Береги честь смолоду

И сегодня Петька снова шел за ней. Привыкнув за последнее время к неторопливому шагу и соблюдая всегда одинаковую дистанцию, он уже не волновался, что может потерять ее в толпе - наверно, научился чувствовать на расстоянии. Но при каждом повороте ее головы, при каждой внезапной ее остановке сердце его начинало бухать где-то в горле, и по телу пробегал тревожный холодок. И все-таки… все-таки как же он хотел, чтобы она оглянулась!..
2
Петька учился в 8 классе и до этой осени был вполне обычным подростком: нечасто докучал шалостями учителям, но, как всякий уважающий себя парень его возраста, и не рвал подметки в погоне за знаниями. Он перемогался с «четверки» на «тройку» по большинству школьных предметов и втайне уважал себя за то, что, обладая  некоторыми способностями, все-таки не суетится и не засвечивается понапрасну на никому не нужных олимпиадах, конкурсах и турнирах .  Школьная его жизнь катилась как-то сама по себе, без особых усилий и волнений с его стороны, она казалась ему лишь досадным, но неизбежным приложением к тому важному, что с некоторых пор занимало все его свободное время. Это были онлайн- игры. Вот здесь-то и проявлялась скрытая от постороннего взгляда Петькина натура! Мечтатель от природы, он никогда  не  погружался в игру ради ее результата -его увлекал сам процесс.  Петька любил быть творцом новой реальности, мгновенно переноситься в нее и преображать по- своему . Ему нравилось, что конструкция игрового мира  может возникать из ниоткуда  и  уходить в никуда – и все это зависело исключительно от его воли. Но при этом Петька никогда не играл в жестокие игры, считая их примитивными и глупыми. Он был уверен, что такие игры унижают его и убивают то главное, чем больше всего дорожил Петька- фантазию, а с этим он мириться не мог.
 Близких друзей у него не было, да он и не нуждался в них, иначе пришлось бы тратить время на скучное общение, которое (он был уверен в этом!) ничего интересного дать ему не могло.  Время от времени (обычно после родительского собрания) его уютный мирок нарушало   ворчание   матери, повторявшей не раз слышанные от учителей и давно знакомые  ему фразы: «Нужно меньше сидеть в игре!», « Надо читать книги и мыслить самостоятельно!», « Ты стал игроманом!»  - и прочее…  К этому Петька также научился относиться спокойно и  даже сочувствовал матери, подозревая, что ее тяготит  долг  родительницы в такие минуты. Но ведь ей нужно его исполнять –и он терпел. И действительно, мать вскоре замолкала, надолго отставляя Петьку наедине с игрой. Кажется, ее даже устраивало такое положение дел: ребенок сидит дома, на глазах, а не шляется, невесть где. Уделять ему больше собственного времени она не могла: ей приходилось тянуть семейную лямку в одиночестве и вкалывать сразу на двух работах. Отец бросил их, когда Петьке было 6 лет, и теперь появлялся в семье лишь на день рождения сына. У него было свое небольшое дело и другая семья, но подспудное чувство вины перед сыном, наверно, с годами не ослабевало, и чтобы хоть как-то утихомирить его, он задабривал Петьку дорогими подарками. В последние годы это были чаще всего мобильные телефоны. Парень привык к этому и не претендовал на что-то большее со стороны отца, и только мать, проводив бывшего супруга  и   по обыкновению своему тихонько всплакнув, всякий раз укоризненно шелестела вслед:
- Ну вот мы снова и откупились! Теперь можно на целый год забыть дорожку к сыну!
А Петька ликовал: ему доставалась новенькая модель известного смартфона, о каких большинству его одноклассников приходилось только мечтать! Петька был не из хвастливого десятка, и все же ему доставляли  неизъяснимое  удовольствие минуты, когда   ребята в классе окружали его плотным кольцом и с любопытством и завистью рассматривали очередную новенькую вещицу. Мобильник давно уже являлся визитной карточкой для его сверстников, и от того, насколько он отвечал требованиям времени, напрямую зависела репутация его владельца. То есть владелец постепенно превращался в некое бесплатное приложение к собственному телефону - и  такое положение дел никто уже не пытался оспорить. И все же для Петьки появление нового телефона прежде всего значило одно : перед ним откроются новые возможности в не изведанных еще пространствах Игры, где он вновь и вновь будет создавать послушную ему реальность.

