СТЫД

Было свежее сентябрьское утро. Торгом, как обычно, проснулся еще до рассвета, чтобы успеть сделать привычные дела по хозяйству, позавтракать и вовремя доехать до работы.

Работал он грузчиком: таскал тяжеленные мешки с цементом и алебастром. Белесая пыль садилась на ресницы и брови, пачкала лицо, наполняла легкие, затрудняя дыхание. Было тяжело.. но работать было НАДО. Жена – инвалид. Сын – безработный. Сложно нынче с работой. Даже квалифицированные дипломированные специалисты соглашались на простую работу, лишь бы решать насущные вопросы. Те, кто был не согласен, уезжали; остальным надо было как-то жить. Так и Торгом. Семью надо кормить. И, несмотря на пыльную работу, он каждое утро брился, мылся, кушал приготовленный заботливой супругой омлет из яиц, снесенных собственными курами, пил ароматный кофе, надевал свежевыглаженную рубашку и отправлялся в город. А вечером, умывшись, опять переодевался в чистую одежду и спешил домой. В день зарплаты пытался как-то покрыть все необходимые расходы и хоть что-то, самую малость, отложить на “черный день”: вдруг жене станет плохо.. ну, или мало чего может случиться. Так и жили день за днем, месяц за месяцем.

И в этот самый обычный день, придя на работу, услышал от начальника: “ты уволен”. На вопрос – “за что?”, последовал грубый ответ: “мне не нравится, как ты работаешь: нет преданности работе”. Так, значит, мало начальнику, что работа выполняется аккуратно, своевременно, так еще надо быть преданным. Чему? Ишачьему предназначению за гроши? Попытался объясниться. Ни в какую. Уволен - и все тут… Душно стало. Вышел Торгом на свежий воздух, обсудил ситуацию с другими сотрудниками. Ведь, если что-то не так сделал, можно же поговорить, объяснить, что не так, сделать замечание. Торгом не курил уже несколько месяцев и очень гордился этим. Но тут так захотелось покурить! На глаза навернулись слезы, лицо покраснело. Вот придет он домой, и наступит утро, и как он объяснит жене, что нет уже работы, что все закончено? В его-то годы.. Что сказать? Ведь не крал ничего, работал честно и ответственно. Как прокормить семью? Как быть дальше? И стало Торгому стыдно. Стыдно перед родными. Обхватил руками голову и сидел так, пока рабочее время не закончилось.

Ночью Торгому не спалось, глаза не смыкались, мысли бродили по непонятным улочкам, и везде – одни тупики. Кольнуло в груди. Закрылись глаза. Умер Торгом: от стыда и немощности.

Провожала Торгома вся деревня. Говорили хорошие слова, вспоминали, какой был честный, хороший человек. Ну, и иной раз шутили, мол, любил похвалиться, якобы, шефом был в хорошем ресторане, вкусно готовил.


Рецензии
Спасибо,Мария, за серьёзный, жизненный рассказ! Успехов Вам в творчестве.
С уважением,

Борис Киселёв   07.11.2020 18:19     Заявить о нарушении
Спасибо большое! И Вам успехов!

Мария Рейнолдс   09.11.2020 15:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.