Русская литература 19 века фантастические произвед

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников девятнадцатого столетия. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов России, Италии, Германии, Англии, Франции, Китая, Японии, США. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Вначале девятнадцатого века в русскую литературу вошли фантастические произведения. Так появляются «Двойник, или мои вечера в Малороссии» А.А. Погорельского-Перовского, «Вечера на хуторе близ Диканьки»  Н.В. Гоголя, «Пестрые сказки»  В.Ф. Одоевского, и др. В ряде источников этих произведений не последнее место отводилось древним мифологическим представлениям.
Историю русской фантастической повести принято начинать с сочинений, увидевших свет в 1825 году – повесть А.А. Погорельского  «Лафертовская  маковница» и повести А. А. Бестужева «Замок Эйзен».

ПОГОРЕЛЬСКИЙ
Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского)  (1787-1836).
А.С. Пушкин писал: «…Что за прелесть бабушкин кот!  Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Мурлыкиным…»
Основные произведения А. Погорельского: «Двойник, Или мои вечера в Малороссии», «Монастырка».
А. Погорельский был побочным сыном одного из виднейших представителей екатерининского царствования – графа А.К. Разумовского. Будущий писатель - участник войны 1812 г. В своей литературной деятельности  был близок к кругу П. Вяземского,  В. Жуковского, А. Пушкина.
Первая повесть Погорельского вышла в свет в 1825 году – «Лафертовская Маковница». Занимательный сюжет, переданный автором колоритный быт московской окраины, яркие характеры персонажей сразу привлекли внимание читателей. Простодушный почтальон Онуфрич, корыстолюбивая его супруга, их красавица-дочь Маша, зловещая колдунья – Машина бабушка, ее черный кот, который неожиданно превратился в титулярного советника жениха Мурлыкина – основные персонажи повести.
В 1828 году был напечатан его цикл повестей «Двойник, или мои вечера в Малороссии». Погорельский оригинально построил книгу: повести объединялись беседой между автором и его «двойником» о таинственных происшествиях, свойствах человеческого ума, страстях и поверьях. Все это  перекликалось с произведениями немецких романтиков, особенно с Гофманом. В отличии от этих авторов Погорельский никогда  не отрывался от реальной действительности. Фантастика в его произведениях выступала как художественный прием, позволяющий глубже раскрыть жизненный конфликт героев. Автор не случайно  ссылается в произведении «Пагубные последствия необузданного воображения» на историю трагической любви юноши к механической кукле. В традициях сентиментализма написана повесть «Изидор и Анюта». Чувствительная ситуация разворачивается на фоне военных событий 1812года.
Погорельский воспитывал своего племянника – будущего писателя и драматурга  А.Толстого, для которого написал повесть «Черная курица, или Подземные жители» (1829).
Роман «Монастырка» печатался  в «Литературной газете» с 1830 по 1833годы. Многие приключения героев произведения напоминают персонажей семейно-авантюрных сочинений иностранных писателей: история сироты, притесняемой гонителем-опекуном, насильственное похищение девушки, спасающий ее возлюбленный и т. д.
Отрывок из повести А. Погорельского «Черная курица…»:
«…Недель через шесть Алеша, с помощию Божиею, выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг — которых, впрочем, ему и не задавали…»

БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ
Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837). Его основные произведения: «Роман и Ольга», «Замок Нейгаузен», «Изменник», «Замок Эйзен», «Испытание», «Мореход Никитин» и др.
Бестужев начал печататься с 1818 года, сначала выступил как переводчик, а позже – в качестве автора фельетонов, рецензий.
Бестужев – гвардейский офицер, после участия в восстании декабристов был сослан в Сибирь, а затем переведен рядовым на Кавказ, где и погиб. В его книгах кипят романтические страсти. Для его повестей характерны – живой сюжет, цветистый слог, яркая речь.
В рыцарской повести «Замок Нейгаузен» (1824) писатель избрал 1334 год, заметный в летописях Ливонии взятием Риги. Место действия произведения – пограничный замок, служивший опорой для ливонских рыцарей в набегах на русские земли. Главные сюжетные моменты повести – клевета, вызов на поединок, таинственное исчезновение Эвальда, похищение Эммы.
В повести «Ревельский турнир» (1825) представлено увлечение прошлым Прибалтики, которое было характерно для русских романтиков. Автор использовал материалы из «Хроники Ливонии», богатым воображением представил читателю живую картину того времени с гордыми нравами рыцарей и чувственную любовь молодых людей и жестокие рыцарские поединки.
В своих фантастических повестях он использует фольклорные  фабулы, народную сказку. Реальные картины Бестужев переплетает с фантастическими представлениями. В страшном мертвеце узнают его брата, похожего на него «волос в волос, голос в голос» («кровь за кровь»), а встречи с колдунами, оборотнями, кладбищенские ужасы оборачиваются сном уставшего офицера («Страшное гадание»).  Приведение в польском замке, где случайно оказался офицер, оказывается переодетой женой охотника, специально пришедшей в заброшенный замок, чтобы спасти поручика от преследования польских панов («Вечер на кавказских водах…») Фантастические ситуации, через которые поводит Бестужев своих героев, служат для них часто нравственным испытанием.
Повесть «Страшное гаданье» написана в 1830 году и напечатана впервые в «Московском телеграфе».
Отрывок из рассказа Бестужева-Марлинского «Страшное гадание»:
«… "Так это сон?" - говорите вы почти с неудовольствием. Други, други! неужели вы так развращены, что жалеете, для чего все это не сбылось на самом деле? Благодарите лучше бога, как возблагодарил его я, за сохранение меня от преступления. Сон? Но что же иное все былое наше, как не смутный сон? И ежели вы не пережили со мной этой ночи, если не чувствовали, что я чувствовал так живо, если не испытали мною испытанного в мечте, - это вина моего рассказа. Все это для меня существовало, страшно существовало, как наяву, как на деле. Это гаданье открыло мне глаза, ослепленные страстью; обманутый муж, обольщенная супруга, разорванное, опозоренное супружество и, почему знать, может, кровавая месть мне или от меня - вот следствия безумной любви моей!!
Я дал слово не видеть более Полины и сдержал его…»

ГОГОЛЬ
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Его произведения: «Вечера на хуторе близ Диканьки, Сорочинская  ярмарка), «Вечер на кануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством» и др.
Познакомимся с двумя повестями Гоголя – «Вий» и «Нос». Они являются выразительными образцами двух типов гоголевской фантастики, связанных двумя темами: украинской и петербургской. Повесть «Вий» была написана в конце 1834 года, входила в состав «миргородского» цикла – сборника, имевшего подзаголовок «Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Опорные моменты фантастической фабулы «Вия» - встреча с ведьмой, бесовская скачка, оборотничество,  убийство ведьмы, требование чтения молитв от героя, первоначальное избавление героя от гибели, появление нечисти, которая и погубила героя в третью ночь. Сказки со сходным сюжетом или его деталями имеются и в украинском фольклоре, и в славянском.
Первые наброски повести «Нос» относятся к концу 1832 года. Впервые эту повесть напечатал А.С. Пушкин в 1836 году, в третьем номере «Современника». В примечании к «Носу» Пушкин писал: «Н.В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись». Повесть при публикации значительно пострадала от цензуры: встреча Ковалева с Носом была перенесена из Казанского собора в Гостиный двор, целый ряд острых сатирических высказываний был устранен. Один из критиков 40-х годов назвал «Нос» «глубоким фантастическим» произведением, в котором «целая жизнь пустая, бесцельно формальная, неугомонно движущаяся – встает перед вами с этим загулявшимся носом…»
Большую роль в повести играет день происшествия с Ковалевым день Благовещенья, когда принято было гадать. Герой Гоголя предполагает, что его нос пропал неким неестественным способом, при помощи колдовства баб, которых наняла штабс-офицерша Подточина, как-бы стремясь отомстить Ковалеву за то, что он ее дурачит, водит за нос в связи с женитьбой на ее дочери. Этот день становится связанным и с темой чина (Ковалев отслужил на Кавказе имел большие привилегия; его чин равнялся «майору») и с темой женитьбы. Вот они и являются главными темами «Носа».
Отрывок из произведения Н.В. Гоголя «Вий»:
«…– Славный был человек Хома! – сказал звонарь, когда хромой шинкарь поставил перед ним третью кружку. – Знатный был человек! А пропал ни за что.
– А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – все ведьмы.
На это звонарь кивнул головою в знак согласия. Но, заметивши, что язык его не мог произнести ни одного слова, он осторожно встал из-за стола и, пошатываясь на обе стороны, пошел спрятаться в самое отдаленное место в бурьяне. Причем не позабыл, по прежней привычке своей, утащить старую подошву от сапога, валявшуюся на лавке…»

