Надо только верить в чудеса!

Хотите верьте, хотите – нет, но чудеса на этом свете бывают! Надо только верить в это и уметь их видеть.  Ведь, как все вокруг, чудеса тоже бывают большие и маленькие, мимо которых невнимательный человек может пройти и не заметить. Мысль об этом частенько приходила ко мне во время моего последнего долгого путешествия по Дальнему Востоку. Не чудо ли, что я, женщина в летах,  с весьма скромными доходами, в кризисный год, когда в стране буйствует инфляция, отправляется в дальнюю дорогу? Впрочем, это чудо рукотворное. Осуществилось оно, благодаря моей долгой жесткой экономии, помощи родных и крайней необходимости – раз в пять лет нельзя не поехать на юбилей самого дорогого человека – мамы.  Но были и другие, совершенно неожиданные сюрпризы. Например, когда устроилась у окна своего купе в скором поезде «Океан» (Хабаровск – Владивосток), с неизбывной грустью посмотрела на юных попутчиц. Девчушкам было, на мой взгляд, от 12 до 17 лет.  Это юные волейболистки возвращались с региональных юношеских соревнований.  Время от времени их  навещала тренер, высокая, худощавая женщина с хорошо поставленным  командным голосом. Она интересовалась, как идут дела, давала наставления и уходила к другим воспитанницам.
Мне подумалось: а вдруг эти юные спортсменки мои землячки? Отогнала от себя эту мысль, посчитав ее несерьезной. Столько лет не была там, где прошло твое босоногое детство, и вдруг, такая удача. Так – не бывает! Оказалось, что очень даже бывает. Когда мы познакомились, выяснилось, что девочки из   поселка, где когда-то я жила. Но не из моей четвертой, а из пятой школы, что недалеко от железнодорожного вокзала. Девчонки оказались разговорчивыми: и меня расспрашивали, и сами охотно отвечали на вопросы. Из их рассказов я узнала о произошедших за последние годы переменах.

