Анахарсис

Число семь в Древней Греции считалось сакральным, ибо было числом бога Аполлона. По наследству эта сакральность передалась современному человечеству, причём с веками она приобрела ещё большую значимость. Если не каждому, то многим известны семь чудес света, семь небес со счастьем на седьмом небе, семь холмов, на которых стоят Рим и Москва (в последнем случае выискивают бывшие холмы даже на месте явных природных ложбин), семь возрастов человека*, семь дней недели, в конце концов, и т.д.
_________________________________
* Семь возрастов человека: 1) от рождения до 7 лет — детство; 2) от 7 до 14 лет — подросток; 3) от 14 до 21 года — юность; 4) от 21 до 28 лет — молодость; 5) от 28 до 35 лет — в расцвете лет; 6) от 35 до 42 лет — зрелость; 7) от 42 до 49 лет — старение. Далее следуют старость и кирдык.

Очень знаменитыми в античные времена были семь мудрецов. Нынче они подзабыты, равно как и их мудрые изречения вроде «всё своё ношу с собой», «худших везде большинство» или «знай всему меру». Но древние почитали их беспрекословно.

Из семи мудрейших неизменно во все времена назывались имена четверых: основоположника древнегреческой (считай, европейской) философии Фалеса Милетского, афинского законодателя Солона, общественного деятеля Бианта Приентского и правителя Митилены Питтака. На оставшиеся три места мудрецов исстари претендуют несколько кандидатов. Но лишь один из них не грек, а пришлый — скиф Анахарсис.

В отличие от прочих мудрецов личность Анахарсиса всегда, из поколения в поколение присутствует в нашей жизни и влияет на каждого из нас. Анахарсиса нет в Западной Европе, но народы Восточной и Южной Европы, народы прочих континентов он терзает и унижает неутомимо. Более того, сила его влияния с каждым разом возрастает. И хотя имя Анахарсиса мало кому известно, поскольку помнят конкретно о нём редкие любители истории, но о заложенных его литературным образом в общественное сознание мыслях и устремлениях уже которое столетие спорят и ломают копья лучшие умы нашего общества. Похоже, что именно по следам его деяний создал великое стихотворение-поэму «Скифы» поэт-провидец Александр Блок; ответом на зов Анахарсиса стали сокровенные строки Анны Ахматовой:

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт её, —

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Так кто же он такой — этот мудрец Анахарсис?

Если верить философу и биографу философов Диогену Лаэртскому, «скиф Анахарсис был сыном Гнура... , царя скифского; мать его была гречанка; поэтому он овладел двумя языками»*. Здесь же отметим, что у царевича имелся брат Савлий**, который двумя языками скорее всего не владел. Можно предположить, что братья были рождены разными матерями.
_________________________________
* Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1979.
** В ряде источников, в том числе в книге Диогена Лаэртского, Савлия называют Кадуидом.

Современные исследователи вычислили, что родился Анахарсис около 614 г. до н.э., а в 594 г. покинул Скифию и отправился в Афины. По свидетельству писателя Лукиана Самосатского*, в Грецию Анахарсис прибыл уже будучи убеждённым поклонником всего греческого. Цель его была «впитать в себя “всё самое прекрасное в Афинах, а потом и в остальной Греции”, узнать “про законы, что мудрее всех, и про людей, что лучше всех и... обычаи и празднества их всенародные, и жизнь и строй государственный”»**. Другими словами, Скифия для Анахарсиса была чужой и обыденной, мечтой же его сызмальства стали греческие города и греческая культура. Только не будем воображать себе юношеские восторги от чьих-то рассказов о скульптурах Праксителя или Фидия, о комплексе строений Афинского акрополя или от чтения великой древнегреческой драматургии и философии. Ничего этого во времена Анахарсиса ещё не было даже в зародыше. Скорее всего, молодой человек относился к той категории людей, кто по природе своей презирает соотечественников — людишек, которых ежедневно видит в их обыденной жизни с мелкими однообразными заботами и надеждами, со всеми гадостями, которые присущи человеческому общежитию. Таким натурам противна вечно одинаковая, не так, как надо, обустроенная родная земля, а потому их влечёт всё иноземное, приукрашенное собственной фантазией по принципу «там хорошо, где нас нет», для таких чужой народ — лучший народ на планете, и наивысшее счастье для них — стать частью чужого «счастливого» и «справедливого» народа.
_______________________________
* Лукиан Самосатский. Скиф, или Друг на чужбине. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. — СПб.: Алетейя, 2001.
** Гутнов Ф.Х Скифские портреты. — Владикавказ, журн. «Дарьял», № 3, 1999 г.