«Вий» лист 1

«Вий» лист 2

«Вий» лист 3

«Вий» лист 4

АКСАКОВ
Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860). Его основные произведения: «Вальтер Эйзенберг», «Облако», стихотворения.
Автокомментарием к повести «Облако» являются лирические стихотворения Аксакова середины 1830 годов. - «Стремление души», «Фантазия», и его письма к друзьям. Все они поясняют и акцентируют центральные идеи этого произведения – восприятие любви как средства приобщения к вечным ценностям, романтическое обожествление природы, идеализацию детства: «Весною я всегда как будто припоминаю что-то неясное, давно, давно прошедшее, вспоминаю живее нежели когда-нибудь, и Аксаково и Надежино, деревни, где прошло мое детство, и с детством моим, кажется мне, связан какой-то другой, таинственный мир, о котором я имею только слабое понятие, но в котором были и радости и печали…»
В основе сюжета «Облака» (1836) лежит тема любви человека и сверхъестественного существа, в образе которого олицетворена одна из стихий природы. Связанная с натурфилософскими представлениями об одухотворенности природы. Эта фабула широко распространилась в литературе романтической эпохи (Э. Т. А. Гофман, В. Ф. Одоевский). Особенно заметным представляется сходство между «Облаком» и повестью Гофмана «Неизвестное дитя».
Отрывок из повести Аксакова «Облако»:
«…Вот происшествие из младенческой жизни Лотария; оно сделало на него сильное впечатление; он не рассказывал его никому — как потому, что ему никто бы не поверил, так и потому, что воспоминание об этом было для него сокровищем, которого он ни с кем разделить не хотел. В самом деле, долго девушка-облако жила в его памяти, была его любимою мечтою, услаждала, освежала его душу. Но потом время, науки, университет, свет, в который вступил он, светские развлечения мало-помалу изгладили из сердца его память чудесного происшествия детских лет, и двадцатилетний Лотарий уже не мог и вспомнить о нем…»

А.К. ТОЛСТОЙ
Алексей Константинович Толстой (1817-1875). Современники Толстого говорили о чистоте его души, благородстве, о его неприязни ко всякому злу. Писатель проявлял большой интерес к русской старине и сказаниям.
Основные произведения Толстого: «Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет», «Князь Серебряный», стихотворения.
Повесть «Упырь» была впервые прочитана в 1841 году в одном из петербургских салонов. Это произведение тесно связано с фантастической литературой предромантической и романтической эпохи. Это касается сочинений, созданных в русле «готической» традиции, с характерной для нее поэтикой таинственного и ужасного. «Упырь несколько напоминает «Эликсир дьявола» Гофмана и «Страшную месть» Гоголя. Во многом близка «Упырю» «Розаура и ее родственники» немецкого писателя Ф. Мот Фуке. Тема вампиризма активно разрабатывается  в литературе той поры, восходящая к народным легендам – баллада И.В. Гете «Коринфская невеста», «Гузла»  П. Мериме.
Мотив угрозы Даше в повести Толстого, со стороны ее бабушки-оборотня, и становится одной из сюжетных пружин произведения. Другие персонажи Толстого, причастные к тайне упырей – Рыбаренко и Клеопатра  Петровна, напоминают одного из героев Полидори – Обри, ставшего свидетелем смерти вампира Ротвена.
Повесть «Упырь», при жизни Толстого, была издана только один раз. Внимание к себе «Упырь» вновь привлек в конце 19 века.
Отрывок из  повести А.К. Толстого «Упырь»:
«…Бал был очень многолюден. После шумного вальса Руневский отвел свою даму на ее место и стал прохаживаться по комнатам, посматривая на различные группы гостей. Ему бросился в глаза человек, по-видимому, еще молодой, но бледный и почти совершенно седой. Он стоял, прислонясь к камину, и с таким вниманием смотрел в один угол залы, что не заметил, как пола его фрака дотронулась до огня и начала куриться. Руневский, возбужденный странным видом незнакомца, воспользовался этим случаем, чтоб завести с ним разговор.
– Вы, верно, кого-нибудь ищите, – сказал он, – а между тем ваше платье скоро начнет гореть.
Незнакомец оглянулся, отошел от камина и, пристально посмотрев на Руневского, отвечал:
– Нет, я никого не ищу; мне только странно, что на сегодняшнем бале я вижу упырей!
– Упырей? – повторил Руневский, – как упырей?
– Упырей, – отвечал очень хладнокровно незнакомец. – Вы их, Бог знает почему...»


Рецензии