Князь Игорь

            Есть такая опера. Называется "Князь Игорь". Написал её в 19 веке русский  композитор Александр Порфирьевич Бородин. Эта замечательная опера писалась в течении девятнадцати лет вплоть до самой смерти композитора. Когда что-то делает талантливый человек, он это талантливо делает на века. Очень современная вещица. Опера эта.
            В детстве папа подарил мне проигрыватель. Пластинок - море. Черные, толстые, виниловые. Разные. Первым делом, приходя из школы, я доставала этот папин подарок, ставила в центр комнаты на маленькую красную табуреточку, открывала крышку, в которой лежала, да, она уже лежала, эта заветная, дорогая моему сердцу, музыка. 1969 год. Именно в этом году опера "Князь Игорь" была записана Всесоюзной фирмой грампластинок "Мелодия". Так советское государство просвещало свой народ, не имевший возможности пойти в Большой театр. Да и Слава Богу. В памяти носителей остались выдающиеся постановки главного театра нашей страны. Опера "Князь Бородин" была записана на 5 пластинок. Я сейчас осознанно понимаю, что это было СЧАСТЬЕ иметь и слушать в тот период своего духовного роста именно эту оперу. Потому что эта музыка прививала вкус к прекрасному, к отечественному, к талантливому и НАВСЕГДА оставляла след в понимании того, что хорошо, а что плохо, что есть гениальность, а что есть пошлость. Скрип иглы не мешал. Он даже улучшал восприятие старины как истории своей страны. Я делала уроки, я читала, я писала, а музыка звучала на протяжении нескольких часов, пока не приходила мама и не разрушала такую тонкую связь меня с прекрасной историей. Любимые моменты оперы я слушала, не отрываясь ни на что.

Ария Князя Игоря, этого мужественного человека, полководца, который страдает от своего бессилья и от невозможности что-то сделать:

Ни сна, ни отдыха
Измученной душе:
Мне ночь не шлет отрады и забвенья.
Все прошлое я вновь переживаю,
Один, в тиши ночей:
И Божья знаменья угрозу,
И бранной славы пир веселый,
Мою победу над врагом,
И бранной славы горестный конец,
Погром и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за родину головы сложивших.
Погибло все: и честь моя, и слава.
Позором стал я земли родной.
Плен, постыдный плен,
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня!

О, дайте, дайте мне свободу.
Я мой позор сумею искупить;
Спасу я честь мою и славу.
Я Русь от недруга спасу!

О, нет! Эти слова не передают настолько явно, с каким чувством поёт Князь Игорь! И мелодия красивейшая. Просто необыкновенная, нежнейшая. Особенно когда Князь поёт о ладе, о своей Ярославне. Только слушать! Однозначно!

Ты одна голубка лада.
Ты одна винить не станешь.
Сердцем чутким
Все поймешь ты,
Все ты мне простишь.
В терему твоем высоком,
В даль глаза ты проглядела.
Друга ждешь ты дни и ночи.
Горько слезы льешь.

Ужели день за днем
Влачить в плену бесплодно.
И знать, что враг терзает Русь?
Враг, что лютый барс.
Стонет Русь в когтях могучих.
И в том винит она меня!

О, дайте, дайте мне свободу,
Я свой позор сумею искупить,
Я Русь от недруга спасу!

Ни сна, ни отдыха
Измученной душе:
Мне ночь не шлет надежды на спасенье:
Лишь прошлое я вновь переживаю,
Один, в тиши ночей...
И нет исхода мне!
Ох, тяжко, тяжко мне!
Тяжко сознанье
Бессилья моего!

      
Ария хана Кончака. "Здоров ли ты, князь?"

Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и с лёту птицу не сбивают?
Возьми моих!

(Князь Игорь:
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
да соколу в неволе не живётся.)

Всё пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
и взят с дружиной в плен;
мне отдан на поруки, а у меня ты гость!
Тебе почёт у нас, как хану,
всё моё к твоим услугам.
Сын с тобой, дружина тоже,
ты как хан здесь живёшь,
живёшь ты так, как я.
Сознайся: разве пленники так живут? Так ли?
О нет, нет, друг, нет, князь,
ты здесь не пленник мой,
ты ведь гость у меня дорогой!
Знай, друг, верь мне,
ты, князь, мне полюбился
за отвагу твою да за удаль в бою.
Я уважаю тебя, князь,
ты люб мне был всегда, знай!
Да, я не враг тебе здесь, а хозяин я твой,
ты мне гость дорогой!
Так поведай же мне,
чем же худо тебе, ты скажи мне.
Хочешь, возьми коня любого,
возьми любой шатёр,
возьми булат заветный, меч дедов!
Немало вражьей крови мечом я этим пролил;
не раз в боях кровавых
ужас смерти сеял мой булат!
Да, князь, всё здесь,
всё хану здесь подвластно!
Я грозою для всех был давно.
Я храбр, я смел, страха я не знаю,
все боятся меня, всё трепещет кругом!
Но ты меня не боялся,
пощады не просил, князь.
Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным,
А другом надёжным, а братом твоим
мне хотелось бы быть, ты поверь мне!
Хочешь ли пленницу с моря дальнего,
чагу, невольницу, из-за Каспия?
Если хочешь, скажи только слово мне,
я тебе подарю.
У меня есть красавицы чудные:
косы, как змеи, на плечи спускаются,
очи чёрные, влагой подёрнуты,
нежно и страстно глядят из-под тёмных бровей.
Что ж молчишь ты?
Если хочешь, любую из них выбирай!

