Вот так новости!
– К нам едет ревизор? – кем-то сказано вовремя и к месту. Все засмеялись.
– Если бы только ревизор... Хуже!- ответил Юрий Акимович.
Мы, пятнадцать студенток четвёртого курса иняза, группы немецкого и английского языков, заинтригованные странной новостью, не издав больше ни звука, садимся на свои места и удивлённым взглядом буравим куратора.
– Из ОблОНО пришло в деканат письмо. Ваша группа будет учиться только четыре года, так как в сёлах не хватает учителей немецкого языка, – продолжил Юрий Акимович.
– Ура! – заверещали мы хором, даже не подумав и не осознав, чему радуемся. – Здо-ро-во!..
– Зря радуетесь, – не поддержав наши бурные эмоции, заявил Юрий Акимович. – После пяти лет обучения вы бы стояли на двух ногах, то есть – два языка: немецкий и английский, а так вы будете стоять на одной – только немецкий.
Мы, наконец, уразумев слова куратора, тут же сникли, обсуждая неожиданную новость.
– Всё верно. Так и будет. А что делать? Опять за нас всё решили, даже не спросив нашего мнения.
– После новогодних праздников вам будет предложен список школ в посёлках области. Вы должны выбрать, на своё усмотрение, подходящее место и заявить об этом в деканат. Всем понятно? Ну, вот… примерно так. А сейчас продолжим урок.
Юрий Акимович, как всегда, краток, а краткость, как известно, сестра таланта. А нам, оставшимся в «растрёпанных» чувствах, не хватает ещё и брата таланта. Какой тут может быть урок, когда мысли скакунами носятся в голове, и остановить их невозможно. Масса вопросов!.. На них нужен ответ и – сразу,
сейчас! Наконец, долгожданный звонок прозвенел.
Пишу письмо домой:
«Мама, мы уже в июне следующего года заканчиваем обучение в институте. Сдав государственные экзамены, едем работать в школы области, будет представлен список сёл. Что выбрать? Ведь я, кроме Зилово и Бушулея, не знаю ни одной станции, ни одного посёлка. От железнодорожных школ заявок не будет, сказали. Получим диплом, когда отработаем три года в селе. Пока. На каникулы приеду домой, обо всё поговорим. До свидания».
Ответ от мамы:
«Аленька, здравствуй! Несколько раз прочитав твоё коротенькое письмо, посоветовались с отцом и решили: ты, окончив институт, приедешь к нам в Устюг. Учителя везде нужны, и нет разницы, где ты применишь свои знания, каких детей будешь учить. Они все наши – советские. Помню, как я восемнадцатилетней девчонкой добиралась через всю страну с сухарями в далёкое холодное Забайкалье. Осталась без родных и близких – не к кому было голову приклонить. Одна-одинёшенька! Как я скучала!.. А потом война! Голод, холод, болезни. Ты - маленькая, оставить не с кем. Бросала тебя с кем попало. А попробуй пропустить хоть один урок или опоздать – пойдёшь под суд! Не буду много расписывать, а только скажу: «Дом уже продан, хозяйство – тоже. Вышлю денег на билет, приедешь. Твою одежду, книги отправляем багажом.
До свидания, Аля, не скучай. Целую, мама".
Я не совсем согласна с мамой, хотя и хочется с ними поехать. Ведь я так мечтала посмотреть разные города! А тут такая возможность! А возьмут ли меня в школу без диплома, поверив только на слово? Ладно, поживём – увидим. Не буду паниковать раньше времени, да и не до этого сейчас: идёт зачётная неделя. И я должна выбрать какое-то село. Не могу же сказать комиссии о своих хитрых планах. Меня и так уже поторапливают, и ничего стоящего уже не осталось. Да и какая мне разница? Ехать, значит ехать. А сомнение всё же не даёт мне покоя.
Читаю: Улётовский район, село Горека. Какое противное название! Восьмилетняя школа-интернат. Нагрузка – четырнадцать часов в неделю. Классного руководства нет. И что же я там буду делать? Да ничего я там не буду делать. «Альбина, у тебя раздвоение личности. Ты остаёшься, наконец, или едешь? Определись всё же»! Я часто разговариваю сама с собой: успокаиваю, заставляю, стыжу, воспитываю.
Мой жених, узнав о моих планах и поняв, что я могу исчезнуть с его орбиты, делает мне предложение – выйти за него замуж.
Вот так оборотики-поворотики! А как же Устюг?! Во время государственных экзаменов мы расписались. Значит, Горека остаётся моей Горе – кой, а Устюг мне уже не светит.
