Иван Иванович

     Все чаще хочется отстраниться от нашей чудовищной лживой  действительности и вернуться в счастливые «тадышние времена»…Когда теплые летние дожди шлепались и пузырились в лужах, по которым можно было проехаться с пробуксовкой босиком, не боясь каких-то неведомых в те радужные времена бронхитов, гриппов и других сопельных болезней. Дружили улицами, соседями,семьями.  Семьи были добротными, сор из изб не выносили, дети вырастали все вместе на одной улице из пряток и чехарды до вечерних посиделок на «дровах». Мир был теплым, уютным, добрым. Вечерние зарницы, лягушачьи свадебные трели…Вроде бы недавно все было, ан нет - прошлый век. Безмятежные времена «человек человеку друг» канули в лету и наступили новые: "спасение утопающего…" сами знаете, чьих рук дело. Все удивительнее и дороже становятся встречи с людьми добрыми, не равнодушными к чужой беде.

     В один из долгих северных отпусков, когда время и щедрые отпускные позволяли принять моментальное стихийное решение: едем утром к морю или на Алтай по «козьим тропам», мы с мужем, устав от  прелестей осеннего лета в Башкирии, купили подержанную «разовую» семерку  и отправились за 3000 км в солнечный Казахстан. Северяне - это особенный народ! Вырвавшись на Большую Землю из отдаленного, утопающего в болотных топях поселка, на вертушке до ближайшего малого Мегаполиса, мы пребывали в состоянии вселенского счастья и любви. Два месяца отпуска! Радовались солнцу, свободе, помидорам, отсутствию  несносных кровососущих тварей, путешествиям по разбитым российским дорогам. Тогда еще не были в моде общедоступные сейчас отели Египта, Турции и Туниса.

     Ох уж эти наши Российские дураки и дороги… Первое смело отношу к себе. С трассы М-5, потом М-51, избегая преждевременного заезда в  солнечный Казахстан, скатились мы на местные муниципальные…60-40-20 - знаки дорожные не нужны, быстрее  все равно никак. Оно и к лучшему. Повезло, так повезло! Правое колесо от Авто как-то вдруг «отщепилось» да и укатилось в обочину.

    Деревня Долгое, с ударным вторым слогом в названии, простиралась по обе стороны дороги в одноименные  приозерные дали…Тишь да гладь да божья благодать. Посмеялись над идеей вызвать эвакуатор: мобильная сеть не обнаруживалась.
Устрашающе пролетел мимо огромный черный ленд – крузер ли ,ровер ли. Сдал назад. Четверо братков обескуражено  посмотрели на наше нищенское Авто, фантазий, чем помочь у них не случилось…Черные грозовые тучи затянули небо, еще темнее было на душе. Но не долго! Мой муж, выросший в каких-то не мыслимых перипетиях вольной отроческой жизни в Восточном Казахстане, взрастивший иммунитет выживаемости в  побегах из дома на крышах ж/д вагонов, скалолазаниях и водопогружениях, «откусил» пассатижами  хвост стального провода под столбом высоковольтной линии и прикрутил им колесо. Вряд ли этот метод применялся кем-то еще. Через полчаса, проехав 2 км под ужасающими вспышками молний,  мы пришвартовались под забор самого добротного дома в деревне. Это была усадьба местного фермера.

     Хозяин,  посочувствовав нашей беде, обнадежил, что утром что-нибудь придумает. Предстоящая ночь в машине обещала быть долгой и бесприютной. Домашних стеснять не хотелось, но после настойчивых уговоров  мы согласились встать на постой.  Большой светлый и добротный дом, огород, ухоженное подворье. Иван Иванович –  добродушный здоровяк 40 лет. Супруга ему под стать – простая приветливая сельчанка. Во дворе видавшие виды Волга и Нива - ровесницы нашей Семерочке.  Свиньи в свинарнике, коровы в коровнике, куры, гуси, утки - россыпью по двору в несметном количестве.
 
