Пьеса 18. Картины

               
                Квантовая механика. Нильс Бор. Копенгагенская интерпретация.
                Без  наблюдателя окружающая реальность     представляет собой  лишь вероятностную форму. Конкретная реальность появляется лишь с приходом наблюдателя.

КАРТИНЫ
                Драма в двух действиях, без антракта
Ролей: 1 жен.; 1 мужск.
Массовка; артисты пантомима
Время действия:
Действие пьесы охватывает два года.
Место действия:
Реальный мир
Иная реальность
Действие первое
Сцена 1               
Комната с окном. За окном – ясное утро. Открывается пейзаж –  живописный осенний сад.
            В комнате молодая, достаточно привлекательная женщина Полина. Она худощава. Бледнолица. У неё парик. Она – брюнетка.
       Одета по-домашнему. На ней – белая сорочка. Она сидит, повернувшись всем телом в зрительный зал. В руках у неё кисть для рисования. Перед ней – треножник.
Направо – диван.
Налево – телефон.
             Полина задумчиво смотрит на незаконченную картину.

Полина. Я рисую город. Дома, улицы, прохожих. Получился дом с узорчатыми ставнями. И мостик через реку, с проломанной дощечкой. (Делает мазок). Старательно вывожу дощечку. Представляю, как неудобно людям перебираться на другой берег реки по неисправному мосту.  (В зал). Я выдумываю людей – жителей города. Продумываю их характеры. Придумываю для них привычки, хорошие и скверные. Зачем?..
    Вскакивает. Ходит из угла в угол по комнате.
Я не художник. Но с детства мечтала рисовать... Тогда не сложилось, не получилось. Жила в деревне. (С теплом). Школа. Восьмилетка.  Пять классных комнат. Будучи тщеславной девочкой,  училась хорошо. Мечтала. О чистых простынях. Колготках.  Не все жили так, как мы.  (Жалобно).  Колодца во дворе не было.
  За сценой голос: «Полька! Нанеси воды!».
Натянув валенки, набросив тулуп, мчалась к колодцу. Красными руками, подхватив обледеневшее ведро, спотыкаясь (отряхивается, словно на ней капли воды),  быстро возвращалась домой. Только бы ей угодить. Только бы моя уставшая мать, потерявшая сон,  не бранилась. Пять раз дойка. Первая – в три утра.
Бранилась она шумно. Я научилась не слышать. А до художественной школы – пять километров. (Озирается).  Полем.  Отложив мечту на долгие годы, жила, как могла. В шестнадцать лет, не покорившись деревне, сбежала в Москву.
  На заднем плане – толпа людей.
Суета, подхватив меня, понесла через годы. (Обреченно). Видать, время пришло... Рисовать. (В зал). Муж со мной не развелся. (Задумчиво). Приезжает, оставляет деньги, уезжает к другой. Вначале я плакала, потом стала рисовать.
           Возвращается к картине.
Я очень стараюсь, продумываю каждый мазок. Вот трамвайная остановка. Маленькая, стеклянная. К ней по черным рельсам спешит красный трамвай. За трамвайной остановкой – булочная, при булочной - пекарня. Каждое утро в булочной продают свежий хлеб и румяные крендельки.  (Со вздохом усталой старухи).  Люблю крендельки, их вкусно готовила бабушка. Ещё она замечательно лепила пельмени.  В нарисованном мной городе есть уютная пельменная на шесть столиков. Она  находится в двух шагах от теплой булочной.
 Уходит в кулису и переодевается там. На ней – платье. Выкатывает небольшой стол. На столе приборы. Накрыто на две персоны.
Наверное, это счастье жить в нарядном городе. Где мало людей. Где все друг друга знают.
    Придвигает стул. Усаживается за стол. Сидит, уставившись в сторону воображаемого  собеседника. Говорит, как будто продолжает начатый с ним разговор.
Я писала тебе письма, Игорь. Много писем. (Прячет лицо в ладонях. Всхлипывает. Быстро приходит в себя). Как ты живешь? Без меня.  Счастлив ли ты? Помнишь, Игорь, мы были счастливы. Вместе. Там. (Мечтательно). На острове. (Зло). Пока не явилась она.
   Отворачивается от мнимого собеседника. Сидит, уставившись в пространство.
Я всегда знала. Чувствовала. Умирала. Каждый день по-разному. То медленно и тихо. То мгновенно.
      Всё пронизано красным светом. Слышен крик чаек. Шум волн.
Душное море. Потные люди. Жара. Я заметила ее издалека, но сделала вид, что не вижу. Напрасно. Она подбежала, подлетела. Бывшая любовница моего мужа. Общая знакомая. Она держала за руку ребенка. Его? (Сжимает кулаки).
Шла берегом. Долго. (Начинает ходить взад и вперед). Мимо роскошных гостиниц. Вышла на дикий пляж. Редкие брезентовые палатки. Чугунные котелки над кострами.
Звонкие голоса. Русские? Подошла. Спросила. Обняли, как родную. Плеснули водки. Потеплело внутри. Расплакалась. Рассказала им всё. (Взахлеб). Она – высокая и стройная.  С ней ребенок – лет пяти, рыжеволосый. Почему он так поступил? Со мной.
   Обнимает себя за талию.
Кто-то обнял. Поцеловал. Надел шлем на голову. Подвез. Я не запомнила его лица.
Вернулась в бунгало. Уткнувшись лицом в картину во всю стену, всхлипнула. Пристально всмотревшись, увидела чужое уставшее лицо. Я много выпила. Сколько? 
  У неё недоверчивое выражение лица.
В какую-то секунду мне показалось, что по ту сторону – другая женщина ругается. С кем? С мужчиной крепкого телосложения. Потом… он с силой двумя руками толкнул ее. (Отходит ближе к кулисе).
   За сценой – щебет птиц. На сцену выходят мужчина и женщина. На них телесные одежды. В руках у них дерево. Они располагают его посреди комнаты. На дереве – красное яблоко.
Начинается миниатюра трагического свойства. Метафорическая  тема: Адам и Ева.
Ева уговаривает Адама сорвать яблоко. 
Гремит гром. Затемнение. Полная тьма. На сцене – круг света.
Полина делает шаг  в круг. Со всех сторон – шум разбитого стекла. 
Опять дежурное освещение на сцене.
Мужчина в черном смокинге. Женщина в красном платье. Танцуя, они выказывают ненависть друг к другу. Он её толкает. Она падает.
Затемнение. Полная тьма.
Свет возвращается. На сцене – Полина.
 (С вызовом). Я видела это! Потеряв  равновесие, женщина упала.
    Отходит на край сцены.
(В зал). Что вы знаете о картинах!? Что вы чувствуете, разглядывая их. За каждой рамой – жизнь. Счастливая. Несчастная. Долгая. Короткая. На несколько минут вы погружаетесь в чужую судьбу. Заглядываете в иную реальность. (Устало). Нельзя долго смотреть на картины.
        Ложится на пол, приняв позу эмбриона.
(Обреченно). Он пришел на рассвете. Выключил свет. Поднял сырые банные полотенца, валявшиеся на ковре. Нервно спросил: «Ты опять пила?»
    Вскакивает. Подходит к воображаемому собеседнику.
Игорь, я пила. (Кричит). Черт бы ее побрал! Она приехала с ребенком! Я все знаю, Игорь! Уедем, Игорь? Сегодня!
   Отворачивается от воображаемого собеседника.
Мы вернулись в страну. Доктор прописал транквилизаторы. Я старалась забыть его бывшую любовницу. Я пыталась не думать о рыжеволосом ребенке. Чтобы заглушить боль, я пила.
   Возвращается к воображаемому собеседнику. Задумчиво смотрит на «него».
Игорь, я писала тебе. Игорь, я просила тебя. Ты же понимаешь: мне плохо. (Кричит). Что ты знаешь про одиночество!? Ты жалуешься, что ребенок активный, а собаки невоспитанные. Ты устаешь от шума, гама и суеты. Пусть! Игорь! (Обреченно). Вокруг меня тишина. (В зал). Я больше не пью. Видите! В доме нет спиртного. Я пишу. (Машет рукой). Какой из меня художник!? Так. Рисую.
   Снимает платье. Кладет его на стол. Остается в сорочке. Подходит к картине. Берет кисть. Приступает к работе.
Город. Вымышленный. Уютный. Тихий. На перекрестке трех дорог - парикмахерская. Одна на крошечный городок, в котором  всего несколько улиц. Напротив парикмахерской - фонтан, но он не функционирует. (Зевает). Завтра изображу падающий снег. В том мире началась зима. Нелегко рисовать летящие снежинки. Получится ли у меня снегопад? (Пожимает плечами).  Пока не знаю.
