АБС 4. Бен Сира и Невухаднецар

Приди и посмотри, как велика была мудрость Бен Сиры. Они приносили ему меру (сеа) (1) пшеницы, и он говорил им: «Пересчитайте пшеничные зерна в этой мере, и вы найдете именно это количество зерен».

Его имя распространялось по всему миру, пока Невухаднецар, царь Вавилона, не услышал о его мудрости. От кого он услышал? От своих мудрецов! Когда мудрецы Невухаднецара узнали о мудрости Бен Сиры, они сказали: «Горе нам! (ой лану, вей лану) Теперь мы потеряем Невухаднецара! Давайте опорочим Бен Сиру перед царем. Он вызовет его, и мы зададим Бен Сире сложный вопрос, касающийся того, что мы знаем, а он нет. Если он не даст правильный ответ, мы его убьем».

Так они и сделали. Они сообщили царю, и он послал за Бен Сирой. Сказал он мудрецам: «О чем вы хотите его спросить?»

Они ответили: «Что такое «ой» и «неги»? (2) Если он знает, хорошо. Если нет, мы убьем его» (3). 

Чтобы привести Бен Сиру были призваны тысяча всадников, которые доказали своё мужество, отрезав свои пальцы,  и могли вырывать деревья с корнями прямо на ходу. (4) Всадники единодушно сказали царю:

 «Господин наш! Мы поедем в любую точку мира, в какую ты пошлешь нас,  но не заставляй нас идти к мудрецу  Израиля. Он уничтожит нас, как Элиша войска Арама». (5)

Невухаднецар написал в письме: «и даже зверей полевых отдал Я (Бог) ему (Невухаднецару) на служение» (Иеремия 27:6).

Он сказал им: «Когда Бен Сира будет говорить с вами, сообщите ему об этом знаке, что его Бог обещал мне, и он пойдет с вами». И он передал это письмо. Но когда всадники пришли к Бен Сире и показал ему письмо, тот сказал им: «Он послал вас не за мной, а за зайцем, которым я владею» (6).

Он тут же взял зайца и написал ему на голове: «Вот зверь полевой. Пусть он послужит тебе».

Удивился Невухаднецар: «Каким образом волосы зайца были выбриты чисто как пергамент? Этого нельзя сделать с помощью бритвы из железа или чего-либо еще. Я вижу, что его плоть все еще внутри, тогда как пергамент не может удерживать плоть в нем».

Он не смог выяснить, как это было сделано, поэтому он немедленно отправил еще один отряд к Бен Сире с запиской:

«Если ты не хочешь прийти в мою честь, приходи в честь своего зайца». Бен Сира был ошеломлен и согласился идти.

И когда он пришел к нему, ему было семь лет. Мудрецы Невухаднецара немедленно собрались и задали ему вопрос: «Что такое Ой и Неги?»

Бен Сира ответил: «Когда ты услышал обо мне, у тебя было Ой. И теперь, если я убью тебя, для тебя будет Неги».

«Объясни нам точно, что такое Неги, а что такое Ой». (7)

Бен Сира ответил: «Есть два вида вей с разными значениями. Если человек идет, хватает собаку и держит ее за ухо, «Ой» ему несомненно. (8) Но никогда ему не спастись от змеи, если прежде схватит его лев, тогда это будет Ой и Неги (ой ванеги!)».

Когда они услышали это, мудрецы испугались. Но они скрыли свой ужас и сказали: «Мы не знаем, что ты говоришь. Продемонстрируй Ой и Неги на наших глазах».

Бен Сира немедленно пошел и взял кристалл с двумя отверстиями и поймал трех змей и трех скорпионов.

Он поместил скорпионов в нижнее отверстие, а змей – в верхнее. Затем он закрыл кристалл и предстал перед царем. Мудрецы спросили: «Что в кристалле?»

«Посмотрите сами», – ответил он. Один из них положил руку в верхнее отверстие чаши. Чувствуя змей, он крикнул: «Ой! Что это?» Затем он положил руку в нижнее отверстие. Его поразил скорпион, и он крикнул: «Ой!» и «Неги!». (ой  ванеги!)

«Теперь вы знаете, что такое Ой и Неги», – сказал Бен Сира. «Вы видели их сами».