Маша пришла в их школу  в начале восьмого класса. Ее появление ни на кого не произвело сильного впечатления: девочку трудно было назвать привлекательной, да и в поведении ее ничего яркого и запоминающегося не наблюдалось. Она села за первую парту  в первом ряду от двери, рядом с такой же тихой и незаметной Светкой Токаревой. Они и внешне были похожи: обе небольшого роста, русоволосые и худенькие. Девочки  быстро сдружились и вскоре в сознании одноклассников слились в неделимый образ с одним  названием – «первая парта». Даже учителя нередко обращались к ним так: «А что думает первая парта?». И тогда одна из девочек тужилась, с трудом подбирая нужные фразы для ответа на вопрос (Маша, как и ее новая подруга , училась средне, не блистая знаниями ни по одному из предметов). На переменах новенькая , как и большая часть одноклассников, отрешенно водила пальцем по мобильнику или , воткнув наушники в уши, неслышно бормотала что-то себе под нос. Одевалась она очень простенько , невыгодно отличаясь этим от других девчонок в классе, но что красноречивей всего говорило о ее скромных материальных возможностях , так это мобильник! Это был сенсорный китайский смартфон небольших размеров. Его экран разделила надвое широкая лучеобразная  трещина, отчего изображения сильно искажались. Это являлось предметом постоянных насмешек самого богатенького в классе Сашки Самохина, сына  районного прокурора. Тот, проходя мимо первой парты,  вначале просто  строил комичные рожицы, а затем уже не стеснялся вставлять  и обидные комментарии  по поводу телефона. Но Маша относилась к этому как-то удивительно спокойно. 
Петька поначалу совсем не обращал внимания на новенькую. Он сидел в классе на том же ряду за четвертой партой, и уже одно это не давало возможности хорошенько рассмотреть новоявленную одноклассницу. Да он и не стремился к этому совсем. Но спокойному  равнодушию его вскоре пришел конец.
Все началось с уроков  литературы. Как-то учительница Светлана Николаевна с загадочным видом, выдерживая многозначительные паузы между словами,  объявила:
- А сегодня, ребята,… мы начинаем знакомство… с одним из лучших произведений… А.С. Пушкина…-с  романом «Капитанская дочка».
Ни слова, ни интригующая интонация, с которой они произносились, конечно, никого не зацепили. С молодой литераторшей у класса были вполне  нормальные, бесконфликтные отношения, но лишь потому, что на уроках она и литература существовали где –то в одной плоскости, а класс- в другой. И это вовсе не потому, что среди ребят не было никого, кто бы действительно интересовался литературой – просто учителю никто не верил. Было что-то фальшивое, наигранное в ее утверждениях о значимости литературы, с которых она начинала почти каждый урок. Ненужная эмоциональность, «охи», «ахи» ,слишком частые обращения к конспекту -  - все это говорило ,может быть, о старательной подготовке к уроку, но совсем не о  любви к литературе и уж тем более не о знании ее. 
Вот и в этот раз Светлана Николаевна осталась себе верна.
- А знакомство с произведением Пушкина мы начнем с эпиграфа, предваряющего роман. «Береги… честь… смолоду» , - торжественно, нараспев произнесла она. – Ребята, кто сможет дать определение чести?
Класс молчал. Загадочно улыбаясь и слегка прищурив глаза, всем своим видом демонстрируя заинтересованность в ответе, Светлана Николаевна медленно переводила взгляд с одного ученика на другого.
- Ну, может быть,  это то же, что и достоинство? –предположил наконец  Петька. Он не был уверен в правильности своего ответа, потому что слышал, как понятия эти употребляются одновременно , через запятую.
- А что такое достоинство?- продолжала допытываться учительница.
И снова  молчание затянулось.
- Ну, хорошо. А вот что о чести говорится в словаре Ожегова, - и, убрав с лица надоевшее всем ( и ей смой) выражение заинтересованности, Светлана Николаевна вновь заспешила к конспекту. Что было «хорошо»  и о чем говорилось в словаре Ожегова– об этом класс так и не узнал: все снова погрузились в отчужденное молчание. Дальше все потекло по привычному руслу стандартного урока. Только для Петьки это был последний спокойный урок литературы. А дальше началось!