    Бросает кисть. Подходит к окну. Говорит, оглядываясь через плечо.
Еще один день без него.
Сцена 2
   Тот же день. Действие происходит в иной реальности.
   Из-за кулис выезжает инвалидная коляска. В ней  – женщина, она один – в – один Полина. Женщину в инвалидной коляске зовут  Кристина.  Она улыбчивая, открытая. У неё парик. Она – блондинка. На ней – сорочка. Она подъезжает к столу. Берет платье. Надевает его. Прислушивается.
Кристина. Когда - же вернется Игорь?
   На авансцене появляется окно. Оно более походит на старинную раму для картины. Кристина подъезжает к окну. Смотрит через него.
Скоро пойдет снег.
   На авансцену падают снежинки. Шум толпы. Голоса за сценой. «С горки кубарем!» «А я на речку! Лед окреп»
Снег. Белый. Пушистый. Снежинки легко парят на ветру. Тихо ложатся на провода, крыши домов, мостик. (Тихонечко смеется).  Синоптики всегда ошибаются: еще вчера они обещали легкие осадки. (Прикладывает ладони к несуществующему стеклу окна). Сегодня. (Пауза). Начался обильный снегопад. Из моего окна хорошо проглядывается другой берег реки, городская площадь, музей.  Фонтан. Он давно не функционирует. (Пауза). Когда я была маленькая, папа сажал меня на широкие сани. Вез меня в сторону центральной площади. Вместе мы любовались елкой. Я любила блестящие елочные украшения. Папа завозил меня на санях под нижние ветки. (С восторгом). Я трогала стеклянный домик Бабы Яги, платье феи из фольги, перламутровые крылышки ангела...
  Пантомима. Ангел танцует за спиной Кристины.
(Вздыхает). С папой мне жилось легче. После себя папа  оставил  много тепла. И этот дом.  С узорчатыми резными ставнями. Папа был мастер на все руки. Когда он ушел, наступил период одиночества.
    Откатывает  коляску от окна. Смотрит в сторону стола. По глазам видно, что она мечтает.
Скоро заселится Игорь. Именно! Заселится. (Тоненько смеется). Он приезжает на  выходные с крошечным рыжим  хомячком и кошками. У Игоря две кошки. Одна взрослая. Ей десять лет. Она ленивая. Все время спит. Другая кошка – молодая. И очень прожорливая! (Звонко смеется). Как же мне хорошо с ними.
    Возвращается к окну. На её лице – восторг.
Такой снег! Сказочный! Снежинки, словно нарисованные. Сегодня ко мне придет Марфа. Подружки давно составили расписание. Приходят ко мне, придерживаясь расписания. Я понимаю. У них дети. Много забот. Хлопот. Я ни на кого не сержусь. Спасибо им за все. (Весело). С Марфой мы отправимся гулять. Марфа – школьная учительница. Заскочит ко мне после уроков. Напялит на меня шапку! (Фырчит). Терпеть не могу шапки. После них волосы, как у прилизанной кошки. На коляске Марфа отвезет меня в парк. В моем доме удобный спуск! Широкий пандус. Марфа худенькая. Почти тощая. Хорошо, что спуск удобный. Иначе, она бы не справилась с тяжелой коляской.  (Задумчиво смотрит через окно). Красота! Тучи разошлись. Выглянуло солнце. Снег блестит. Искрится. Волшебный мир! Я люблю этот мир! И своих друзей. И Игоря. И его хомячка. И его кошек. (Вздыхает). Кто-то придумал для нас высокое небо. Снег. Солнце. Все говорят, что это сделал Бог. (Голосом уставшей старухи). Если есть Бог,  почему я - в коляске?
    Отъезжает от окна.
(В зал). Иногда мне думается, что наш мир - искусственный. Что мы здесь все, как в аквариуме. Нас подкармливают, словно рыбок... Сегодня нам бросили чистый снег. Но на самом деле ничего нет! Ни этого неба, ни моей коляски. Нет времени! Нет «сегодня». Не было «вчера». Не будет «завтра». Всё это чья-то глупая фантазия, не более того, чей-то пространный вымысел.
    Уезжает в кулису.
Сцена 3
    Прошло больше трех недель. Действие происходит в реальном мире.
    День. Дом Полины. 
    У окна Полина. На ней халат. В руках у неё письмо.
    За окном пролетают желтые листья.
Полина. Вчера приходил Игорь. Сказал, что картина получилась. Особенно девушка. Инвалид.
    Протягивает руки в зал.
Она красивая. Тонкая. Она не может ходить. У неё отнялись ноги. 
    Поворачивается в сторону воображаемого собеседника.
(Неистово, с надрывом). Ты виноват передо мной! Виноват! (Равнодушно). Он похвалил картину и облизнулся. Пришлось кормить. (Вздыхает). Если бы я позволила, он приходил бы не раз в месяц. А гораздо чаще... (Весело хохочет). Покушать. (В зал). Но это глупо, не правда ли? Здесь - кушать, там - спать. А потом он ушёл... Оставил деньги и ушел. (Устало). Он обманывал меня много лет. А одним днём собрал вещи. В  трудный для меня час  ушел в другую семью.
    Разворачивает письмо. Читает вслух: «Здравствуй, Игорь! Я благодарна тебе за совместные прожитые счастливые дни. Когда-то я прощу тебя».
   Ёжится.
Опять одна. Холодно в доме. Нужна кошка. Она бы терлась о тапки. Так холодно, что я не могу ходить. Не могу работать.
     Стоит, уставившись в пространство.
Думаю о картине. Никто из обитателей несуществующего мира, никто из них не видел море. (Мечтательно). Море… Во время шторма волны в рост человека. (Пауза).  Следующей весной. Я уеду к морю.
Звонок телефона.  Полина подходит к телефону.
Женский голос: «Это Алена».
Полина. Какая Алена?
Женский голос: «Вы должны его отпустить».
Полина. Кого отпустить?
Женский голос: «Ему нужен развод».
Полина. Развод?
Женский голос. Мы все устали. После того, что вы пережили, он не может вам…
  Издалека её грубо прерывает мужской голос: «Что творишь, Алена!»
  Кто-то ТАМ бросает трубку. Короткие гудки.
Полина (обреченно). Развод?..
   Кладет трубку. Снимает парик. Швыряет его на стол. У неё лысый череп.
(В зал). Оленьку хоронили всем миром. Глубокой ночью пришла бабка Авдотья, соседка – ее хибарка стояла справа от нашего дома. Принесла свежие калачи. Душистый аромат сдобного теста наполнил комнату, в которой лежала она и сидели мы. Сглотнули слюну. Вытаращили глаза. Хочется спать. Нельзя. Почему? Не знаю. Не понимаю. Слышала, как рассказывали старухи, что покойники не любят спящих людей. Разве им не все равно?..
   Сгорбившись, ходит вокруг стола. В ее руках появляется белое полотно. Она покрывает им стол.
Помню, к пяти часам утра народу прибавилось. 
   Из-за кулис выходят бабки, деды и беременная женщина. В их  руках еловые ветки.
Тихо звучат ритуальные песнопения.
  В руках у Полины тыква и губка. Она ходит вокруг  стола. Вид у неё удрученный.
(В зал). Притопали бородатые деды. Плотно встали у изголовья покойницы. Нечем дышать. Открыли окна. (Стук открываемого окна). И дверь. (Грохот распахнувшейся двери). Разговоры. Тихие. О жизни. Смерти. Неурожайном годе. (Испуганно). Неожиданно в руках Оленьки погасла свечка.
    Полина оглядывается во все стороны.
Кто-то из присутствующих испуганно ойкнул. Сказали, что не к добру. (Обреченно). На рассвете к дому подошла скрипучая телега. Зевнул сонный мерин. Вынесли из дома небольшой гроб.
     Все пронизано красным светом. 
 (В зал). Бабки запричитали. Заголосили.  И все мы – дети. Деды запели.
       За сценой – крик петухов.
Моя тетя. (Пауза). Оля. Она умерла. Под Рождество. Онко. (Трогает себя). Безгрудая. Купила силиконовые протезы. (С вызовом). Кому я нужна!?
   Полина стоит неподвижно. Задумчиво смотрит в зал.
   За сценой голос: «Водила! Передай другому!»
(Испуганно). Стою колом. Не шелохнувшись. (Уверенно). Смерть меня не догонит.