     В деревне давно сгнил водопровод. Глава поселения обреченно бездействовал. Сельчане его жалели:  детей куча. Какой с него спрос: денег нет, одним словом.  Местным властям, похоже, не ведомо, что  в кулуары районной и региональной властей можно пробиться с пресловутым ФЗ  о местном самоуправлении, с шумом-гамом разобраться к чьим полномочиям относится решение этого самого вопроса по обеспечению сельского поселения услугами водоснабжения. Бюджет муниципального образования «Долгое», как и всех наших нищих деревень,  латан - перелатан из мизерных собственных доходов, да государевых дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Вот они у нас все ровнехонько на ладан и дышат. А потереби власти во благо своих горемык-сельчан, обивая пороги (как на Руси без этого!),  глядишь, какой трансферт целевой с барского плеча и подкинут Думские законодатели. Мудрено. Похоже, местному Главе хлопотно и не ведомо это.
 
    Дом Иван Ивановича на горе, внизу озеро, на которое  сельчане ходят с флягами на тележках(или ездят) за водой. В нашем хозяйстве два далматинца в упряжке были приспособлены для доставки воды. Сколько ж ее надо для скота и полива огорода! Чтобы забить скважину во дворе необходимо  было 10 тысяч рублей в те времена. Сейчас, наверное, все 20-25. Хозяин сказал, что деньги копит, может за зиму, бог даст…

    У Ивана Ивановича двое детей студентов учатся и живут в областном центре. Расходы большие. Занимался он, было время, животноводством. С реализацией дело не пошло – перекупщиками заняты все рынки сбыта;  с переработкой не вышло – производители скупают дешевую иноземную заморозку «буйволятины – кенгурятины» на колбасу. Ветеринарные мероприятия и дезинфекцию хозяйств соответствующие службы давно не проводят.  Перешел Иван Иванович на растениеводство. Думаю, что с  «государственной поддержкой» сельхозпроизводителей, ценами на дизтопливо и налоговыми поборами, битву за урожай Иван Иванович давно проиграл.

     Проговорили всю ночь. Ни свет -  ни заря хозяева привычно дружно управлялись с подворьем. Жена ушла  в школу «работу завуча  работать» за зарплату 3,5 тыс. рублей. Ходила 4 км принципиально пешком,  чтобы не раздражать односельчан «богатостью» своей семьи.С каких-то плановых работ Иван Ивановичем был отозван  брендовый Беларус со сваркой, стойко переживший разгром коллективного хозяйства и ставший не заменимым кормильцем для всей деревни в надежных руках честного частного собственника. Два замызганных молодца, одинаковых с лица, провалявшись часа 2 под машиной,  каким-то чудесным образом водрузили-приварили  колесо на прежнее место. Иван Иванович  ограничил оплату их работы сотней рублей: иначе он работников на неделю потеряет – мужики в запой уйдут.

     Поселковая дорога после ночного дождя превратилась в сплошное грязевое месиво. Иван Иванович сопроводил нас на своей Волге до районного  автосервиса. В райцентре его все знали – респект и уважение: Фермер! Прощаясь, с великими уговорами,  убедили взять 2 тыс. рублей – огромные, по меркам сельского труженика,  деньги, которые наверняка пошли в семейную копилку на скважину.

    Уехали  мы на Север, где работая руководителями среднего звена в бюджетных организациях, получали стабильную достойную зарплату. Разовую Семерочку продали, нужды в ней больше не было: там мы ездили на других Авто.

     С теплотой вспоминаем  замечательных скромных людей, приютивших нас в своем доме. Что бы мы без них делали?  Как они там, великие труженики, в заснеженной умирающей русской деревне. За водопроводом и ВЛ свой век доживает. Чем живут, о чем мечтают…Перезимовать бы, да детям помочь, да внуков дождаться… Все как у всех, только тяжелее и безысходнее…




 


Рецензии
Арина! Зашёл к Вам в гости.
С Достойным почином!
Всего Вам Доброго!

Василий Овчинников   25.02.2019 08:24     Заявить о нарушении
Арина! Заглянул "на огонёк",
Пишите! Мои Добрые Вам пожелания.

Василий Овчинников   12.05.2019 06:55   Заявить о нарушении