Петр Гринев и Маша Миронова- кто первым из одноклассников догадался сопоставить этих пушкинских  героев с Петькой и Машей, он не помнил, но очень быстро и охотно это сравнение было подхвачено всеми в классе, и вскоре уроки литературы превратились для Петьки в настоящее испытание! Ему трудно было отвечать на вопросы учителя, комментируя поведение Гринева и его отношение к капитанской дочке: сразу же по классу прокатывалась волна насмешек и неоднозначных намеков. Ему нельзя было зачитывать фрагменты текста, где говорилось о Маше Мироновой – все взгляды тут же устремлялись на первую парту,  где сидела его невольная подруга по несчастью. В довершение к этому  Сашка Самохин как-то на уроке взял да и передал Маше то самое  стихотворение Петра Гринева, которое послужило причиной разрыва е го со Швабриным. На небольшом листочке корявым Сашкиным почерком было выведено:
Ты, узнав мои напасти,
Сжалься ,Маша, надо мной,
Зря меня в сей лютой части,
И что я пленен тобой.

Ниже были указаны имя и фамилия Петьки. Прочитав записку и увидев смеющуюся рожу Самохина, Маша, конечно, все поняла и попыталась вернуть ее настоящему автору. Но Сашка не для того старался: он пустил записку по классу, и вскоре все заметно оживились. Петька почувствовал неладное, когда злополучная записка попала к его соседке по парте. Та потихоньку прочитала и, украдкой бросив взгляд на Петьку, предательски хихикнула. Это он уже заметил и резко вырвал записку из ее рук. Вычислить автора было несложно : такой корявый почерк мог принадлежать только Сашке Самохину. Петька закипел! Он долго терпел выходки этого типа, но такое прощать было нельзя! Нужно было обязательно двинуть ему, иначе Петька просто перестал бы себя уважать!  Да и в классе его бы не поняли, смолчи он и в этот раз! Учителя Петька уже не слышал- его все дальше и дальше  увлекала за собой злость: припомнились все предыдущие насмешки одноклассников над ним, и его собственное спокойствие теперь казалось ему проявлением малодушия и глупости. Сашка Самохин – вот кто сделал его посмешищем в классе! И он за это ответит!
Петька с трудом дождался перемены и , едва прозвенел звонок, стремглав кинулся к самохинской парте. Сашка  с самым безмятежным видом  убирал учебники со стола, когда был схвачен за грудки и притиснут Петькой к стене.
- Ты думал, я ничего не замечу, гад?! – ревел Петька. – Ты думал, из  меня можно клоуна слепить?!
- Ты че, сдурел?! – заикаясь, лепетал ошарашенный Сашка.
Петька готов был ударить Самохина кулаком по лицу, но в это время к дерущимся подлетела испуганная Светлана Николаевна:
- Прекратить! Немедленно прекратить! Вы слышите?! – она неожиданно сильно рванула сзади Петьку за плечи, и тот,  сильно качнувшись и едва не упав, выпустил Самойлова из  своих объятий. Тотчас к нему подоспели взбудораженные одноклассники и плотной стеной отгородили его от жертвы.
- Идиот! Совсем шуток не понимает! Что я такого сделал? Ну, пошутил немного! Что, за это сразу по морде? – оправдываясь, частил Сашка.
- Вы оба сегодня же пойдете к директору и там будете объясняться! – перебила его так ничего и не успевшая  понять учительница.
Петька же тем временем выскочил из класса и всю долгую перемену проторчал на улице, постепенно приходя в себя.  В общем, он был собой доволен, и хотя пустить в ход кулаки так и не получилось, теперь всем будет понятно, что шутить с ним подобным образом   небезопасно – именно этого он и хотел. Когда же  возвращался в класс, то, проходя мимо первой парты, мельком взглянул на Машу. Она смотрела на него в упор… Ни одна девчонка еще так не смотрела на него … Что было в этом  ее взгляде? Любопытство? Благодарность? Сострадание? Петька вдруг подумал, что, бросившись с кулаками на Самохина, он ведь и ее тоже от обидчика защищал. Честь ее, выходит, отстаивал. Почему раньше эта мысль не приходила ему в голову?.. И что же все-таки было в ее взгляде?..
