Великая Царица Богиня Мать. Лунное затмение 21 янв

                Мать, Великая Мать, Мать-Богиня.

Махапралайя.Великая Мать. "ночь вечности", время великого растворения вселенной.

Сто лет Брахмы составляет сутки Вишну, сто лет Вишну - сутки Рудры. По прошествии ста лет Рудры наступает махапралайя. Время (kAla), которым создавалась вселенная, теперь уничтожает её. Во время махапралайи все, связанное с Маха-майей, гибнет, и сохраняется лишь Маха-видья, единая с Шивой.

Прала;я (санскр, pralaya IAST, «разрушение») — в космологии индуизма — период отсутствия активности во Вселенной, наступающий после каждой кальпы. Это период разрушения (или перехода в непроявленное состояние) всего, что есть во вселенной, и возвращения к первозданному единству космоса. Пралая связана с концепцией циклов, наиболее разработанной в Пуранах, где различаются две пралаи: та, что следует по окончании кальпы, или одного дня Брахмы (период, состоящий из тысячи махаюг, каждая из которых состоит из четырех юг — веков и длится 4,32 млн. земных лет), и махапралая, которая сопровождает окончание жизни Брахмы, длящейся сто божественных лет. Однако даже махапралая является лишь временным состоянием, которое неизбежно сменяется периодом нового творения (сарга). Во всех циклических концепциях наступление пралаи связано с катастрофическим ухудшением дхармы — морально-религиозного порядка. Пралая длится 4,32 млрд земных лет.

Махапрала;я (санскр. ;;;;;;;;, Mah;-pralaya, «великое разрушение») — полное разрушение Вселенной (по истечении махакалпы) со смертью творца Брахмы, которое происходит каждые 100 лет Брахмы (311,04 трлн земных лет).

Из философских школ концепция пралаи наиболее разработана в вайшешике. Согласно Прашастападе, когда дхарма “истощается”, бог Махешвара прекращает действие адришт (кармических потенций), чтобы дать возможность душам, измученным перерождениями, спокойно осознать все последствия совершенных ими действий. Адришты вызывают разрушение материальных стихий (бхуты) вплоть до составляющих их атомов.

