землевладения монастырские вотчины перешли в государственное распоряжение.
Монахини остались бы в полной нищете, но выручали пожертвования прихожан в Покровский монастырь, оставленные небольшие угодья и, главное, доходы от рукоделия. Хотьковские монахини в совершенстве освоили прядильное дело, кружевоплетение, шитьё - золотое, жемчужное и лицевое. Они создавали своими умелыми руками и  тонким вкусом настоящие чудеса. Ими созданы замечательные по красоте церковные облачения: индитий* «Голгофский крест», облачение на жертвенник «Несение креста», плащаница «Положение во гроб», – которые и поныне хранятся в собрании Сергиево-Посадского музея.
В XVIII веке в обители развернулись большие строительные работы. Вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь, завершилось строительство каменной ограды и северных ворот. Святые ворота в виде монументальной трёхпролетной триумфальной арки, расположенные «с приезду от Троицкия Лавры», построили в 1742–1745 гг., когда монастырь ещё управлялся Лаврой.
Отметим, что в 1739 г. Троице-Сергиев монастырь был признан первенствующим в России, а в 1744 г. получил почётное наименование Лавры. Совпадение дат позволяет рассматривать строительство Святых ворот как символический акт, призванный подчеркнуть историческую и духовную связь Покровского Хотькова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры. За работами следила лично императрица Елизавета, известная, помимо всего прочего, своим благочестием и частыми паломничествами в Лавру и Хотьково.
В 1791 г. над Святыми воротами соорудили надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Освящал его настоятель Лавры и глава Московской епархии митрополит Платон Левшин. В дальнейшем этот храм стал приходским в Хотьковской округе.
В связи со значительным увеличением числа хотьковских монахинь (до 280) митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора. Крепкие фрагменты стен старого собора были включены в состав кладки нового.
Но летом 1812 г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном и быстрого приближения вражеских войск к Москве. Осенью 1812 г. отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря. К счастью, неприятельские войска не нанесли существенного ущерба ни Лавре, ни Хотькову.
_________________________
*ИНДИТИЙ, индития (от греч. «одеваю») - принадлежность византийского обряда, верхняя одежда деревянного престола и жертвенника. Иногда престол и жертвенник имеют металлические или из другого материала боковины, тогда из одежд остается только покров.
В 1816 г. закончились работы по отделке и убранству интерьера, и 9 июля архиепископ Дмитровский Августин освятил собор, в котором были устроены два придела: во имя преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского. Стены собора украшала великолепная живопись.
Деревянный иконостас был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченная накладная резьба и колонны. Надгробия над могилами родителей преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золочёным балдахином.
После северных Святых ворот Покровский собор – второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.
А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского. Увеличились земельные владения обители, теперь ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря.
В игуменском корпусе рядом с общей трапезной были устроены рукодельная мастерская и живописная школа. Большое внимание уделялось совершенствованию богослужебного пения. Игуменья строго следила за тем, чтобы пение и чтение было неспешным и стройным, увеличила число клирошанок. Это обогатило духовную жизнь обители и способствовало её дальнейшему процветанию.
Построили новые корпуса для келарских нужд и просторный келейный корпус (часть здания отвели для больницы). Расширились земельные угодья под посевы ржи и овса, появилась собственная рига для молотьбы, продолжало развиваться огородное хозяйство за рекой Пажей с оранжереями и парниками. У ворот обители возвели двухэтажный странноприимный дом, а дорогу к монастырю замостили камнем.
В 1826 г. вдоль южной ограды монастыря возвели два здания с квадратными башнями, в которых размещались монашеские кельи.
В 1834 г. построили колокольню с часами, создавшая законченный облик архитектурного ансамбля, но просуществовала она только до 1930-х гг. В те годы в монастыре размещалась сельскохозяйственная мастерская, колокольня мешала проезду тракторов и потому была разобрана.
В этот период укрепления монастыря и совершенствования монашеского жительства молитвенный подвиг несла известная хотьковская затворница Марфа (схимонахиня Мария), которую, по преданию, навестил преподобный Амвросий Оптинский и беседовал с ней. Она заключилась в затворе в 1825 году и скончалась, не выходя из него, в 1854 году, в 75-летнем возрасте.