Пришло время ехать на место назначения. Село с таким удручающим названием примерно в двухстах километрах от Читы. Место красивое! За рекой стеной стоит сосновый бор! Сосны, могучие лиственницы и основное богатство – кедр! Круто вывернув из-за сопки, Ингода здесь широкая и спокойная, будто остановилась на отдых. Сентябрь!.. Вся эта прелесть разукрашена художником – природой во все цвета радуги! Чудесная живая картина, ясно отражаясь в невозмутимых зеркальных водах реки, завораживает взгляд! И сам становишься сентиментальным, добрым, хорошим! Весь негатив улетучивается серым облачком. А ты стоишь, улыбаешься и насмотреться, и надышаться не можешь!
Деревня, как и многие деревни России (сужу по прочитанным книгам), бедна и грязна. На весь посёлок один «Смешторг», мы его называем «Смехторг», школа – интернат, Управление колхоза, общественная баня и акушерский пункт. Вдоль длинной грязной улицы стоят дома и домишки, хозяйственные постройки, огороженные кривыми, местами завалившимися заборами. Коровы, овцы, лошади ходят тут же, размешивая грязь дороги. Жирные ленивые свиньи лежат в грязи, потом скребут свои бока об угол дома. Лай собак, кудахтанье кур, охрипшее «пение» петухов. Трактора, комбайны, косилки, грабли, телеги... Вот такая «картина маслом»! Ужас!.. И привыкну ли я ко всему этому и надо ли привыкать?
Школа после ремонта чистенькая, пахнет масляной краской. Этот запах олифы, за которой мы с мамой ездили в ШЧ станции Зилово, болезненно напомнил мне мою родную школу, её зелёненькие парты, крашеный охрой пол, широкие окна, на подоконниках цветы. На стенах – алфавит, таблица умножения и карта мира. На переменах мы играли; например, найти города на букву «М». Конечно, прежде всего называли Москва. И мы уже неплохо ориентировались по карте: знали реки, города, моря и океаны, где север, юг, восток, запад. Скажу вам, очень даже полезное наглядное пособие!
Здесь тоже есть печка, только у нас она была прямо в классной комнате. На перемене, греясь возле неё, первоклассник Серёжка Авдюшев «признался мне в любви», сказав учительнице (маме): «Лидия Васильевна, я вырасту большой, женюсь на Вашей Альке. Вам куплю козу и шаль пуховую». Я со слезами на глазах, крикнула: «Нет! Мама, я не хочу на нём жениться! Он – дерун! (Драчун)».
Поселили меня, как и других приезжих учителей, в «учительском доме» – пятистенка на две квартиры. В нашей комнате с кухней квартируют четыре молодые учительницы, а за стеной один молодой парень – физик. Имя его – Вольдемар! Как же оно мне не понравилось! Надо же! Вольдемар!.. Два ударения в одном имени! Откуда он взялся? Ну да Бог с ним, не важно, какое имя, лишь бы человек хороший был.
Первое сентября! Начался учебный год. Нагрузка всего четырнадцать часов в неделю. Позже ещё дадут шесть часов труда – шить для мальчиков фартуки. Но это позже, а пока у меня много свободного времени. Придя из школы раньше других, готовлю на всех обед. Сидя на ступеньках высокого крыльца, пишу планы, греюсь в ласковых осенних лучах солнышка. Частенько навещают меня загорелые, крепенькие девочки, мои ученицы – болтушки-хохотушки. Угощают ягодой и кедровыми орехами. Говорят, что орехов в нынешнем году очень много.
Осень! Хозяюшки заняты заготовкой впрок: солят, квасят, маринуют, варят варенья. Повсюду ароматы ягод и грибов! Мой обострённый нюх, как и у всех женщин в соответствующем положении, привёл меня в один из дворов, где молодая хозяйка, раскрасневшаяся от жаркой печки, солит рыжики.
- Здравствуйте! Можно я побуду с Вами, посмотрю, как делаете горячий засол грибов?
– Пожалуйста, смотрите… – И ни слова больше.