Природа, всеобщая Мать, повелительница всех элементов, изначальное дитя времени. Царица всех духовных вещей, смерти и бессмертия, прародительница всех существующих богов и богинь, одним движением пальца управляющая Светом Небес, благотворными морскими ветрами и печальным безмолвием подземного мира- Ей поклоняются в различных аспектах и проявлениях, известных под бесчисленным количеством имен, пытаясь умилостивить многими способами (Апулей). Ее зовут кормилицей, но она имеет очень большое количество других имен (Плутарх). Брахма молится Великой Богине так: О, Ты, изначальный ясный Свет Небес, освещающий все и разрушающий самогипноз ужасного круга перерождения! О, Ты, которая окутывает всю вселенную и во все времена остается невидимой. Мать - это архетипическая женщина, первоначало всего живого, primum mobile и первичная полнота, содержащая все принципы. Она символизирует все фазы космической жизни, объединяет все элементы как небесные, так и хтонические. Она - Царица Небес, Мать Богов, открывающая путь, хранительница ключей плодовитости и врат рождения, смерти и воскресения. Как Богиня Луны она - вечная обновительница, меняющая времена года, повелительница дающих жизнь вод, роста из плодородной земли и воскресения из мертвых, Земная Материя. Как Луна она является мерой времени, разделяя год на месяцы, состоящие из 28 дней; как время она - ткачиха судьбы, ибо все Великие Матери - ткачихи или прядильщицы, ткущие паутину из нити судьбы, что символизирует ее силу заманивать в ловушку и связывать либо освобождать. Мать обладает дуальной природой творца и разрушителя: с одной стороны, она - кормилица, защитница, дающая тепло и убежище, и, одновременно с этим, ужасная сила разрушения, пожирательница и убийца. Она творец, кормилица всего живого и его могильщица. Мифологически она - Мать-Дева, Божья Матерь, рождающая мужчину от своего сына, от духа или воли. Она - мать и невеста Бога, и Mater Dolorosa, оплакивающая его смерть.
Духовно она - архетипическая полнота, самодостаточная и самоукрепляющаяся; дева, дающая жизнь сыну - Свету; мать всей мудрости, умения владеть собой и освобождения через просветление и трансформацию. Она та, кто управляет из тьмы и как мудрость способствует трансформации человека от самого элементарного к самому высшему уровню. Мать - это изначальная тайна: Я - все, что есть, было и будет, и мою вуаль не поднимет ни один смертный. В алхимии Великая Мать олицетворяет активный принцип, огонь и тепло, обеспечивающие трансформацию, очищение, поглощение и разрушение. Она - прародительница embrio ores в утробе-земле. В гностицизме она - эон плеромы. В буддизме и даосизме Мать олицетворяет пассивный статический принцип, мудрость, реализацию и блаженство и изображается с лотосом и открытой книгой как главными ее атрибутами. В ее полезном, питательном и творческом аспектах она - Magna Mater или Изида, Хатхор, Кибела, Иштар, Лакшми, Парвати, Тара, Гуань-инь, Деметра, София, Мария, озаренная Солнцем и попирающая ногой Луну. Как обольстительница и убийца она - Астарта, Кали, Дур га, Лилит, Геката, Кирка, черная дева с волосами-змеями или в ином ужасном облике. Существует целый легион ее символов, к которым относятся растущая Луна, корона звезд, спираль, концентрические круги, ромб, все воды, фонтаны, родники, etc, , все, что дает убежище и защиту - пещера, стена, могильный холм, ворота, храм, церковь, дом, город etc, , все питающие сосуды, груди как средство кормления, все источники изобилия, все, что пусто и готово вмещать - чаша, котел, кубок, рог изобилия, ваза, йони etc, , все, что образуется из воды, - раковины, рыбы, жемчужины, дельфины etc. Среди птиц ее атрибутами являются голубь, лебедь, гусь, ласточка, куропатка etc, , а среди растений - лотос, лилия, роза, мох, пеон, кедр, а также их плоды. Атрибутами матери являются также колонны, символизирующие соединение камня и растения (ствол дерева). В ее полезном аспекте Мать представлена всеми животными, производящими продукты питания, - это корова, свинья, коза, лань etc. В ее темном аспекте она ассоциируется с королем-жертвой: король, идентифицируемый с орошением и плодовитостью, приносился в жертву Матери-Земле, когда его плодовитость истощалась. Позже король был заменен козлом отпущения. Это действо отождествляет Мать с коброй-человекоубийцей, лунными змеями и львицей. В аспекте девственности и чистоты ее символом считается единорог. Великая Мать связана с созвездием Большой Медведицы, числом семь, днем недели - пятницей, когда готовится рыба для жертвоприношения в ее честь. В облике Артемиды она - повелительница зверей и ассоциируется с охотницей, ведущей дикую жизнь в окружении диких животных.
Магапра — кормилица Сиддарты-Будды.


Первоначальное имя Великой Богини Матери теряется в глубинах тысячелетий. Есть много свидетельств того, что в древности Великая Мать называлась Берегиней, а слово «берегиня» означало «земля». Таким образом, Богиня Земли, которая в вышивках часто заменяется изображением Березы, называлась Берегиней, т. е. Землей. У восточных славян ее еще называли Житной Бабой, Рожаницей, Землей, Ладой, Славой.

На широко известной киевской фибуле (металлической застежке для одежды) изображена Великая Мать в широкой юбке, с руками, переходящими в головы коней. Перед нами и богиня, и представители солнечного светила — кони, и солнечные диски — его символы. Рядом с женской фигуркой изображен мужчина, руки которого также переходят в женские головы. Возле его ног располагались два коня. Мужская фигура олицетворяла солнечное божество, оплодотворяющее землю.

Великая Богиня — мать всего живого. На вышитых восточнославянских рушниках Великая Мать держит птицу или расцветающий куст, на котором сидят жрецы, подносящие ей дары.

Головы и руки их прорастают ветвями деревьев, вокруг расположились символы солнца петухи — вестники утра, животворного света.
Такие изображения Матери всего живого, ее жрецов и птиц свидетельствуют о непосредственной связи религиозных представлений древних славян о силах природы, о весеннем оплодотворении солнцем с земледелием — их главным занятием в ту эпоху.


Рецензии