    Подходит к окну. Оглядывается через плечо.
Следующей весной я уеду к морю. Этой зимой я не умру.
Сцена 4
     Тот же день. Действие происходит в иной реальности. 
     Кристина подъезжает к столу. Берет парик. Кладет его на колени.
Кристина. Ушли гости. Сколько разговоров было о море! Бескрайнем, манящем... Никто из присутствующих за столом никогда не видел моря, но были фильмы о нём, картины, книги.
   Из-за кулис выходит Игорь – молодой, открытый, улыбчивый. Одет по-домашнему. В руках у него кухонное полотенце и тарелка.
Игорь. Я читал, что иногда, во время шторма, волны поднимаются в рост человека. И даже выше!
Кристина. Как хорошо дома. (Широко улыбаясь). Как хорошо, что ты дома.
Игорь. Тебе понравился обед?
Кристина. Очень. Спасибо.
Игорь. Захотелось достойно принять гостей. Я старался.
Кристина. Отлично получился пирог!
Игорь. С ним столько возни.
Кристина. У тебя были верные помощники. Муся и Нюся. (Тихонечко смеется).
Игорь. Оставить свечи?
Кристина. Оставь. Посидим так.
    На столе появляются свечи. Вспыхивают.  Кристина показывает Игорю парик.
    Игорь задумчиво смотрит на Кристину.
Игорь. Зачем, Крис?
         Кристина дергает себя за волосы. Снимает один парик. Надевает другой.
Игорь (гладит её по руке). Было бы здорово отправиться к морю. (Мечтательно).  Весной. Взять палатку, продукты. Все необходимое для тебя, Крис. 
Кристина (воодушевленно). Поздней весной, когда хорошо прогреется воздух,  песок сделается горячим.
Игорь. Весной нельзя купаться. Может летом, Крис?
Кристина. Можно и летом, Игорь.
Игорь. Говорят, вода в море такая соленная, что даже те, кто не умеет плавать, не идут камнем ко дну.
Кристина. Я не умею плавать. Я никогда не видела море. А ты бывал за переделами нашего города? Раньше, хоть когда-то?
Игорь. Нет.
Кристина. И я – нет. Но я всегда мечтала о море, грезили им. 
Игорь. Никто никогда не видел море собственными глазами! Никто, никогда! А почему?!
Кристина (хмуро). Не стоит искать ответы на сложные вопросы. И так слишком много проблем в этом мире. Закончатся выходные. Ты  уйдешь. Впереди - пять пустых вечеров.
Игорь. Крис, прости. Если бы я только мог. Я бы остался.
Кристина. Если бы я могла, то ухаживала бы за Мусей и Нюсей.
Игорь. Знаю. (Обнимает Кристину за талию).  Хорошо, что Муся и Нюся привыкли к родителям. Кошки полюбили маму и папу. Теперь я им почти не нужен. 
Кристина. Кошки скучают без тебя, Игорь. Как и я. (Рассудительно). А может, даже больше. Муся живет с тобой десять лет. Мы вместе всего три года.
Игорь (задумчиво). Недавно я  разговаривал с родителями. Интересовался: бывали ли они за пределами города. И знаешь, что они мне ответили?!
Кристина. Что, Игорь?
Игорь. «О, милый, мы так любим наш город... Нет желания покидать прекрасное место». Представляешь, они никуда не выезжали, Кристина! Никогда!
  Кристина пожимает плечами.
Кристина. Ничего удивительно. Наш город замечательный, все жители к нему искренне привязаны.
   Игорь ходит взад и вперед. Размахивает руками. У него тревожное  выражение лица.
Игорь. Крис, нас здесь кто-то держит!   
Кристина. Ты о Боге?
Кристина подъезжает к Игорю, берет его за руку.
Наш мир -  создан чьей-то мыслью.  На самом деле ничего нет. Нас - нет! Тебя нет, меня нет. Что будет,  если Он перестанет о нас думать?  Все вмиг исчезнет?
Игорь. Ты загнула, Крис. (Радушно пожимает ей руку). Зря я начал этот разговор. Как это нет тебя!? Такой умной и красивой...
    Они обнимаются.
Игорь.  Я заварю  чай. Доедим пирог?
Кристина. А - давай!
   Игорь уходит.
Кристина. Люблю его. Когда-то его кошки станут нашими кошками. Когда-то он найдет другую работу. Не вахтовую. Этот режим измотал нас. Я скучаю. Он устает. На работе. Со мной. По субботам Игорь помогает мне мыться. Сама бы я не справилась. И никто из девчонок не справится. А Игорь сильный! Когда-то из коляски в ванну меня перекладывал папа. Теперь - Игорь. (В сторону кулис). Игорь!
  Голос Игоря за сценой: «Попьем чай на кухне, Крис?»
Кристина. Еду. (Уезжает в кулису).
   Свечи пропадают.
Сцена 5
  Тот же вечер. Действие происходит  в реальном мире. Внутри дома Полины.
  Посреди комнаты Полина. Она выглядит  растеряно. Звонок телефон. Она затыкает уши. Телефон не умолкает.  Полина подходит к телефону.
Мужской голос. Она желает оформить наши отношения.
Полина. Я дам развод.
Мужской голос. Подожди. Побудь со  мной. У тебя есть время?
Полина (в зал). У меня? (Пожимает плечами). Время?! (Тоненько смеется). Целая жизнь! Что случилось, Игорь?
Мужской голос  (обреченно). У неё кто-то есть.
Полина. У кого, Игорь?
Мужской голос. У Алены. Я нашел записку.
    Пауза.
Полина (равнодушно). Что в ней?
Мужской голос. Целую твои ножки. (Всхлипывая). Целую твои ручки.
Полина. И что?
Мужской голос. Полина, у них что, отношения?
Полина (устало). Пошел ты.
    Бросает трубку.
(В зал). Что такое отношения?  (Вздыхает). Если бы я знала. (Стоит в глубокой задумчивости). Я его любила. Он мне изменял. Я пила. Он лечил. Я заболела. Опустила руки. Он не сдался. Отвез меня в деревню.
    Стоит в круге света. На её голову сыплет снег.
(Задумчиво). Белый снег.
     Со всех сторон лай собак. 
Обледеневший порог. (Оглядывается). Просторный дом. (Испуганно). Чьи-то крепкие руки. Меня обступили люди.

    Из-за кулис выходят деды, бабки. Стоят плечом к плечу. Бормочут. Полина затыкает уши.
За сценой – крик роженицы. Из-за кулис нерешительно, покачиваясь, выходит роженица. На ней – холщовое платье. Голова покрыта косынкой. Стоит неподвижно.  Из-под платья льется вода. На сцене быстро образуется лужа. В лужу шлепается поросенок.
  Слышен поросячий визг. Роженица, покачиваясь, уходит. Бабки хватают поросенка. Пеленают его. Деды хором поют.

(В зал). Людей было много, не сосчитать сколько. Я приподняла голову. Они насильно разжали мои стиснутые зубы. Протолкнули в горло резиновую трубочку. (Вздыхает). Рвотный спазм отпустил быстро. Оглядела комнату. (Осматривается). Поняла, где нахожусь. Игорь нашел их с трудом.
   За сценой гудит ветер. Со всех сторон топот ног.
(В зал). Помню… Началось чтение Книги. У них своя Книга. И другая жизнь. Ритуальное песнопение заполнило пространство комнаты.
       К Полине подходят бабки. В руках у них поросенок, завернутый в ткань.
Когда мне подали знак (деды подают знак),  я произнесла нужные слова (громко):  «Передай другому».
   Все уходят в кулису. На сцене – Полина.
(В зал). У меня не было выбора. (С отчаяньем). Я умирала.
(Со стоном). Химиотерапия. Игорь был рядом. Спал на кушетке. (Смотрит в сторону кулис). В коридоре. Ему разрешили. Он заплатил. (В глубокой задумчивости).  Наверное, это и есть отношения. (Пожимает плечами). Не знаю. (Устало). Мы приехали домой. Он лег в другой комнате.  Через несколько недель собрал вещи. И ушел. (В зал). Игорь, спасибо тебе. Я есть! (Поднимает кулаки к небу и потрясает ими). Эта Алена! Чертова красавица! Она меня бесит. И её рыжий сын! (В зал). Как может обернуться тот или иной брак? Что такое отношения? Когда двое спят вместе, прижимаясь друг к другу, это отношения?
  Звонок телефона. Полина подходит к телефону.
Полина (устало). Что еще?