В это же время в обители подвизалась другая подвижница Евдокия, которая несла один из самых трудных подвигов – подвиг юродства.
Молитвенное стояние этих и других подвижниц, талант и мудрость в созидательной деятельности игумений обители снискали ей Божественную благодать, и множество боголюбивых паломников стали притекать под Покров Владычицы, испрашивая благословения и заступничества у преподобных Кирилла и Марии.
Количество монахинь обители значительно возросло, достигнув четырехсот. Церковные молитвы и песнопения велись круглосуточно, но монахини занимались отнюдь не только этим.
Огромное внимание уделялось благотворительной и просветительской деятельности. В 1884 г. была открыта церковно-приходская школа на 50-60 детей из окрестных селений. Школа занимала специально отстроенное двухэтажное здание (сохранилось до настоящего времени) вне ограды, на северной стороне монастыря. А с южной стороны возвели трёхэтажную гостиницу, нижний этаж которой был предоставлен бедным богомольцам, с бесплатным питанием по уставу благотворения преподобного Сергия.
Монастырь регулярно жертвовал крупные суммы на содержание духовных училищ и других благотворительно-просветительских обществ, помогал нуждающимся ученикам и учителям школ и духовных училищ. Во время войны на Балканах от монастыря шли пожертвования в адрес Красного Креста для помощи раненым и больным воинам.
Обитель не осталась безучастной к горю людей в русско-японскую и в Первую мировую войны: собирали пожертвования в пользу осиротевших детей, средства для общества Красного Креста. В годы Первой мировой войны обитательницы монастыря помогали раненым в качестве санитарок.
Монастырь принимал посильное участие в духовной жизни всего великого государства, особенно если это касалось почитания преподобного Сергия Радонежского; так, была пожертвована большая сумма денег на строительство соборного храма в Риге по просьбе Рижского Троице-Сергиева женского монастыря.
Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители; множество паломников приезжали сюда в праздничные дни. Никольский храм не мог уже вместить такого количества молящихся, поэтому было принято решение о постройке на его месте нового храма.
Уже через пять лет возвели огромный величественный собор по проекту архитектора А.А. Латкова. Новый храм, рассчитанный на 2000 человек, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера. «Московские церковные ведомости» написали о соборе:
«...он красивого византийского стиля и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами, длина и ширина его 12 сажен [25,56 м], высота 20 сажен [42,6 м], пол сделан из метлахских плит, отопление водяное и устроено в подвальном этаже. В главном храме устроен великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колонками и бронзовыми украшениями. В приделах сделаны также мраморные иконостасы о двух ярусах».
Примечательно, что Никольский храм был первым в России, который ознаменовал возвращение к русско-византийскому стилю, утерянному в Петровскую эпоху.
Во время торжеств освящения храма никто не мог предполагать, что наша православная держава вступила в эпоху революционных потрясений, разрушивших вековой уклад всей российской жизни. Началось время бед и испытаний и для Хотьковского монастыря.
В 1922 году монастырь закрыли, но в храмах еще продолжались службы. Власти оставили монахиням для жительства только здание богадельни, которое не могло вместить всех сестёр, остальные разошлись по окрестным деревням.
Первоначально монастырь реорганизовали в артель кустарных изделий. Сёстры с большим мастерством изготавливали на экспорт (!) вышитые платки, полотенца, покрывала, игрушки и обучали своему искусству молодых артельщиц. Но в 1928 году всех монахинь арестовали и осудили на ссылку в лагеря.
Спастись удалось немногим. Последняя игумения Варсонофия II скончалась на этапе в Казахстан.
Российские монастыри явились видимым свидетельством глубины катастрофы, которая постигла наше Отечество в этот скорбный период. Но и в разорённый монастырь приходили люди просить помощи и заступничества у преподобных Кирилла и Марии, мощи которых заблаговременно были сокрыты у Покровского храма.
   В 1932 году закрыли Никольский собор. Благолепный, только что отстроенный храм подвергся жестокому разорению. Плиты редкого мрамора отправили на строительство Московского метрополитена, уничтожили некрополь в крипте собора. В нём расположилась школа комбайнеров.