Мудрецы задрожали от страха и попадали вниз лицом. Тогда царь сказал им: «Мы договорились, что если бы Бен Сира не знал, что такое Ой и Неги, вы бы его казнили. Но так как он знает, теперь вы несете ответственность за смертный приговор, который вы хотели произнести ему».

Мудрецы ответили: «Царь может поступать со своими слугами так, как он хочет».

Он сразу же передал их Бен Сире, который сказал: «Разве вы не привели меня сюда с целью Ой и Неги?» Он бросил их в логово льва, где они умерли вместе с Ой и Неги (воплями и стенаниями).

Затем царь взял Бен Сиру, усадил его на золотой трон и возложил на его голову корону. «Я возведу тебя на престол, потому что ты готов быть царем».

«Мой господин, – ответил Бен Сира, – я не могу. Я слишком молод, а также не способен править Израилем, поскольку я не от семени Давида».

«Но Йеоаш стал царем в возрасте семи лет», – возразил Невухаднецар. (7)

«Он был царского семени».

Он сказал ему: Если ты не против, то оставайся здесь со мной в моем царстве, потому что я хочу спросить тебя обо всем, что я вижу в мире, что я не понимаю».

«Господин мой! – сказал Бен Сира, – спроси все, что пожелаешь, и я объясню все, что ты хочешь».

Царь задал ему двадцать два вопроса, и на все Бен Сира ответил.


Иллюстрация: Царь Невухаднецар II – скульптура американского скульптора Джорджа Стюарта (George S. Stuart, 1929 – ).



(1) Сеа – мера объема жидкостей и сыпучих веществ. 1 сеа приблизительно 7,3 литра. ЯЗ.

(2) В библейском иврите, используемом главным образом в Иеремии, нехи означает возглас тоски. Возможно, именно потому, что он отождествляет Сиру с Иеремией, автор «Азбуки Бен Сира» использовал это слово, а не какой-либо из его синонимов, для возгласа тоски.

Вопрос, который задают Бен Сира, вместо того, чтобы быть глупым, как можно было ожидать, оказывается настолько упрощенным, что любой человек с минимальным интеллектом мог легко дать соответствующий ответ. Однако, по-видимому, мудрецы пытались использовать негативную психологию, чтобы сбить с толку Бен Сиру. Задавая Бен Сире нелепо упрощенный вопрос, мудрецы ожидали, что Бен Сира, чья мудрость подвергается испытанию, придет к выводу, что этот вопрос имеет какое-то глубокое, скрытое значение. Войдя в заблуждение, даст надуманный и неправильный ответ, который затем оправдал бы требование мудрецов о казни Бен Сиры. Как оказалось, Бен Сира не попадает в ловушку, а с удвоенной силой поставляет простой, но правильный ответ к разочарованию мудрецов.

(3)Ой-ли «Увы мне (горе мне)» Исайя 6:5. «О! Ой! Вау! И т.д.»
Бехи ванеги «плач и стенание» Иеремия 9:9.
Ки коль неги нишма мицийон «отзвуки причитаний слышны с Циона» Иеремия 9:18. «плач, причитания». ЯЗ.

(4)  Эти действия использовались Бар Кохбой для проверки храбрости его будущих солдат (Таанит 4:8).

(5) См. Млахим 2 (4 Царств) 6:18. «И спустились они (Арамейцы) к нему. Элиша же помолился Господу и сказал: прошу, порази этих людей ослеплением. И он поразил их ослеплением, по слову Элиши».

(6) Тут явный намек на историю с поеданием живого зайца Невухаднецаром. Ответ Бен Сиры – издевательство над царем. ЯЗ.

(7) Автор этой рукописи был непоследователен и заменял библейскую Ой на раввинский эквивалент Вей. Другие рукописи поддерживают библейский текст на протяжении всего отрывка.

(8) Возможно пример Сиры основан на цитате из Сефер Мишлей (книги Притчи) 26:17: «Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору». ЯЗ.

(9) Ср. Млахим 2 (4 Царств) 12:1-2. «Семь лет было Йеоашу, когда он стал царем. В седьмой год (царствования) Йейу Йеоаш стал царем».



Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/20/1450


Рецензии