     Голос из трубки  – глубокий, сильный. (Голос похож на голос Игоря из иной реальности).
Мужской голос. Я не вовремя? Полина, это вы?
Полина. Это я. Кто вы?
Мужской голос. Потенциальный покупатель.
Полина (недоверчиво). Кто?
Мужской голос. Вы поместили объявление на сайте «Продажа картин»?
Полина (вспоминая, трет виски). Да.
Мужской голос. Картина «Город». Её не купили?
Полина. Нет.
Мужской голос. Можно её увидеть?
Полина. Картину?
Мужской голос. Да.
Полина. Приезжайте.
    Кладет  трубку.  Ходит из угла в угол по комнате
Мой первый покупатель! Я не художник. Почему дала объявление? Не знаю. (Взволнованно). Он скоро явится. Ах,  кругом беспорядок.
   Делает вид, что складывает вещи.
   Подходит к картине. Разворачивает полотно.  На картине изображен тихий городок и девушка, сидящая в инвалидной коляске. Девушка на первом плане. Город на втором.
   Полина придирчиво рассматривает картину. Проводит пальцем по нарисованной девушке.
Я привыкла к ней. Милой. Простой. Веселой. Она – лучшее, что есть во мне.
   Из-за кулис выходит  мужчина – один – в - один Игорь из иной реальности. Но в других летах. У него седой парик. Одет изящно.
  Некоторое время стоит неподвижно. Полина смотрит на него во все глаза.
   Незнакомца зовут Фаер. (Переводится, как путешественник).
Фаер. Здравствуйте. У вас гости? (Указывает на стол. На столе  появляются свечи). Я не вовремя?
Полина. Здравствуйте. Вовремя. (Рассматривает гостя).
Полина. Мы встречались?
Фаер. Не думаю.
Полина (удивленно) Я вас знаю!
Фаер. Это навряд ли. Я долго путешествовал. (Улыбаясь). Ходил нехожеными тропами. Недавно вернулся в страну.
Полина (упрямо). Мне знакомо ваше лицо. Как вас зовут?
Фаер. С некоторых пор - Фаер.
Полина. Фаер? ( С недоумением). Что за имя такое?
Фаер. Хорошее имя. Древнее. Фаер –  означает путешественник. Теперь это имя мне больше подходит, чем прежнее. (Делает шаг в сторону картины). Можно взглянуть на картину?
Полина (смущенно). Конечно. Извините за назойливость. Пристала к вам. Просто. Отчего я вас знаю?
Фаер. Так бывает. Иногда (пауза) чужие люди кажутся нам близкими.
  Вместе подходят к картине.
Фаер. Вы хорошо пишите.
Полина. Я не художник. (Оправдываясь) моя первая картина.
Фаер. Что подвигло вас взяться за кисть?
Полина (доверительно). Муж ушел. Душа замерла. Ноги подкосились. (Тихонечко смеется). И я села рисовать. Рисовать! Понимаете?
Фаер. Понимаю. У вас получается. Вам нельзя бросать. Я покупаю картину. Если вы не передумали.
     Полина задумчиво смотрит на картину.
Полина (кивая головой). В этой жизни мы все что-то переживаем. Разлуку. Развод. Боль. Я вдохнула энергию в полотно.
Фаер. Девушка, написанная маслом, она меня сразу привлекла. Из тысячи картин я выбрал эту. (Вглядывается в картину). Какие тревожные глаза.
Полина. Она, словно живая. Я волнуюсь о ней. Как она там?
Фаер. Где?
Полина. В другом мире. Вы считаете меня сумасшедшей?
Фаер. Что вы. У вас мышление художника. Вам нужно сделать серию картин, Полина. Сможете?
Полина (кивая головой). Я работаю каждый день. Если у меня отберут кисть и краски, я исчезну.
                Фаер задумчиво смотрит на неё.
Фаер (дружелюбно). Я помогу вам с выставкой.
Полина. С выставкой? Кто вы?
Фаер. Нужный человек.
Полина. У меня был муж. Думала, что он – нужный человек.
Фаер. Он умер?
Полина (возмущенно). Конечно – нет.  Но иногда мне хочется, чтобы  на него рухнуло небо. (Тоскливо). Мне очень одиноко. Одиночество въелось в кровь. Бежит по венам. Добирается до сердца. (Закрывает лицо руками). Что же я такое говорю!? (Злится на себя). Рассказываю о себе первому встречному.
         Пауза.
Фаер. Мне пора. 
Полина. А картина? (Испуганно). Вы передумали?
Фаер. Я её покупаю.
   Дружески пожимают друг другу руки.
Полина. У вас теплые руки.
Фаер. Сделайте мне одолжение.
Полина (напряженно). Какое? (Одергивает руку).
Фаер. Пусть картина поживет здесь. Заберу после выставки. Вы согласны?
Полина. Странно. Вы сказали: «Поживет». Редко, кто бы так сказал. (Вдумчиво). Никто бы так не сказал.
Фаер. Я еще зайду. Можно?
     Полина кивает головой.  Фаер уходит. Полина довольно скрещивает руки на груди.
(Спохватившись). Грудь! (Жалобно). У меня протезы. А если!? (По глазам видно, что она мечтает). А вдруг!? Он такой милый. (Задумчиво). Откуда я его знаю? (Уверенно). Прежде я видела его. 
   Быстро уходит  в кулису. Оттуда выносит новый холст. Усаживается на стул. Берет кисть. Начинает работать.
(В зал). Как только удалили грудь, муж перестал со мной спать. Собрал вещи. Забрал подушку. Переехал в другую комнату. Позже (пауза) снял деньги с общего счета и  отправился в другой дом. Спасибо, Алена. Так лучше.
Сцена 5
   Три месяца спустя. Действие происходит в иной реальности.
   За сценой шум ветра. Гремит гром.
   Из-за кулис выезжает Кристина. Выходит Игорь. На ней – вязаная шапка. На нем – легкое пальто.
   Говорят, как будто продолжают начатый разговор.
Кристина. Что есть Там, куда попадают после смерти? Должно – же быть Там хоть что-то...
Игорь. Душа. 
Кристина. Ты веруешь в Господа?
Игорь. И ты верь, Крис.
Кристина. Я не могу.
Игорь. Почему, Крис?
Кристина. Я слышу голос.
Игорь. Бога?
Кристина. Голос женщины.
Игорь. Бог – женщина?
   Снимает с Кристины шапку.  Сбрасывает свое пальто на пол.
Кристина (взволнованно). Я некрасивая! Мне нужно причесаться.
      Игорь уходит в кулису. Быстро возвращается. В руках у него зеркало и расческа. Отдает Кристине. Та, причесывая волосы, разглядывает себя.
Игорь. В городе собирают попечительский совет.
Кристина. Зачем?
Игорь. Пропал человек.
Кристина. Как?
Игорь. Ушел из дома. В последний раз его видели на той стороне. За мостом. (Машет рукой в сторону кулис). Он стоял долго у крайних домов. Словно, хотел решиться на что-то, но не мог. Сомневался. Потом он пропал.
Кристина. Это все она.
Игорь. Кто?
Кристина. Та женщина. Временами я слышу её. Она-то кричит. То плачет. То хохочет. Впервые я услышала её голос в детстве. В тот день у меня отнялись ноги. (Закрывает лицо руками).
Игорь. Крис. Милая Крис, мне так жаль. (Опускается на пол, у кресла). Ты принимаешь таблетки, которые прописал доктор?
    Кристина кивает головой.
Кристина. Думаешь, что я сошла с ума?
Игорь. Что ты, Крис. Нет. (Задумчиво). Ты видела её?
Кристина. Никогда. (Взволнованно). Игорь, прежде никто не покидал город. Почему?
Игорь. Это опасно.
Кристина (настойчиво). Почему?
Игорь. Мы не знаем, что там. Путешественники доходят до последнего дома крайней улицы и возвращаются обратно. Все возвращаются обратно, Крис. Никто не посмел перейти черту.
Кристина. Когда он пропал? Тот человек.
Игорь. Три месяца тому назад.
Кристина. Ты знал его?
Игорь. Да. Хорошо знал. Парень с нашего завода. Он был тихий. Задумчивый. Никогда б не поверил, что он решится на такое.
Кристина. Он ушел без предупреждения? (Настойчиво). Он оставил записку?
Игорь (отрицательно качает головой). Его родители так страдают.
Кристина. Он ушел три месяца тому назад. А я об этом узнаю лишь сегодня. Почему, Игорь?
Игорь. Никто не хотел тебя расстраивать.