Вскоре взорвали монастырскую колокольню, о чем уже писалось выше. В игуменском корпусе, где находились кельи монахинь, иконописные мастерские и общая монастырская трапезная, «уютно» расположился сельхозтехникум.
(Если вспомнить фильм «Светлый путь», то там большинство сцен техникума, где училась главная героиня, снято именно в стенах игуменского корпуса – величественные расписные своды помещений подчеркивают убожество металлических коек общежития).
В Покровском соборе обосновался химический цех промкомбината. В 1985 году сильный пожар уничтожил это предприятие, а вместе с ним сгорела и вся оставшаяся прекрасная настенная живопись, выполненная иконописцами Троице-Сергиевой Лавры.
В другие здания въехали жители окрестных деревень, получившие от властей разрешение разобрать на бытовые нужды каменную монастырскую ограду. На месте благолепной процветающей обители теперь стояли разномастные строения с коммунальными квартирами без удобств. Последнее еще более способствовало превращению монастырской территории в гибрид свалки и общественной уборной.
Архитектурный комплекс монастыря был приведен в упадок. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, иные ценности были конфискованы, и судьба их остаётся неизвестной. Менее ценную утварь сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Здания были перестроены или разрушены. Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х годов.
Разорение и хаос – этими двумя словами можно максимально точно описать ситуацию в древнем монастыре.
Впрочем, в подобном состоянии пребывало подавляющее большинство монастырей в стране. Исключение составляла лишь Троице-Сергиевская Лавра, которая «работала витриной» того, что государство отдает должное внимание и вопросам религии, хотя церковь официально была от него отделена.
Отшумела перестройка, никак не отразившаяся на духовной жизни страны. И лишь в 1989 году Покровский собор был передан в ведение Московского Патриархата, и началось возрождение древнейшей национальной святыни. 2 апреля в Крестопоклонную неделю Великого поста совершилась первая Божественная Литургия.
Подлинное возрождение обители началось в 1992 году - в год общецерковного прославления местночтимых святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, чудотворные мощи которых вернулись в Покровский собор. В ту пору многие люди не раз видели явление в монастыре преподобного Сергия Радонежского - обитель вступила в пору своего возрождения.
Возвращалось благолепие храмов, возрождалась и внутренняя монашеская жизнь. С самых первых дней восстановления обитель, получившая статус ставропигиального монастыря, находилась под попечительством Первосвятителя Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Алексия II. Возрождение и укрепление монастыря совершалось при постоянном его внимании и заботе.
В 1993 году Святейший Патриарх возвёл в сан Игумении матушку Олимпиаду, настоятельницу монастыря, бывшую благочинную Рижского Троице-Сергиевого монастыря, в строительстве которого в период своего расцвета принимала участие Хотьковская обитель.
Матушка Олимпиада вместе с игуменским жезлом получила в управление полуразрушенный разорённый монастырь. И если в древние времена монашеская жизнь созидалась в пустынных местах, то теперь её предстояло возрождать на развалинах былого величия.
Но обращение русских людей к монашеской жизни не прекращалось ни в один из периодов нашей истории. Тысячи по зову души приезжали помочь восстановить Хотьковскую обитель, вернуть ей былой вид. А возрождённая обитель продолжает привлекать к себе желающих сменить мирскую жизнь на подвиг монашенствования.
По милости Божией возобновилась монашеская жизнь в Хотьковском монастыре. Много трудов несут сёстры с Матушкой Игуменией, чтобы восстановить прежнее благолепие поруганного монастыря и его духовные богатства, которыми он щедро делился с каждым приходящим, становясь центром религиозно-нравственного воспитания, христианского просвещения и благотворительности.
При монастыре действует воскресная школа, и уже 15 лет существует пансион для девочек. Открыта большая библиотека духовной литературы для жителей города. Следуя прежней традиции благотворения, сёстры взяли на попечение дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической лечебницы. В большие церковные праздники они навещают инвалидов, ветеранов труда и многодетные семьи.
В 2009 году наследие Русской Православной Церкви, небольшой частицей которого является и Покровская обитель, принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Великую Среду на Страстной Седмице Первосвятитель впервые посетил Хотьков монастырь.