В первый же день пребывания в Афинах Анахарсис случайно встретил ещё одного скифа — некого Токсарида. Этот низкородный варвар бросил на родине жену и детей и уехал в Афины. Там он стал врачевать, имел успех, а потому остался в Элладе навсегда. Впоследствии греки возвеличили Токсарида как героя и даже обожествили. На родине же о нём лишь изредка поминали недобрым словом. Анахарсис восторгался Токсаредом и при встрече просил предателя стать ему проводником в новой жизни.

Токсаред представил молодого человека афинскому законодателю Солону. Мудрец сразу же проникся к Анахарсису всей душой, принял царевича как родного сына и тридцать лет опекал его. Благодаря протекции Солона Анахарсис стал гражданином Афин и единственным в истории иноземцем, кого старейшины законно посвятили в свои Элевсинские мистерии* — тайные культовые обряды в честь богинь плодородия Деметры и Персефоны, к которым допускались далеко не все афиняне, но только посвящённые. По преданию, эти мистерии символизировали единение человека с богами, даровали ему бессмертие и божественную власть в потустороннем мире. Помимо этого, скифский царевич участвовал в нескольких Олимпиадах и даже был победителем игр. В каких состязаниях он участвовал, история умалчивает. Под конец Анахарсиса избрали членом ареопага — самого авторитетного органа высшей и судебной власти в Афинах VI в. до н.э.
________________________________
* «Каждый гражданин греческого государства мог стать деятельным участником большинства праздников, а наблюдать за праздничными церемониями не возбранялось никому. Но определенную группу праздников справляли только посвященные в таинства, и лишь им позволялось видеть действия на торжествах, называвшихся мистериями и оргиями». (Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. — СПб.: Алетейя, 2010).

При этом, будучи в числе предтеч философии киников, все годы в Греции Анахарсис оставался бездомным. Жил мудрец на повозке, отчего его порой сравнивали с богом Гелиосом, который странствует на колеснице, посещая то ту, то иную сторону неба. Царевич и в самом деле много путешествовал по городам и островам Эллады, посещал знаменитых греков и познавал их мудрость. Он побывал на Лесбосе, в Беотии, Коринфе, Фивах, Фокиде, далеко за пределами греческого мира в Египте, в Персии и на Сицилии. При этом каждое путешествие Анахарсиса завершалось в Афинах. Скифии для царевича не существовало.

В 558 г. до н.э. умер престарелый Солон — ему было более девяносто пяти лет. Покровителя не стало, и тогда потрёпанный жизнью стареющий Анахарсис вдруг вспомнил, что он скиф. Пришло время возвращаться на родину.

О том, что случилось потом, рассказал Геродот.

«Скифы также старательно избегают пользоваться обычаями других народов и больше всего эллинскими, как показала судьба Анахарсиса… Анахарсис, после того как посетил многие земли и в каждой из них воспринял много мудрого, возвращался в местопребывание скифов. Плывя через Геллеспонт*, он прибывает в Кизик** и застаёт кизикенцев очень пышно справляющими праздник в честь Матери богов***. Анахарсис принёс Матери обет; если здравым и невредимым возвратится к себе, то будет совершать жертвоприношения таким же образом, как он это видел у кизикенцев, и установит ночное празднество.
_________________________________
* Ныне это пролив Дарданеллы.
** Не существующий в наше время древнегреческий город, который погиб во время землетрясения 1063 г. Руины Кизика расположены среди болот турецкого полуострова Артаки (Капу-Даг), выдающегося в Мраморное море.
*** Речь идёт о культе Кибелы, богини плодородия и матери Зевса. Поклонники Кибелы в ходе посвящённых ей ритуалов избивали друг друга, наносили тяжкие раны, а молодых мужчин оскопляли.