Кристина. Это из-за таблеток? (Возмущенно). Вы  считаете, что я чокнулась?!
Игорь. Это ни так. В нашем городе живут исключительно добрые и хорошие люди. Они всегда проявляют участие к согражданам, попавшим в  трудную ситуацию. Все любят тебя, Крис.
Кристина. Игорь, помнишь, мы мечтали о море?
Игорь. Да, Крис. Помню. Я потом принес тебе слайды.
Кристина. Наверное, у моря сейчас хорошо. Играют волны. Кричат чайки.
Игорь. Да, Крис. Наверное.
Кристина. Почему ты перестал мечтать?
Игорь. Череда рутинных дней. Человек вынужден выполнять именно ту функцию, для которой рожден. Человек несет свой крест.
Кристина (возмущенно). Кто так сказал!?  Об этом говорит тебе твой Бог?
Игорь. Поверь и ты в Бога. Сразу станет легче, Крис.  Тебе  нужны дополнительные силы.
Кристина. Ты устал со мной.
Игорь. Что ты, Крис. Я люблю тебя. (Обнимает её за талию).
Кристина. Игорь, что такое отношения?
   Игорь прячет лицо в её ладонях.
Игорь. Это твой запах. Твой голос. Твое ворчание. Твое бурчание.
    Кристина гладит Игоря по волосам.
Кристина. Когда я впервые услышала её голос, ей было больно. Она плакала. Рыдая, причитала. Вскрикивая, звала на помощь.
Игорь. Крис. Моя бедная Крис.
Кристина. Я её чувствовала. Словно, она находилась рядом. Я обо всем рассказала папе. Он сказал, что это не к добру. Он оказался прав.
      Игорь встает и начинает ходить взад и вперед.
Игорь. Я никогда не рассказывал тебе. (Пауза).
Кристина. О чем?
Игорь. В нашем городе жил некий доктор Маршал.
Кристина. Кто он?
Игорь. Писатель. Медиум. Некоторые говорят, что он был шарлатан.
Кристина. Почему?
Игорь. Он слышал голоса. Как и ты, Крис. И даже изучал их.
Кристина (недоверчиво). Голоса?
Игорь. По его разумению, голоса доносятся из параллельного мира, где обитают духи...
Кристина (возмущенно). Чушь! Какие духи, Игорь?
    Подъезжает к столу. Кладет на стол расческу и зеркало.
Своих забот достаточно. Без духов обойдемся.
   Игорь с интересом смотрит на неё.
Игорь. Иногда ты такая прагматичная, Крис.
Кристина. Как же, Игорь! (Сжимает кулаки). Я же в кресле! А после полуночи возникает голос! (С гримасой ужаса  на лице). Один и тот же голос. Я слышу её стенания. Проклятия. (Протягивает к Игорю руки). Что делать, чтобы её не слышать?
Игорь (заботливо). Ты пьешь таблетки?
Кристина. Ах! Ты опять о таблетках.  (Устало). Почему ты  надеешься на них? Это же смешно, Игорь.
Игорь (твердо). Я надеюсь на Бога, Крис. (Строго). А таблетки прописал доктор. Их нужно принимать, Крис. Все желают тебе добра, милая.
Кристина (встрепенувшись). У тебя есть телефон медиума?
Игорь. Он умер, Крис.
Кристина. Да?
Игорь.  Давно. После него остались книги, дневники и клиника.
Кристина. Клиника? (Недоверчиво). В городе?
   Игорь достает из кармана брюк белый лист. Кладет его на стол.
   Кристина подъезжает к столу.
Кристина. Что это?
Игорь. Адрес и телефон клиники.
Кристина. Ты веришь, что кто-то сможет помочь мне в данной ситуации?
    Игорь пожимает плечами.
Игорь. Голос, который ты слышишь, он повторяется. Прослеживается некая система. (С надеждой). Ученики доктора Маршала должны вывести тебя  на правильные размышления, Крис.
Кристина. Ты прав, Игорь. Я запуталась в суждениях.
Игорь. Иногда всё ни так, как кажется.
Кристина. Что ты имеешь ввиду?
Игорь. Если мыслить рационально, дело выглядит следующим образом. Ты засыпаешь. На мгновение. Во сне слышишь её голос. Просыпаешься и думаешь, что голос женщины слышала наяву, а не во сне.
Кристина. Как и все жители  нашего города, я сплю без снов. (Со вздохом). Игорь, я её слышу.
       За сценой часы бьют четыре.
Игорь. Мне пора. (Делает шаг в сторону кулис).
Кристина. Уходишь?
Игорь. Нельзя опаздывать. Ты же знаешь, Крис.
Кристина (сквозь слезы). Принеси мне книги, пожалуйста.
Игорь. О Боге?
Кристина (натужно улыбаясь). Книги, которые написала доктор Маршал.
Игорь. Хорошо, Крис. (Уходит).
Появляется окно. Кристина подъезжает к окну. Слышен стук  раскрываемого окна. Возникает гул улицы. Кристина выглядывает через окно. 
Кристина. Красивые декорации. (Уставившись в пространство). Небо. Солнце. Радуга. (Недоверчивое выражение лица). Нас вписали в замечательные пейзажи. В сказочно-восхитительные картинки... И никто не позаботился о нашем душевном равновесии, спокойствии. (Закрывает лицо руками). Плачет. (Отнимает руки, говорит задумчиво). 
По мосту, спотыкаясь о разбитую дощечку, спешат люди. После ливневого дождя все  отправились по делам. Кто в магазин. Кто на службу. На той стороне реки много муниципальных зданий. И  городская больница. Говорят, что там не хуже, чем дома. Говорят,  что человеку-инвалиду лучше находиться под постоянным присмотром медицинского персонала... (Кричит в окно). Мы и так под пристальным наблюдением! Кто-то смотрит на нас из невидимого нами мира.
     Отъезжает от окна. Слышен стук закрываемого окна. Тишина.
Нет, добровольно я не сдамся. (Взад и вперед ездит по комнате). Чтобы моя жизнь прошла в окружении колясочников... не бывать такому! Я хочу счастья! (Уезжает в кулису).
Сцена 6
   Тот же день. Действие происходит в реальном мире. Внутри дома Полины.
   С грохотом распахивается дверь. Из передней голос Фаера: «Вы дома, Полина?»
    Из-за кулис выходит Фаер. Оглядывается растеряно.
Фаер. Дверь открыта. Дома никого.
      Подходит к окну. Раскрыв его, выглядывает через окно.
(Громко) Хозяйка, вы в саду?
   Отходит от окна. Становится спиной к зрителю, рядом с картиной. Ставит картину изображением к  зрителю. На переднем плане   – больница (несколько приземистых красных домов и желтый флигель). На заднем плане –  причудливый городок, утопающий в молодой листве. Фаер вслух читает название картины: «Весна в городе».
    Возвращается к окну. Прислушивается.
    Слышно, как дождь стучит по крышам. Говорит, оглядываясь через плечо.
Фаер. В этом мире – последние дни осени. Какая же здесь унылая осень. Хмурая. Угрюмая. Темный мир. Черные дома. Голые деревья. Последняя листва облетела.
    За сценой стук каблуков. В комнату входит Полина. На ней – плащ. В руках у нее зонт. Полина видит пальто на полу.
Полина (радостно, полушепотом). Игорь?
  Прислоняет к стене зонт. Подходит к столу. Берет зеркало. Поправляет волосы. Снимает плащ. Кладет его на стул. Делает шаг в сторону окна.
   Фаер стоит неподвижно.
Полина. Игорь?
    Фаер оборачивается.
Полина (разочарованно). А… Это вы? Как вы вошли?
Фаер. Дверь была открыта. Простите.
Полина. Я такая рассеянная. Когда-нибудь меня ограбят. (Тихонечко смеется). Точно ограбят.  (Задумчиво). Брать только нечего. (Горько). Меня давно обобрали. 
Фаер. Я открыл окно. Думал, что вы в саду.
    Закрывает окно.
    Слышен стук закрываемого окна.
Полина. Вы уже видели новую картину?
Фаер (кивает головой). Да.
Полина (гордо). Называется: «Весна в городе».
Фаер. Я понял.
Полина (удивленно). Догадались?
Фаер (улыбаясь). Прочитал.
Полина. Выпить хотите? На улице такая слякоть. Последние дни осени.
Фаер. Не откажусь.
Полина. У меня есть ром. Виски.
Фаер. Ром.
   Полина уходит в кулису. Возвращается с бутылкой и стаканами. Видит на столе белый лист.