Конфликт этот  продолжения не получил: к директору ребят так и не вызвали, Сашка, почуяв  достойный отпор, сразу как-то поутих, и после этого глупые насмешки и сравнения за Петькиной спиной постепенно сошли на нет. Но, странное дело, теперь Петьке их как будто недоставало. Теперь он видел Машу на каждом уроке. Видел- потому что хотел видеть. И открывал ее для себя потихоньку. Оказывается, у Маши были  слегка вьющиеся густые волосы, чаще всего заплетенные в причудливую косу. А над левым ухом, вспархивая от малейшего движения, постоянно золотился на свету непослушный завиток. Когда она отвечала на уроке, то слегка поворачивалась в сторону учителя и Петька немного видел ее профиль: густые темные ресницы,   небольшой слегка вздернутый носик, по которому были рассыпаны редкие точки мелких веснушек,  и тонкие губы (верхняя слегка прикрывала нижнюю, от чего выражение лица казалось всегда строгим). Но больше всего   Петьку почему-то умилял краешек  Машиного уха, едва выглядывавший из-под волос. Петька видел его постоянно и заметил, как он может меняться: когда Машу спрашивали на уроке, ухо слегка краснело, и столько было трогательного и беззащитного в этом! Так хотелось оградить ее от всех больших и маленьких бед!.. Теперь он с особым вниманием читал фрагменты пушкинской повести, где говорилось о Гриневе и капитанской дочке. Образ героини слился в его фантазиях с образом Маши, а себя он невольно ставил на место Гринева и  в глубине души очень завидовал открытости и ясности его чувства. Эти свои переживания Петька считал слабостью и поначалу сам себе не хотел признаться в том, что с ним происходит. Он злился на Машу, заставлял себя не думать, не смотреть на нее, не мечтать. Но едва начинался урок, глаза сами, помимо его воли, отыскивали впереди знакомый завиток и нежный краешек уха.     А властительница Петькиных дум между тем  ничего этого не подозревала, продолжая на всех переменах слушать музыку или играть в своем стареньком телефоне.
Петька же совсем забросил свой мобильник, игра стала его раздражать. Пытаясь отвлечься от тягостных мечтаний, он несколько раз начинал играть, но виртуальное пространство, еще недавно так привлекавшее его, теперь казалось пустым и тесным. Тоскливо и скучно было сидеть на одном месте и  выполнять давно заученные действия. И Петька нашел для себя другое занятие : он каждый день после уроков   стал незаметно провожать Машу до дома.
Жили они недалеко от школы на одной улице, но, выйдя из общего переулка, должны были расходиться в разные стороны. И вот уже больше месяца в свою сторону Петька сразу не поворачивал. До   Машиного дома было меньше остановки, поэтому никаким  транспортом пользоваться ей не приходилось. И это как нельзя больше устраивало Петьку: он шагал от нее метрах в ста, время от времени бросая тревожные взгляды на знакомую девичью головку с неизменной косой на затылке. Зачем ему это было нужно, он и сам не мог  бы себе ответить. Может быть, здесь , по дороге к ее дому, он чувствовал свою маленькую причастность к другой, не школьной, ее жизни, и от этого она казалась ему чуть ближе и живее, чем была в школе. И еще… еще он смутно надеялся,… что однажды… она оглянется. Но Маша так ни разу и не оглянулась...
Сегодня он наконец решил, что обязательно, во что бы то ни стало, окликнет ее. Просто позовет по имени. А дальше… Петька не знал, что делать дальше. Ну и пусть! Главное, она увидит его .Она должна все понять сама! Ведь не нужны же были когда-то капитанской дочке долгие признания и слезные объяснения! Важно было только самому Петьке  не утратить решимость в течение дня, но он чувствовал себя сегодня небывало смелым и даже, проходя утром мимо первой парты , впервые пробурчал что-то похожее на «Привет!», но услышан, конечно, не был. А на следующей перемене произошло вот что.
Сашка Самохин, никогда не упускавший момента позабавиться над Машиным телефоном (причиной этому , наверно, была сама Маша), в этот раз выхватил мобильник прямо из ее рук.
- Слушай, а как ты по нему общаешься? Азбукой Морзе? Или телеграфируешь?- издевательски серьезно начал он.- А, может, это просто кирпич, которым забивают гвозди? Ой, смотрите, да тут и трещина имеется! Так ты уже пробовала использовать его по назначению!
В классе захихикали. Петька, как ошпаренный, вскочил со своего места и двинулся на Самохина.
- Положи телефон!- незнакомым, металлическим   голосом произнес он.
- Ой, а вот и наш защитник!- продолжал ерничать Сашка.
- Ребята, ну хватит вам! Петя, не нужно!  Саш, отдай телефон, пожалуйста! – неожиданно спокойно произнесла Маша.
- Телефон отдай! –повторил уже спокойнее  Петька.