             Много, очень много исполнителей, выдающихся певцов пели эту партию. Я слушала Шаляпина, Ведерникова, Михайлова, Магомаева, Рейзена и ещё нескольких певцов. Но запомнились прежде всего вышеперечисленные. Конечно, я слушала в записях. Слушать Федора Шаляпина в живую, это надо родиться когда? В начале века. Но скажу, что нижнюю ФА кажется не взял. Во всяком случае эта нота вырезана из записи Шаляпина. Арию Князя спел, а слов про булат как будто бы и нет. Во всяком случае все равно выдающееся исполнение. Шаляпин он и есть Шаляпин. Мне очень нравится идеальное исполнение Александра Ведерникова, и особенно Максима Михайлова. Михайлов в арии Кончака - это сам Кончак.  У нас в России есть столько мощных певцов - мужчин, прямо мощнейших, что кроме Лемешева и Собинова, стоило бы знать хотя бы их имена. Так шикарно петь, это надо было пройти ТАКУЮ школу жизни. О Шаляпине мало мальски знают. В детстве Федор Шляпин жил в тяжелейших бытовых условиях. Образования по бедности не получил. Первые музыкальные впечатления получил от  матери. Мальчик приобщился к пению в 8-летнем возрасте, когда начал петь в церковном хоре и на свадьбах, а потом участвовал в различных антрепризах в Казани и других провинциальных городах России в качестве хориста.
              Примерно такое тяжелое детство было и у певца Максима Михайлова. Родился в бедной крестьянской семье. Учился два года в своей деревне, затем перешёл в земскую школу, которая находилась в двух километрах от родной деревни. В понедельник уходил с сумкой за плечами, с хлебом, а в субботу — обратно домой. В земской школе был хор, в котором он пел тогда ещё дискантом и был даже солистом. Однажды в школу приехал учитель, брат сельского священника. Послушав пение Максима, он увёз его к себе в школу за Казань. Когда мальчик переходил в последний класс, учитель стал развивать у него бас. К концу учебного года Максим Михайлов пел уже басом. Вскоре вынужден был уйти из дома на заработки — работал грузчиком на волжских пристанях и на рыбном заводе в Казани. С 1909 года пел в церковных хорах. В это же время стал вольнослушателем пастырских курсов. Закончив курсы, был рукоположен в диаконы в Уфимский собор. Служил протодиаконом в Омске, в Казани, в Москве и одновременно брал уроки пения у певца Большого театра В. В. Осипова. Нет, тот Осипов не мой родственник. В 1930 году Михайлов оставил служение, не снимая сана, и поступил в оперную труппу Всесоюзного комитета по радиовещанию, где был солистом. Был солистом и Большого театра СССР. Скончался 30 марта 1971 года от гангрены обеих ног. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Патриарх Пимен благословил отпеть его в облачении и поминать как протодиакона. Перед смертью принял монашеский постриг. Я рассказала больше о Михайлове только потому, что он мне самой очень очень нравится.

             Но все, абсолютно все, выше перечисленные певцы заслуживают огромного внимания и уважения с нашей стороны. Ведь певческое искусство таково, что кроме голоса в артисте важны актерские качества, подача материала, полное слитие с героем произведения, внешние данные. И, конечно, тонкая грань золотой середины. Чтобы ни туда и ни сюда. А именно там, где и должно быть. Этому вряд ли можно научить. Этому сама жизнь учит и самосовершенствование на протяжении всей своей жизни.

Половецкие пляски.

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
Ты туда и улетай.

                Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Хан Кончак предлагает пленённому князю Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их. Когда противник признает внутреннее превосходство своего врага, то это, знаете ли...дорогого стоит...
   
                Красивейшая музыка сопровождает оперное действо. Александр Бородин был прекрасным мелодистом, сочинителем удивительной чувственной тончайшей русской музыки.

                Ах, забыла. Если кто не знает... источником либретто оперы "Князь Игорь" послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. В школе именно в то время, когда я слушала дома на пластинках эту оперу, мы проходили "Слово о Полку Игореве". Было задание - сравнить старый текст и перевод его на более понятный нам современный язык. Я отметила, что мне больше нравится старая рукопись. Новую я не восприняла. Учитель, удивившись, меня не понял и поставил тройку.
      
              Я до сих пор не понимаю учителя, А ЗА ЧТО?

   


Рецензии
Удалось Вам, Ольга, передать настроение оперы.
Отмечу только одно: опера Бородина и само "Слово о полку Игореве" - совершенно разные произведения, и никакой перевод не в состоянии даже близко сравниться с первоисточником.

С уважением,

Санджак Марат Анатольевич   09.05.2019 11:20     Заявить о нарушении
Согласна. Рассказ был так задуман мною. Благодарю за частичку души, выраженную в Ваших словах.

Ольга Осипова 6   10.05.2019 23:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.