Я присела на стоявшую во дворе чурку и, не отрывая глаз от чистеньких толстеньких рыжиков, глотаю слюну. Как же мне хочется съесть ну хотя бы один! А она, не обращая на меня внимания, берёт дуршлагом партию грибов и секунд на пять отправляет их в кипящую воду, или рассол. Вынув, укладывает в приготовленную банку, смешивая с приправами. Разговаривать ей некогда – я так поняла. Наслаждаюсь запахом распаренных рыжиков. Если бы знать, что мне не будет плохо от съеденного гриба, я бы обязательно выпросила один. Но надо помнить о человечке, который живёт под моим сердцем. Он тоже просит гриб, но ему ещё рано – как бы не навредить. Была бы на месте этой молодухи опытная женщина, она без слов поняла бы меня. А с этой мне не повезло, да и сама я виновата. Застенчивость – мой комплекс. Так и ушла не солоно хлебавши, но досыта нанюхавшись грибного аромата!
Иду на речку, я ещё ни разу не была там, любуюсь природой. Я очень люблю осень! Любую: разноцветную, солнечную, с танцем листопада; ненастную, слякотную, с жухлыми листьями под ногами, когда и сам тоже настраиваешься на грустный лад.
Перейдя по мосту на другой берег, остановилась на песчаном, с плоскими камушками пляже. Наверное, здесь молодёжь собирается летом – купаются, загорают. Как же хорошо! Пахнет рыбой, и мне сразу вспомнились гальянчики в нашей маленькой речушке. Здесь, наверное, крупная рыба водится! То там, то тут из воды выскакивают фонтанчики – рыба ловит мошек. Бросая камешки в воду, думаю о доме. Вспомнила маму, отца, сестрёнку с братиком. Они уже в Устюге. Мама пишет, что Славка пошёл в школу. Мама пока не работает. Отец устроился работать на сплаве леса. Река Сухона впадает в Северную Двину. На высоком берегу тянутся деревни, много храмов и церквушек, а на противоположном стоит стеной могучий сосновый бор. Местные мужики, по-вологодски окая, подшучивают над отцом: «Красавца привезла Лидия Васильевна на свою родину, видимо, для улучшения генофонда». Отец и сам хороший шутник и всегда найдёт, чем ответить.
Погода отличная! Можно искупаться, но нет купальника. Собираясь сюда, о нём я даже не подумала. Сняв кофточку, приподняв край юбки, брожу по мелководью. Мысленно я опять дома, уже в Кавекте. Захотелось поплакать. Мечтала самостоятельной стать, жить своей жизнью, и вот она… Пришло это время неожиданно быстро! Видимо, один год учёбы, украденный у нас, не дал нам как следует «вызреть». Как недоношенных детей, полуфабрикатов, выпроводили на все четыре стороны.
Грустные мысли прервал юноша, непонятно, когда и откуда взявшийся. Словно из-под земли вырос или с небес спустился? Стройный, как молодой саженец, смуглый, недоверчиво смотрит на меня. Я тоже испугана, и моё выражение, видимо, такое же.
Юноша не уходит, время от времени поглядывает на меня и ловко бросает плоские камушки в воду, да так, что, выпрыгивая, они образуют волнистые круги. Надев блузку, отряхнув юбку, беру книгу, которую я так и не начала читать, медленно удаляюсь, подумав: «Я, наверное, мешаю ему».
Два дня шёл дождь, но осень не спешила покидать землю. Придя в очередной раз на речку, внимательно смотрела, появится ли паренёк? Он опять оказался почти рядом и неожиданно. Может, он отсиживается в кустах? Мне всё интересней становится его появление, и я рада видеть его! Чем он занимается? В школе его нет, значит, он уже не школьник. Может, учится в Чите в ГПТУ? Или приехал к бабушке, дедушке погостить? Да, на деревенского парня он не похож. Деревенские отличаются самостоятельностью и выглядят старше своих лет. Мне хочется познакомиться с ним, поговорить.
—Размечталась! Прекрати! Что люди-то скажут, увидев нас вдвоём? Это же деревня! Тут такое напридумывают, за всю жизнь не отмоешься! Ты же учительница, притом немножко беременна. Муж твой, только что демибелизовался, (служил три года в Латвии) в городе таксует, а ты по воле судьбы оказалась здесь – в Гореке. Иди-ка лучше домой, Альбина, готовься к урокам.
Бабье лето радует тёплыми, солнечными денёчками! Сегодня издалека заметила, как юноша на велосипеде кругами катается по берегу, выделывая сложные пируэты. Увидев меня, заулыбался и кивком головы ответил на моё приветствие. Взгляд паренька стал открытым, приветливым. А подойти стесняется. «Не глухонемой ли ты»? Неожиданно мелькнувшая мысль поразила меня как громом и молнией.