- Ладно, я не собиратель древностей, забирай свою рухлядь! – сдался трусоватый Самохин. – А знаешь, я мог бы подарить тебе свою мобилу, но для этого ты должна сегодня после уроков прийти к гаражам. Мне не жалко- отец подгонит новенький.    А ты подумай.
Сашка с невозмутимым видом проследовал мимо Петьки, а тот застыл на месте,  чего-то ожидая от Маши в ответ  на брошенное ей предложение. Но ничего не последовало. Ничего. С каким наслаждением он бы сейчас двинул этому ублюдку, если бы она только намекнула на то, что ей нужна его защита! Но она даже бровью не повела!  «Наверно, просто не хочет с ним связываться, -решил про себя Петька .-  Ну и правильно делает! Такому все равно ничего не объяснишь».
Но на душе у Петьки было как-то мутно и тревожно. Он и сам не мог понять, отчего, и относил все это на счет волнения перед предстоящим их с Машей «разговором». Уроки прошли , как во сне. Думать ни о чем не хотелось. На переменах Петька механически водил пальцем по экрану телефона, даже не замечая, что он делает. И вот он, наконец, звонок с последнего урока!.. Ступеньки со второго этажа на первый (Петька загадал их нечетное количество –вышло 26! ), переулок (сегодня какой-то очень короткий!), улица - и поворот в Машину сторону.
3
… Итак, Петька снова неторопливо следовал за ней. Девочка по-прежнему не оборачивалась, и он твердо решил , что окликнет ее уже в самый последний момент, когда она подойдет к своему дому. Это его немного успокаивало- время, чтобы окончательно собраться и решиться,  еще было. Но что это? Она переходит улицу! Куда ? Сердце у Петьки застучало так сильно и быстро, что, казалось, кто-то изнутри тревожно колотил его в грудь, желая вырваться  наружу! Не может быть! Не может быть!! Вот чего он боялся втайне от себя!.. Там по дороге есть еще магазин!.. Но Маша  прошла мимо него. Она свернула в переулок, ведущий прямо к гаражам. Не помня себя, Петька кинулся вслед за ней.
- Маш!- дребезжащим голосом прозвенел он.
Маша не оборачивалась. Кажется, она его не слышала.
- Маша! Подожди!- забыв о всякой робости, снова крикнул Петька.
Вдруг девочка резко обернулась и сделала несколько шагов навстречу ему:
- Ну, что ты за мной шляешься, как приклеенный?! Что тебе нужно от меня? Ты думал, я не замечаю? Ха-ха! Да я с первого дня тебя вычислила! Но терпела ,пока не совал нос не в свои дела! А сейчас, наверно, спасти меня решил, от обидчика защитить? Да пошел ты со своей защитой! Да, я хочу новую мобилу!! Мне надоело чувствовать себя гадким утенком и с умным видом притворяться, что, как все, во что-то там играю! Да, я и музыку не слушаю! Этим кирпичом, (девочка достала из кармана свой телефон) и правда, можно забивать только гвозди! И ничего у меня не изменится! Никогда!!
Маша отвернулась и зарыдала. Но что в этот момент творилось в Петькиной душе!  Ему было жаль Машу, но над этим чувством какой-то скрытой музыкой звучало нечто другое, непонятное, что подавляло жалость. Музыка эта все усиливалась.  Казалось, что все происходит не с ним  и что Маши, его Маши, здесь нет. Может, это игра, и стоит лишь захотеть – и вся эта выдуманная реальность рассыплется? Хотелось поскорее вырваться  из ее плена и  забыть обо всем. И Петька сделал это: он достал свой мобильник из школьного рюкзака, не глядя на Машу, положил его рядом с ней на асфальт и ушел прочь…
4
Знакомство восьмиклассников с романом Пушкина вскоре закончилось. Герои его благополучно забылись, уступив в короткой ученической памяти место другим персонажам. А Петька снова вернулся в уютное пространство своей Игры, где все случайности предсказуемы и разочарования не рвут душу. На первую парту он больше не смотрел.


 

Об авторе: Авдеева Ирина Васильевна, родилась в 1972 году в поселке Абрамовка Воронежской области. Окончила в 1995 году филологический факультет Воронежского государственного университета. В разные годы работала корректором, журналистом, преподавателем. В настоящее время являюсь школьным  учителем . Живу в Воронеже.
Публиковалась с подборками стихов в  периодических изданиях.


Рецензии