Полина. Это ваше?
Фаер (удивленно). Мое? С чего вы решили?
    Полина читает вслух: «Клиника неврозов».
Полина. Мужской почерк. (Задумчиво). Похож на ваш. Когда вы писали адрес галереи, я обратила внимание на странность вашего письма. Взгляните сами.
   Фаер подходит. Смотрит на лист. Пребывает  в глубоком недоумении.
Фаер. Что ж. (Недоверчиво). Коль моё. (Твердо). Я могу забрать?
Полина.  Коль ваше. Забирайте. (Смеясь). Вы тоже рассеянный.
Фаер. Обычно – нет. Но в вашем доме со мной происходят странные вещи.
Полина. Например?
  Они усаживаются за стол.
Фаер. Возникает чувство, что вы меня ждали.
Полина (с вызовом). Отчего ж? Чушь!
   Вспыхивают свечи.
Фаер. Ждали. (Кивает головой). И я пришел. (Задумчиво). Почему на картине весна?
Полина. Хотите знать? (Пьет). Весна – это надежда. Время перемен.
Фаер. Я так и думал.
Полина. Что вы думали?
Фаер. Что вы ждали меня.
  Вместе поднимаются. Страстно целуются. Полина слегка отталкивает Фаера. Тот делает шаг в сторону. Полина  тихонько отходит. Выключает свет.
  Остается круг света. Полина  входит в круг.
Полина (со стоном отчаяния).  Только ничему не удивляйтесь, Фаер.
Фаер. Не буду.
          Полина расстегивает блузку. Полная тьма. Слышно сопение. Чихание. Оба от души хохочут.
Сцена 7
      Тот же день. Действие происходит в иной реальности.
       На сцене Кристина застегивает блузку. Подъезжает к стулу. Берет плащ. Кладет его на колени. Вид у неё удрученный.
Кристина. Скоро прибудет Марфа. Сегодня не её день. Но мне удалось её уговорить. Вместе мы отправимся в клинику неврозов. Я записана на прием. Доктор Маршал подготовил приемников. В клинике есть специалисты по снам.  (В зал). Сны. Когда-то людям снились яркие сны. Необычные явления наблюдались с незапамятных времен... Свидетельства тому –  старые книги, в которых написано: из века в век горожане видели сны, вносящие в реальную жизнь хаос и смятения. Будоража мозг сочными видениями, они  просверливали острым чувством неудовлетворения простую налаженную жизнь. Проснувшись, смакуя наяву призрачные картинки, люди совершали необдуманные поступки - покидали границы города... И... исчезали...
    Прячет лицо в ладонях. Пауза. Говорит жалобно.
С некоторых пор я вижу сны. Её - женщину. Её мир пронизан болью и страданиями. В том мире ей страшно. Пытаясь сбежать, она рисует. Пишет картины. (В негодовании). Чертова художница! Она меня рисует! В её доме я нашла картины. Готовые. Незаконченные. Испорченные. Она плохо рисует. (Сжимает кулаки).  Хорошо у неё получается лишь мое лицо! (В зал). Сны пугают. Просыпаюсь в смятении. (Жалобно). Что со мной ни так?  Никто из горожан не видит сны.  Руководство города приложило немало усилий, чтобы упорядочить жизнь  добропорядочных  сограждан. С решением проблемы - блокировкой  снов, у людей пропало желание нарушать четко обозначенные границы объяснимого и допустимого. Но иногда. (Пауза). В редких, исключительных случаях. (Пауза). Некоторые люди по-прежнему сновидят. Про свои дивные сны, полны заманчивых приключений и открытий, когда-то рассказывал папа. Он рано ушел из жизни. (С вызовом). Я хочу жить! (Хладнокровно). Мне помогут.
     Берет зонт. Кладет на колени.
Сезон дождей. Весна! Счастливое время перемен. (Уезжает).
Сцена 8
Занавес опускается. Проекция на занавес –  море.
Перед занавесом появляется Игорь. Он одет просто.  На нем – легкий плащ.
 Слышен крик чаек.
Игорь. Вязкий песок. Проваливаются кроссовки, их засасывает. Ничего не изменить! (Мрачно). Нет сил вернуться... (Оглядывается во все стороны). Нет дороги назад... 
   Слышен собачий лай. Игорь, оглядываясь через плечо, смотрит в сторону кулис.
Пристала собака. Бездомная. Боится, что я её прогоню. Глупая. Она – моё спасение. С ней я чувствую, что жив.  (Вид у него удрученный).  Скоро ночь. Солнце коснулось воды.  Буйство красок меня более не радует. В дороге эмоции притупляются. Желания угасают. (Устало). Как там Крис? Справляется ли без меня? (Со стоном отчаяния).  Я обречен. Идти, шагать... Увязать, пробираться... Я – странник... (У него недоверчивое выражение лица). Какая сила заставила меня покинуть город? Где все знакомо. Привычно. Надежно.  (Пожимает плечами). Мечты. Они толкают человека на необдуманные поступки. (Запрокидывает  голову). Бог! Не оставь меня в пути! Дай сил! (Смотрит в сторону кулис. Свистит). Дружок! Догоняй! (Уходит в кулису).
Сцена 9
     Занавес подымается.
     Год спустя. Действие происходит в иной реальности. В доме Кристины.
     Кристина  у окна.
Кристина. Прошел ливень... Он выпачкал стекло. (Жалобно). Много месяцев минуло с тех пор, как пропал Игорь... (В бешенстве). Чертов мир! В котором от нас ничего не зависит. (Устало). Мир - клоунада. (Хладнокровно). На  день рождения мне подарили мольберт. Треножник. Кисти.  Краски. Хорошие, милые, добрые старые друзья. Они по-прежнему стараются для меня. (Устало). Мы справляемся, Игорь. Жизнь продолжается... Жизнь без тебя.
  Отъезжает от окна. Смотрит в сторону воображаемого собеседника.
Игорь, ты верил в него. В своего Господа. Игорь, я пыталась докричаться до твоего Господа. Прислушивалась. (Прислушивается). И слышала. (В бешенстве) женский голос! Радостный, счастливый. Весь год я слышала её смех! Звонкий, заливистый. Я слышала!!! Игорь, я так  надеялась, что она  услышит меня! (Зло). Она имеет прямое отношение к твоему исчезновению! Знаю. (В зал). Откуда? Интуиция! На интуицию можно опираться без аргументов и фактов. (Задыхаясь от гнева). Во всех бедах  виновата она! (Устало). Игорь, ты искренне верил, что этим миром управляет Бог. Что  он упорядочил твою жизнь. Где твой Бог, Игорь!?
   Разъезжает по комнате. Крушит. Опрокидывает стулья.
(Зло). Сука! Верни мне Игоря! Я без него задыхаюсь!
   Возвращается к окну. 
Грязное стекло. Его не почистили в конце лета, пропустили момент... Резко наступили холода. Окно осталось пыльным.  Теперь, после сильного дождя, окно в потёках.
   Водит пальцем по несуществующему стеклу.
Есть люди, которые умеют читать по руке. Я читаю по потекам. (Задумчиво).  Вот дорога. Кривая... Путник... Усталый. Собака... Поджала хвост.
   Скулит.
   Окно пропадает. Появляется мольберт и кисть для рисования.
(Голосом уставшей старухи). Если увлечься творческим процессом, то реальный, гнетущий мир... отпустит. При глубоком погружении в подсознание, наша сущность перемещается в иное измерение. Туда. (Машет рукой в сторону).  Туда, где легче. (В зал). Я стала рисовать. Я не художник. Художники пишут картины. А я рисую. Её. Незнакомку. Девушку. Моя первая картина называлась «Девушка у дерева». На картине я  изобразила позднюю осень. И её. Прислоненную к стволу старого дерева. (Жалобно). Она ждет кого-то. (Ёжится). Замерзли её руки.  Съежились её плечи. Марфа говорит, что у меня получилась картина. Что мне нельзя бросать живопись. Что я талантливая. (В бешенстве).  Сука! Верни мне Игоря. (Уезжает).
Сцена 10
Та же ночь. Действие происходит в реальном мире. В доме Полины.
 Полина спит на диване. Вздрагивает. Вскакивает. Прислушивается.
 За сценой голос: «Сука! Верни мне Игоря! Ты во всем виновата!»
Полина ходит взад и вперед. Поднимает опрокинутые стулья. Подходит к холсту. Берет кисть. Усаживается на стул.
   За сценой тот же голос: «Сука! Верни мне Игоря!»