Когда же он прибыл в Скифию, то, углубившись в так называемую Гилею* (а она находится близ Ахиллова бега** и вся полна разнообразнейшими деревьями), так вот, углубившись в неё, Анахарсис стал совершать весь обряд в честь богини — с бубном, увешав себя священными изображениями.
_________________________________
* Гилея — священная роща скифов, располагалась в низовьях Борисфена (Днепра).
** Ныне это косы-острова Тендра и Джарылгач, относящиеся к Херсонской области. В древности там был одна коса, образованная наносами неизвестных ныне древних рек, и протяженностью более 130 км. Согласно преданию, на этой косе Ахилл либо тренировался в беге, либо гнался за богиней Артемидой, похитившей Ифигению, спас девушку и женился на ней. Оттого и дали косе такое название.

И кто-то из скифов, заметив, что он это делает, донёс царю Савлию. Тот прибыл сам, и когда увидел, что Анахарсис делает это, выстрелив из лука, убил его. И теперь, если кто-нибудь спросит об Анахарсисе, скифы утверждают, что не знают о нём, из-за того, что он побывал в Греции и воспользовался чужеземными обычаями»*.
________________________________
* Геродот. История. — М.: Наука, 1972.

Долгое время геродотова версия гибели Анахарсиса оставалась единственной. Но в наше время всё чаще обсуждается иная причина убийства странника. Загадка кроется в личности царя Савлия*. Геродот указывает, что Савлий был отцом Иданфирса — главнокомандующего скифским войском в дни нашествия персидского царя Дария I Гистаспа в 519 г. до н.э. Опираясь на эту дату исследователи предполагают, что Иданфирс родился примерно в 570-х — 560-х гг. до н.э. Если так, то отец его мог родиться не раньше начала VI в. до н.э., а следовательно был младшим братом Анахарсиса. Царская власть у скифов передавалась старшему сыну. Из этого делается вывод, что Анахарсис являлся законным наследником отцовского престола и был убит младшим братом как опасный соперник**. Чтобы оправдать убийство, по приказу Савлия в народе был распространён слух об измене Анахарсиса, предавшего и скифских богов, и скифский народ. А чтобы усугубить вину предателя, сообщалось, что обряд он взялся проводить в Гилее — священной роще, где народ возносил молитвы скифским богам. Т.е. это было прямое оскорбление и унижение собственно народных богов.
________________________________
* См. Дрёмин Г.И. Анахарсис — человек и легенда. Автор книги не профессиональный историк, но очень талантливый любитель, по причине чего к данному его тщательно проработанному труду формалисты относятся с предубеждением.
** См.: Хазанов А.H. Социальная история скифов. Основные проблемы развития древних кочевников Евразийских степей. — М: Наука, 1975; Скржинская М.В. Скифия глазами эллинов. — С-Пб.: Алетейя, 2001; Тереножкин А.И. Об общественном строе скифов. // СА. — 1996, № 2 и др.

Согласно другой версии, Анахарсис стал жертвой противостояния царской фамилии и жрецов-гадателей, желавших иметь такое же влияние на царскую власть, что и египетские жрецы. Ведь недаром главным обвинением против Анахарсиса оказалось служение чужой богине. Этим недоброжелатели явно намеревались скомпрометировать семью правившего царя Савлия, но были обыграны царским окружением, объявившим Савлия главным борцом за чистоту веры.

Наиболее достоверной представляется версия причин убийства Анахарсиса, которую предложил выдающийся отечественный археолог Борис Николаевич Граков*. Ученый высказал эту точку зрения ещё в 1940-х гг., но она необычайно напоминает ситуацию России наших дней. Согласно этой версии, уже в годы царствования отца Анахарсиса царя Гнура в скифской верхушке сложились две противоборствующие политические группировки — эллинофилов и традиционалистов, сторонников самобытного скифского мира. Эллинофилов возглавлял Гнур. С его согласия в скифских землях выходцами из Милета был основан город-колония Ольвия (близ современного Николаева). Он же отправил сына на обучение в Афины, видимо, предполагая с его помощью реформировать скифское общество по греческому образцу. Не удивительно, что сразу же после кончины Гнура, традиционалисты поспешили провозгласить царём юного Савлия, никогда не покидавшего Скифию. Анахарсис не захотел развязывать братоубийственную войну за власть и остался в Афинах.
___________________________________
* См.: Граков Б.Н. Скифы. — М.: Издательство МГУ, 1971.