Литургия Преждеосвященных Даров была совершена в Покровском соборе. Святейшему Патриарху сослужили архиепископ Сергиево-Посадский Феогност с братией Лавры, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, духовенство Покровского монастыря и Москвы.
В своем слове Святейший Патриарх Кирилл сказал, что очень радостно видеть в храме много детей. Воспитанные в Православии дети, наши наследники, понесут дальше свет веры, особую христианскую любовь – за ними возрождение России. Его Святейшество высказал пожелание, чтобы все монастыри возрождали исконно русскую, православную традицию – воспитания детей при обителях. В истории России было немало случаев, когда выходцы из монастырских школ становились выдающимися политическими и общественными деятелями, а также были святыми подвижниками и учеными монахами.
Святейший Владыка также уделил внимание монашеской жизни. По словам Его Святейшества, самым трудным из трех основных монашеских обетов – безбрачия, нестяжания и послушания – для сознания современного человека является обет послушания. «Но послушание не ограничивает человеческой свободы. Послушание Церкви – это свободная передача своей воли Господу».
Слово благодарности от Святейшего Патриарха Кирилла услышали также все паломники и благотворители, жертвующие свои средства на восстановление монастырей и храмов. «Вашими трудами возрождается образ Святой Руси».
Так в радостях и трудах продолжается возрождение обители родителей преподобного Сергия, всё больше людей притекает к древнейшей святыне, чтобы найти себе утешение и испросить у преподобных Кирилла и Марии помощи и укрепления. Созидание доброго христианского уклада в семье – главный подвиг для православных мирян, который требует великого терпения, кротости, самопожертвования. Среди окружающего духовного разорения совершить его можно только под покровом Всевышнего.
Преподобные Кирилл и Мария встали после своего успения на небесное служение – быть покровителями семейной и монашеской жизни, научая нас духовной связи с родителями, со своей землей, с любимой Отчизной. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями, обращение многих наших соотечественников к монашеству напоминает нашему российскому обществу о вечном образе Святой Руси.
Настоящий день обители полон всевозможных забот. Реставрируются храмы и монастырские здания. В Покровском соборе ежедневно совершаются богослужения. Сестры исполняют традиционные монастырские послушания – это церковное пение, работа в иконописной и швейной мастерских, подсобном хозяйстве, скотном дворе, благоустройство территории, выпечка просфор и хлеба, приготовление пищи и другое. На сон у них остается не больше шести часов в сутки.
Много различных дел нужно выполнить сестрам за день, но в основание всех монастырских занятий положена молитва.
На территории обители находится детский пансион для девочек. Воспитанницы получают среднее полное общее образование. В их обучении принимают участие сестры обители, имеющие педагогическое, музыкальное и художественное образование.
Для детей разного возраста открыта Воскресная школа, занятия в которой проходят по субботам и воскресениям. Также в выходные дни открыта библиотека, располагающая большим книжным фондом.
В наши дни монастырь живёт полноценной насыщенной церковной жизнью. Здесь каждый день осуществляются богослужения, проводятся поминальные и свадебные обряды.
В 2012 году исполнилось 20 лет возрождения монашеской жизни после разорения. А в 2018 году Покровский Хотьков монастырь отметил 710-летие своего существования.
Дай Бог, со временем отметит и другие юбилейные даты.


Рецензии
Псевдохристианство форева!

Нет в Библии никакой церкви и в помине. И не учил помазанник сторить монастыри и быть монахами и монашками.

Денис Фоменко   21.01.2019 05:54     Заявить о нарушении
Уважаемый Денис!
В Библии нет очень многого: жизнь на месте не стоит. В том числе, и жизнь верующих. Если Вас не убеждает почти тысячелетнее существование монастырей на Руси...
Нигилизм форева?

Светлана Бестужева-Лада   21.01.2019 15:46   Заявить о нарушении
Не-а, долговременное существование чего-либо не доказывает правоту этого.

Денис Фоменко   23.01.2019 04:11   Заявить о нарушении
Кстати, забыла спросить: кого Вы имели в виду под "помазанником"?
Если Господа нашего, то это просто фантастика.

Светлана Бестужева-Лада   24.01.2019 01:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.