Полина (ёжась).  Голос. Четкий.  Яростный. Злобный! Я его слышу. Раньше он возникал во сне.  (Трет виски). Теперь звучит наяву. (Задумчиво). Голос разбудил меня. (В зал). Что мне снилось? (Вспоминая). Герой картины. Вымышленный персонаж. Несколько недель назад я закончила картину.  «У моря». С названиями всегда столько проблем. (Недоуменно разводит руками). Трудно подобрать правильное название, раскрывающее смысловую нагрузку.  Почему назвала картину « У моря»? Почему не  «Одиночество»? Собака. У него есть собака. Она прибилась в пути. Разве человек с собакой может быть одиноким? У человека  есть друг. Надежный. Который не сбежит. Не предаст. (Горько). Досталось ему - Игорю. А дороги назад нет. Только вперед. Куда? В неизвестность. А если впереди обрыв? Все может быть. А если гора? Никто не знает, что ждет странника в пути. С его-то Аленой! Я дала ему развод. Они поженились. У неё любовник.  Домой она приходит поздно. Он сидит с ребенком. (Хохочет). С рыжим ребенком! Она брюнетка. Он брюнет. Ребята, сознайтесь, откуда рыжий ребенок!? (Хладнокровно). Впрочем. Это не мое дело. (Задумчиво). Новое полотно. Чистый белый хост. Что на нем изображу? (В глубокой задумчивости). Знаю. (Пауза).  Город. Голые деревья напротив резных ставен окон... Скользкими ветками они бьют по грязному стеклу... Только что прошел дождь, последний ливень осени. Скоро зима... По нервному состоянию природы видно: вот-вот выпадет снег.
   Вскакивает и начинает ходить взад и вперед.
Унылое лицо девушки. Она прилипла носом к стеклу. Ей тяжело. Она  остро ощущает дыхание зимы. (В зал). Изо дня в день я пишу одно и то же лицо. Почему? Оно получается. (С беспокойством). Другие лица – нет. Пробовала. Что-то упускаю, изображая чужие лица. А её лицо. Оно хорошо знакомо.
   Смотрит, уставившись в пространство.
Она у окна. Замерла. (В зал). Хорошие художники делают наброски. Готовят черновики. Я не художник. Пишу сразу. Образы, мысли – всё на холст. (Задумчиво). Зима -  время перемен. Всё, что не сложилось, выдуется осенним порывистым ветром.  Всё, что приносило боль, скроется под девственно белым снегом. Что ждет её этой зимой? Разговоры у камина. Что у неё за плечами? Боль и разлука. Кто у нее за спиной? Два ангела.  (Сгорбившись). Что ждет меня? Серия картин. (Задумчиво).  Давно перевалило за середину ночи. (Часы бьют пять). Стрелки часов наматывают круги. Пришло время – работать. (Доверительно). Погружаясь в работу, я не понимаю, где нахожусь,  по какую сторону полотна. В реальном мире? Или в вымышленном?  Каждый мазок - колоссальная трата энергии.
  Опускается на стул.
Надеюсь, что будет выставка. Он обещал. (Встрепенувшись, встает и решительно выпрямляется). Важно правильно развесить картины, соблюдая  хронологический порядок. Картины должны следовать одна за другой в логической цепи времени. Чтобы проступила связующая нить. (Мечтательно). Интересно, появится ли на открытии выставки Игорь?  Фаер говорит, что меня не должно это волновать. (Тихонечко смеется). Ревнует. Глупо. Игорь – прошлое. Просто. (Вздыхает). Я хочу, что бы он увидел! Что я не пропала без него. (Гордо). Что я – выжила!
                Действие второе
Сцена 1
   Год спустя. Действие происходит в реальном мире.
   Галерея. На стенах - картины.  «Город весной». «Город летом». «Радуга над мостом». «Девушка у окна». «Путешественник».
  Пол уставлен цветами в вазах.
  На сцене - Полина и Фаер. Одеты изящно. В руках у них бокалы.
  Перед ними в центре – стол. На нем: фрукты, бутылки.

Полина. «Девушка у окна» далась с трудом.
Фаер (с сочувствием). Я знаю.
Полина. Много месяцев подряд, пока я работала, меня преследовал  женский голос. Он приходил ночами.
   Пауза. Фаер задумчиво смотрит на Полину.
(Спохватившись). Нужно сказать иначе. (Опрокидывает голову назад. Прислушивается). «Приходил» - слишком простое слово для явления. Голос возникал! Из неоткуда. (Начинает нервно ходить взад и вперед). Зазвучав, он кричал! Ругался! (Становится перед картинами, спиной к зрителю). Обзывал грязными словами. (Тычет пальцем в картину). Глумился надо мной...
     Фаер обнимает Полину за талию.
Иногда я слышала стон. (Мрачно). Глухой, надрывный... Это невозможно, как страшно! (Покрывает голову черным платком).
Фаер. Ты устала. (Виновато). Напрасно я торопил тебя с выставкой.
Полина. Помнишь, я хотела избавиться от полотна! 
Фаер. Я нашел покупателей. Это было нетрудно.
Полина. Какого черта они явились с ребенком? Глядя на полотно, девочка расплакалась. Фаер. Неудобно получилось...
Полина. Все к лучшему. Картина стоящая.
    Рывком снимает платок. Забрасывает в кулису. Становится у картины, лицом к зрителю. Позирует, словно перед фотографами.
Фаер. Почему ты решила отдать картину в провинциальный краеведческий музей? Картину можно продать за океан.
Полина. Картина должна быть рядом. И в то же время – далеко от меня. Я не хочу слышать её голос. Но должна знать, что с ней.
Фаер. С картиной?
Полина. С девушкой. (Обернувшись, грозит ей кулаком).
   Фаер задумчиво смотрит на Полину.
Я сумасшедшая?
Фаер. Я слышал об одном художнике. Увидев его картины в детстве, поразился. Не могу забыть их по сегодняшний день.
Полина (заинтересованно). Что он изображал?
      Отходит от картин. Становится перед Фаером. Берет его за руку.
Фаер. Больницу. Психиатрическую клинику. Он  хорошо передавал страдания, написанные на лицах безумцев.
Полина (мрачно). Понимаю.
Фаер.  Он не мог переключиться ни на что другое! (Раздраженно). Ему бы писать пейзажи. Увы. Больница «съела» его. Больница стала его излюбленной темой. Она его и прославила... И погубила. Во сне к нему приходили персонажи картин. (Пауза). Нападали на него.  Гримасничая, ругали.  Надсмехались над ним.
Полина (испуганно). Он сошел с ума?
Фаер. По иронии судьбы, он угодил в клинику, которую изображал на своих полотнах. Вскоре там умер от сердечного приступа.
Полина. Грустная история. Ты знаешь имя художника?
Фаер. История моего дедушки.
Полина. Где картины?
Фаер. В музее. (В глубокой задумчивости). В провинциальном краеведческом музее.
Полина (изумленно). В том самом?
Фаер. Когда увидел адрес, куда ты отправила письмо, ничего не сказал.
Полина. Почему?
Фаер. Не хотел пугать.
Полина. Я уже напугана, Фаер. (Закрывает лицо руками). Игорь ушел в трудный для меня час. Когда отняли грудь. Я проклинала эту жизнь.
    Сгорбившись, устало переходит от одной картины к другой.
Мне хотелось создать рай. Где-то. Для кого-то. Могла ли я вдохнуть в полотна счастье!? Когда задыхалась сама.
Фаер. Ты старалась. Пряничные домики провинциального городка – они получились, Поля. Посетители выставки не могли оторвать от них глаз!
Полина. В полотна я не вдохнула чистую энергию.
    Фаер обнимает Полину за плечи. Полина распрямляется.
Фаер. Все хорошо, Поля. Я рядом.
Полина. Ты боишься одиночества. (Слегка отталкивает Фаера). Ты просто страшишься остаться наедине с собой. Я для тебя, как бездомная собака, прибившаяся к твоим ногам.
Фаер. Не говори так. (Устало). Я могу рассердиться.
Полина. Что тогда! Уйдешь? Уедешь!? Откуда ты взялся!
   Фаер хватает её за плечи.
Фаер. Никогда не уйду!  Никуда не уеду. Я с тобой, Поля. Всегда рядом.
Полина (всхлипывая). Почему?
Фаер. Я люблю тебя.
Полина отходит на край сцены. 