Враги же его заранее объявили Анахарсиса богоотступником, приверженцем греческих богов. Скорее всего, план убийства законного наследника был разработан ещё до его появления на родине. И привести приговор в исполнение должен был родной брат царевича — признанный сакральный защитник скифской веры.

За Анахарсисом следили. Посещение им Кизика и мистерии в честь Матери богов пришлось как нельзя кстати. На заговор традиционалистов указывает тот факт, что мудрец тридцать лет жил в Афинах, участвовал во многих мистериях, но вроде бы не стал приверженцем никого из тамошних богов. А вот пробыв в Кизик, почему-то за пару дней вдруг оказался адептом богини Кибелы. Тем более, что в бурю на море во время путешествия в Скифию корабль Анахарсиса не попадал, нападению пиратов или разбойников не подвергался, с чего было закоренелому путешественнику, не раз бороздившему на судёнышках морскую стихию (вспомним путешествия на Лесбос или на Сицилию) давать обет Кибеле — не понятно. А ведь религиозные писатели средневековья, толкуя Геродота, даже высказывали предположение, будто Анахарсис в экстазе поклонения Кибеле самооскопился, стал женоподобным* и намеревался призывать к тому же всех скифов.
_______________________________
* См.: Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Глава II. // Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасётся? — С-Пб: Изд-во Олега Абышко, 2010

Как бы там ни было, но мудрец был убит братом вскоре после высадки на скифский берег.

Впрочем, всё это рассуждения современных историков.

Древние греки, презиравшие всех обитателей ойкумены за пределами греческого мира, всемерно использовали образ Анахарсиса для демонстрации превосходства греков над прочими народами. Сохранилось более шестидесяти повествований древнегреческих авторов, где восхваляются мудрость и таланты скифа, который сумел проявить себя только благодаря тому, что вписался в жизнь Эллады и почти стал греком, разве что говорил со скифским акцентом.

Подчёркивая заслуги Анахарсиса перед греками, Лукиан в «Правдивой истории» (сюжеты которой в XVIII в. беззастенчиво использовал Эдуард Распэ в «Приключениях барона Мюнхгаузена») поведал о посмертной судьбе Анахарсиса. Писатель передал потомкам устойчивое предание греков. После гибели мудрый скиф оказался на Острове блаженных, где вечно живут только герои и умнейшие из умных греков. Лукиан рассказал следующее: «…Из варваров там находятся оба Кира, скиф Анахарсис, фракиец Замолксис и италиец Нума, а кроме них ещё лакедемонянин Ликург, из афинян Фокион и Телл и все мудрецы за исключением Периандра. Видел я там и Сократа, сына Софрониска; он болтал с Нестором и Паламедом, его окружали Гиакинф-лакедемонянин, феспиец Нарцисс, Гилас и другие многие и прекрасные юноши. Мне показалось, что он влюблён в первого из них, по крайней мере он всё время выспрашивал его и опровергал его ответы. Я слышал, что Радамант (повелитель острова. — В.Е.) был недоволен Сократом и не раз грозил ему тем, что прогонит с острова, если он не перестанет болтать глупости и не захочет перестать иронизировать во время пиршества. Только Платона не было среди блаженных; о нём говорилось, что он живёт в вымышленном им же городе, подчиняясь государственному устройству и законам, которые он сам для него сочинил»*.
________________________________
* Лукиан Самосатский. Правдивая история. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. — СПб.: Алетейя, 2001.

Древние греки сложили в память о скифе назидательную эпитафию:

После скитаний далёких Анахарсис в Скифию прибыл,
Чтоб уроженцев учить жизни на эллинский лад,
Но не успев досказать до конца напрасное слово,
Пал он, пернатой стрелой к миру бессмертных причтён*.
______________________________
* Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.  М.: Мысль, 1979.

Для нас же Анахарсис навечно остаётся тем талантом и мудрецом, который предал собственный народ и предпочёл отдать свои дарования на службу враждебным его народу иноземцам. Как следует поступать с такими чужефилами, наглядно показал делом царь Савлий.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.