Сегодня он, сидя на велосипеде, показывал разные трюки: то едет, не держась за руль, а то, наклонившись корпусом назад, на одном заднем колесе. Разогнавшись, перескакивает через валун и, резко вывернув, возвращается, наблюдая за моей реакцией. Я громко хлопаю в ладошки, подбадривая его. Он счастлив! Он намеренно развлекает меня, хорошо понимая моё настроение. Сколько же ему лет? Шестнадцать, пятнадцать? Уходить не хотелось, но надо. Помахав ему рукой, сказала: «Пока, небожитель!», а он, в ответ, кивнув головой, оставил велосипед и поплёлся к воде, на ходу подбирая плоские камушки.
Я почему-то чувствовала, что вижу его в последний раз, и мне опять стало грустно.
Праздник "День учителя" послужил хорошей возможностью поближе познакомиться с коллегами. Теперь по вечерам вместе пьём чай , много говорим. Каждой девушке есть что рассказать. Без десяти минут одиннадцать лампочка, мигнув дважды, настраивает на ночной покой. Но мы зажигаем керосиновую лампу и в романтической обстановке продолжаем бодрствовать.
– Давайте пригласим физика чай пить. Он сегодня из города приехал. Конечно, мама напекла ему всякой всячины, – предлагает старшая из нас Валентина. Она уже третий год отрабатывает свой диплом. Мы уважаем её за трудовой подвиг и всегда прислушиваемся к её мнению. Обрадовавшись хорошей идее, уже в четыре кулачка стучим в стенку соседу.
Вольдемар, иди к нам чай пить! За стеной слышится непонятный бубнёж, и уже через пару минут физик стучится в нашу дверь. Мы, вереща от радости, дружно встречаем его, а больше всего рады кулёчку: колбаска, пирожки, варенье! Вот это да! Вальдемар тоже рад, ведь ему скучно одному. Нас-то четверо всё же. Взахлёб, беседуя на разные темы, начинаем спорить, да так, что перья летят! Наше чаепитие заканчивается "разводом". Обидевшись, Вальдемар уходит. И почему нас дружба не берёт? Почему нет согласия? Хорошо, что сосед зла на нас долго не держит. В следующий раз всё происходит почти по такому же сценарию.
И вот случилось непредвиденное!: Вальдемар перестал навещать нас. Преподавая в вечерней школе, он познакомился там с молоденькой русоволосой доярочкой. Румяная, ну... просто кровь со сливками! Мы за него радовались. И всё же нам стало чего-то не хватать: его гостинцев что ли?
— Не скучайте, — говорит Валентина.— Закончится уборочная, опять будет "весело."
Механизаторы будут напрашиваться в гости. Среди них есть и женатики.
— Что?! И как ты с ними разговариваешь, как ведёшь себя?
— Между прочим, они хорошие ребята, — не наглеют. И почти все — мои ученики в вечерней школе.
— А вот с этого места поподробней, пожалуйста! Как в фильме "Весна на Заречной улице?
— Да, примерно, так. Сами увидите.
— О! Как интересно!..
В один из обычных учебных дней директор приглашает меня в свой кабинет и, держа какой-то документ, читает: «Решением Министерства образования Вы переводитесь в распоряжение ГорОНО с последующим трудоустройством по месту жительства».
– Так что собирайтесь, Альбина Петровна. Завтра Вас увезут до Улёт. А там сами автобусом до Читы.
Я в недоумении. Что это? Кто опять решает за меня?
– Вам не понравилось у нас? Могли бы доработать учебный-то год. Бросаете детей!..
- В январе я уйду в декретный отпуск, надо обследоваться, а здесь нет таких условий, – вернувшись из стопора, наконец, объясняю только что придуманную причину.
Директор буравит меня взглядом, так, что я вся съёжилась, похолодела.
– Наши бабы без врачей рожают и ничего… вон какие деточки – залюбуешься!
Я ещё не совсем вышла из оцепенения и не нашлась что сказать.
– Ладно, ладно, понимаю. Не поминайте лихом. Счастливого пути, Альбина Петровна.
Почти ни с кем не попрощавшись, я уже на другой день оказалась в городе. Радости не чувствовала. Ощущалась скорее горечь от расставания с подружками и школьниками. И опять неопределённость, забота… Куда пойти – податься?!
А юноша?.. – Спасибо тебе, мальчик! Ты коснулся моего сердца, как солнечный зайчик! Я буду помнить тебя и твои «блинчики» на реке. Конечно буду скучать. Будь счастлив, небожитель! А надо ли желать ему счастья? Ведь он Ангел! Ангел хранитель! И появляется на земле для того, чтобы сделать людей чуть-чуть счастливее!
Свидетельство о публикации №219012000341