Полина (в зал).  Моя жизнь наладилась. Фаер  принял меня такой, какой я стала. Безгрудой. Для женщины остаться без груди –  трагедия без антракта. Фаер помог мне, проявляя жалость и сочувствие. Любит ли он меня? (Пожимает плечами). Не знаю. (С вызовом). Он заботится обо мне! Этого достаточно.
    Делает шаг в сторону Фаера.
(Грустно). Он не пришел. 
Фаер (насмешливо улыбаясь). Твой бывший? Замороченный сосками, распашонками и изменами жены.
Полина. Я ждала. А он не пришел.
Фаер. У них грудничковый период. (Артистично). И снова – сын! Ему некогда, Поля. (Удивленно). Ты расстроилась?
Полина. Да. (Смеется). Выставка удалась. Я хотела, чтобы он это увидел. Мой триумф!
Фаер. Женщина! Ты тщеславная!
Полина. Я такая! Обо мне напишут в газетах, в журналах!
 Опять позирует.
Фаер (самодовольно). На открытие я  пригласил нужных людей.
    Подходит к столу. Открывает бутылку. Пьет.
Полина. Я стану богатой! Сказочно богатой! Я утерла нос Игорю! (Звонко смеется).
Фаер. Ты его любила?
Полина. Не знаю. (Пожимает плечами). Он ушел. Я страдала. От любви ли? Не знаю. Скорее всего (пауза) от предательства. 
Фаер. Тебе нужно начать новую историю. Другую серию картин. Город должен отпустить тебя.
Полина (грустно). О чем же я буду писать? (Жалобно). У меня получается лишь её лицо.
Фаер. Потому что ты пишешь свое лицо.
Полина (недоверчиво). Нет.
Фаер (кивая). Мой дед тоже изображал себя. В каждом больном. В каждом несчастном безумце. В каждом страждущем. Он плохо кончил, Поля.
Полина. Я не хочу, как твой дед. (С вызовом). Я хочу быть счастливой! (Делает резкий разворот). Ты веришь в Бога?
Фаер. Да.
Полина. Как ты думаешь, в этом мире допустимы случайности? Или все предопределено? (Пауза). Прописано... Любой штрих. Шорох. Мелочь. 
Фаер. Человек сам выбирает путь.
Полина. Ты действительно так думаешь?
Фаер. Свобода  – дар Богов.
Полина. Богов? Или Бога?
Фаер. У них своя иерархия. Одному сложно изобразить многообразие этого мира. Наверху каждый отвечает за что-то малое внизу.
Полина. Я – инструмент чужой мысли. Если Он перестанет обо мне думать, я исчезну. (Откидывает голову назад). В чем твоё милосердие, Бог?!
    Шагает, покачиваясь.
Фаер. Выставка удалась. Ты напилась, Поля!
    Полина прячет лицо в его ладонях. 
Сцена 2
Три месяца спустя. Действие происходит в реальном мире.
Утро. Провинциальный городок. 
На заднем плане – дома под шиферными крышами. Через  чёрные окна старики  уныло глядят на мир. 
На переднем плане, направо  –  стена дома с деревянной дверью. Вывеска: «Краеведческий музей».
 Со всех сторон слышны звуки: стук колес поезда, свисток поезда, крик петухов и лай собак.
  На сцену падают листья.
Со стороны левых кулис выходят. Фаер и Полина. Они  одеты по-осеннему. В руках у них легкий багаж.
Фаер и Полина говорят, как будто продолжают начатый разговор.
Фаер. Давно не посещал провинциальные города. (Дышит полной грудью). Поля, ты не передумала? Ты действительно хочешь подарить свою лучшую картину непопулярному музею? Пока ты не подписала бумаги, вольна принять любое решение.
Полина. Музей хранит полотна твоего деда. (Натужно улыбаясь). «Девушка у окна» обрадуется хорошим соседям. (Вздыхает).
Фаер. Ты устала? (Недовольно). В городе нет такси. В твоем положении. (Пауза). Тебе нужно было остаться дома, Поля. Я мог съездить один.
Полина. Хочу своими глазами увидеть музей. Оценить зал. Убедиться в том, что в новом доме, на новом месте картине будет хорошо. (В глубокой задумчивости). Я больше не слышу её.
Фаер. Девушку?
Полина. Как только во мне появился ребенок, картина отпустила меня. Пропал её голос.
Фаер. Ты заполнила пустоту.
    Он наклоняется поцеловать Полину. Та чуть отстраняется. Оглядывается во все стороны.
Полина. Дома. Старые, обветшалые. Некоторые – стоят заброшенные. Жильцы съехали... Разбежались, рассыпались. (Вздыхает).  Унылый городок. (Недоверчиво). Неужели в умирающем городе существует музей?!
Фаер. Перестройка сгубила провинциальные города. Когда-то этот город славился  пекарнями. В городе выпекали такой вкусный хлеб, что за ним специально приезжали люди из районного центра.
Полина (сбитая с толку). Ты здесь жил?
Фаер. Я здесь родился. Пошел в первый класс. Потом родители, бросив дом, сбежали.
Полина. Почему?
Фаер. Все просто. Не было работы. Провинция в те годы задыхалась. Родители устремились за куском хлеба.
  Из-за кулис выходят деды и бабки. Одеты бедно. На них изношенные одежды. На ногах калоши. В руках у них лукошки. Они протягивают в зал помидоры, огурцы, редис, грибы. Уходят в  кулису.
Полина. А дом? (Провожая взглядом массовку).
Фаер (пожимая плечами). Я не знаю, что с ним. Документы на дом у меня.
Полина. Помнишь, где он находится?
Фаер. Конечно.
Полина. Посмотрим?
Фаер. На дом?
Полина. Да!
Фаер. Зачем, Поля!? Музей рядом. Тебе будет интересно побывать в нем. Красивое, старинное здание. Музей  открыли после революции, в двадцатом году. Потом - упадок. Второе дыхание музей получил в шестидесятые. Именно тогда дед передал музею свои полотна.
Полина (упрямо). Хочу увидеть твой дом, прежде, чем мы посетим музей!
Фаер. Нужно пройти через мост. 
    Появляется  мост. Возникает радуга.  Издали-издали слышно, как между собой разговаривают люди о дожде. «Какая гроза прошла!» «В саду сгниют яблоки».
Полина. Я знаю этот мост. (С беспокойством в голосе). Я долго писала мост. (Задумчиво). С проломанной дощечкой. Представляла, как уныло скрипит искореженная дощечка под башмаками.
       Фаер кивает головой.
Фаер. Тот самый мост.
       Полина и Фаер на мосту.  Шум воды.
Полина (удивленно). Нашла её – проломанную дощечку! (С недоумением). Что происходит? (Сбитая с толку). Мост, придуманный мной, существует.

    Тотчас все меняется. Дома под шиферными крышами исчезают. На том месте, где были старые постройки, появляются дома под красными черепичными крышами.
  Полина и Фаер неподвижно стоят на мосту. Полина смотрит во все глаза в сторону красивых домов.
Фаер. В царские времена город был, словно нарисованный. Правильный и продуманный. Горожане гордились его архитектурными постройками. Раньше строили хорошо, на века. Не то, что сейчас... Во время войны часть города покрылась руинами. К счастью, сохранился музей. (Машет рукой в сторону музея). А там! (Машет рукой в противоположную  сторону). На другом берегу. Все как  прежде. Радуя глаз, красуются дореволюционные дома.
Полина.  Вымышленный город. (С недоумением). Он есть? (Решительно). Он существует, Фаер!
    Радуга исчезает. Темнеет.
Фаер. Поля, нас ждут в музее.
Полина. С этим миром что-то не так. (Стучит каблуком  по дощечке). Это невозможно. (Вытянув голову). Что на той стороне?
Фаер.  По другую сторону реки сохранилось старое здание больницы. (В круге света появляется жёлтый флигель). И тот самый флигель, где умер мой дед.
Полина. Кто-то играет нами, Фаер. (Печально). Твой Бог – шутник.
Фаер. В жизни случаются коллизии.
Полина (уверенно). Я передумала.
Фаер. Ты не хочешь на другой берег? Там много интересного. Родительский дом хранит последнюю картину моего деда. На ней изображен доктор Маршал. Он лечил деда. Доктор Маршал был медиум. Он разработал систему блокировки снов.
Полина (задумчиво). Дом хранит тайну. Душа дома закрыта ставнями. Зачем лезть в раненую душу? Твои родители не просто так сбежали. (Догадливо). И у тебя была причина обходить дом стороной.  (Встрепенувшись). Никому не отдам «Девушку у окна». Я должна переписать ей судьбу.
(Конец).


Рецензии