Как провожают поезда
У молодежи из глубинки в 60-е годы прошлого столетия было не так уж много развлечений. Впрочем, назвать глубинкой места, где я выросла, можно только весьма с натяжкой. Относительно  европейской части страны:  возможно. Но по сравнению с большей частью населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока – нет. Мы жили в центральной части Приморского края, рядом с крупной узловой железнодорожной станцией. Это накладывало свой отпечаток не только на жизненный уклад населения, но и на характер людей, их судьбы.
С малых лет, укладываясь в постель еще до девяти вечера (родители требовали строго соблюдать распорядок дня), прислушивалась к паровозным гудкам и размеренному стуку колес проходящих поездов. Хотелось узнать, куда едут пассажиры, как там живется – за дальними далями. И хотя мы жили далеко от станции, километрах в трех, на стыке сливающихся двух населенных пунктов: станционного и села Монастырище, по вечерам звуки с железки доносились хорошо, особенно перед дождем и в зимние морозы.
Будучи уже в 9-10 классах мы с подружкой частенько прогуливались к вокзалу. Он жил своей особенной, загадочной жизнью. Суета маневровых паровозов, клубы дыма, гортанные  сообщения диспетчера для рабочих бригад и обстоятельные, медленные объявления диктора для пассажиров, радостные лица встречающих и встречаемых,  выходящих из вагонов  остановившегося  пассажирского состава  - все это казалось каким-то иным, чужим, необычным, не повседневным, а праздничным. Оно манило, будоражило наши юные души. Разыгрывалось воображение, и нам так хотелось войти в зеленый вагон, умчаться в сказочное будущее. А еще, на вокзале летом почти всегда были в продаже восхитительное мороженое и газировка!
На стене зала ожидания в вокзале висело большое расписание. Мы читали названия железнодорожных маршрутов, что шли в западном направлении.  Не так уж и далеко, на востоке – океан.  В главном городе нашего края -  Владивостоке мы не раз бывали, потому он нас и не особо манил.   Запоминали названия других городов и, придя домой, находили их в школьном атласе на карте СССР. О некоторых узнавали в учебнике географии.  Увы, такого чуда, как интернет, тогда не было,  и пополнить свои знания в наше время было не так – то просто. В библиотеках же нередко,  нужная тебе книга оказывалась у кого-то на руках. Приходилось   идти за ней после школьной  в библиотеку сельского клуба.
Сиби;рцево и  по сей день  - крупная узловая железнодорожная станция Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги (на Транссибирской магистрали). В 2000 году ее электрифицировали.  Здесь   останавливаются все пассажирские и скорые поезда. Уже много лет через нее проходит скорый электропоезд «Уссурочка»: Владивосток—Ружино.  Есть и однопутные неэлектрифицированные ветки, на которых  пассажирское движение отсутствует. В былые времена график движения поездов, особенно товарных, был не столь напряженным. Потому даже «скорые» стояли  в Сибирцево 10 минут. Проезжающие выходили прикупить  продуктов, ведь ресторанная еда была не всем по карману. Для многих местных пенсионерок это стало настоящим  подспорьем. К своей мизерной пенсии они прирабатывали, продавая картошку в мундирах, пирожки с капустой, подсолнечные семечки, свежие и соленые огурчики, ягоды и фрукты. Впрочем, с фруктами было плоховато. В садах тогда королевами считались неприхотливые малюсенькие яблочки-ранетки (из них закатывали на зиму компот и варенье). Диковинные желтые сладкие,  тоже довольно мелкие плоды, тогда только начали выращивать. А  называли их абрикосами. Только прожив некоторое время на Кубани, поняла, что  были это обычные жердели. Виноградом тоже занимались не многие. Мой дедушка, пока позволяли силы, ходил далеко в тайгу. В большом жестяном коробе он приносил темно-фиолетовые, почти черные гроздья винограда с малюсенькими, но очень сладкими  бусинками ягод. А еще — кедровые шишки, покрытые сизой пахучей смолой, со множеством мелких орешков. Вкусных и очень полезных. Дома в саду была обычная красная малина, но дедушка из лесу приносил желтую, мелкую и гораздо слаже садовой.
Впрочем, проезжающие были неприхотливыми, и на маленьком станционном рынке все товары уходили, что называется, влет. Часто выходила с нехитрой провизией туда и моя бабуля Фрося. Приработок получала небольшой, уставала, наверное, но возвращалась неизменно в отличном настроении. Еще бы, полдня – среди людей! Сколько новостей узнавала от говорливых товарок! Когда поспевала черемуха, бабушка давала нам  с младшей сестрой задание. Мы карабкались на высоченные дерева,  срывали большие кисти с черными мясистыми ягодами (на Кубани мне почему-то встречалась черемуха мелкая).  Все деньги, вырученные за черемуху,  шли в отдельную нашу копилку – на кино и сладости. Как-то  бабушка рассказала, что во время Великой Отечественной войны она работала на станции стрелочницей.  Справлялась, только вот зимой тяжко было из-за морозов, ветров и  о дочках-подростках в ночную смену душа болела.
Название - в честь героя гражданской войны
Назван поселок в честь героя гражданской войны, соратника Сергея Лазо, Всеволода Сибирцева. Их и еще Алексея Луцкого белые  сожгли в топке паровоза, что стоит, как памятник на перроне Уссурийска. До 1972 года  эта крупная узловая железнодорожная станция называлась Манзовка. Для старожилов  старое, чужеземное название до сих пор роднее нового. Что оно обозначает?  «Манза» по-китайски—чаша, а местность, где находится посёлок,  похожа на чашу, окруженную сопками.  Кроме того, есть сведения, что  в этих местах давным-давно жили манзы - такая  народность. Может с учетом всего этого наши предки так и назвали станцию, хотя слово-то — китайское. В феврале 1894 года открыли движение на участке Владивосток – Черниговка (станция называется Мучная). Через шесть лет, в 1900 году – начал действовать разъезд Монастырище, переименованный через три года в  Манзовку. На нем, как и сейчас, пересекались важные экономические и военно-стратегические железнодорожные линии (в четырех направлениях). Поэтому Манзовскому узлу уделяли большое внимание. Развивали и реконструировали не только станционное хозяйство, но и интенсивно  строили жилье, социальные объекты. Так что этот крупный населенный пункт обязан своим появлением железной дороге. В 1944 году ему присвоили статус посёлка городского типа.
А последнее его переименование произошло  после военного конфликта с КНР на острове Даманском. Тогда почти все китайские названия исчезли с карты Приморского края. Но на это потребовалось много времени - переименование населенных пунктов дело не простое. Тем более, что потребовалась поменять названия 222 рек, 46 гор и горных хребтов, 33 заливов и бухт, трех городов и 99 поселков и станций.  Это только в Приморском крае! Переименование провели также в Хабаровском крае и Амурской области, что тоже граничат с Китаем. Кстати, в тот же период времени село, гору и горный хребет назвали в честь Героя Советского Союза старшего лейтенанта Ивана Стрельникова, погибшего во время пограничного конфликта на острове Даманский.
Помню, мы заканчивали десятый класс (март 1969 года). По радио и телевидению постоянно сообщали о героизме наших пограничников. Об ответных действиях наших военных население нашего района больше узнавало по сарафанному радио. В 25-30 километрах от нас, в районном центре Черниговка базировался знаменитый вертолетный полк. В нем, кстати, некоторое время служил второй советский космонавт  Герман Титов (говорят, что первым он не стал из-за своего иностранного имени). Вертолетчикам из Черниговки довелось зачищать границу. Не нашу, а китайскую, за которой после этого на десятки километров осталась  только выжженная земля. Об этом говорили тайком, только с хорошо знакомыми, надежными людьми, но знали все. Газеты и телевидение молчали. Между тем, на всех автомобильных дорогах тогда появились указатели: о. Даманский (столько-то км). В школах ввели военное дело.  В мае, после праздника Последнего звонка мы несколько дней закрепляли полученные знания и навыки в полевом лагере, расположенном в бывших воинских казармах (вырытых в одной из сопок). Увы, вряд ли сейчас смогу вспомнить что-либо. А тогда, как и другие старшеклассники, лихо на скорость разбирала и собирала автомат Калашникова. Ночью в дозоре под присмотром солдат стояли только мальчишки. Они хвастались, что было совсем не страшно. Скорее всего, бахвалились, привирали.

Рядом с пятиэтажками - церковь
Уехала я из родных мест еще в 1970 году. С тех пор не только название станции изменилось.  За последние 20-25 лет поселок сильно разросся. Неподалеку в сопках, расположенных  рядом с главной автодорогой, ведущей во Владивосток, начали разрабатывать карьер со строительным камнем. Впрочем, советским геологам это в зачет не поставишь, ведь открытие сделали предприимчивые японцы в двадцатые годы прошлого столетия.  Во время непродолжительного  военного контроля над Приморьем они молниеносно начали разработки, проложили    узкоколейку и вывозили ценный груз во Владивосток, а там пароходами – в Японию. Остатки этой узкоколейки и хорошо сохранившийся со времен гражданской войны японский дзот (разумеется, без боевого орудия, только укрытие) показывал мой отец  мне и моим детям в один из наших визитов в  середине 80-х.
В посёлке действуют железнодорожные предприятия  литейный завод,                комбинат строительной индустрии (выпускает сборный железобетон, керамзит и пиломатериалы), щебеночный завод (добывает строительный камень).  Последние два предприятия в 80-е годы ввели в строй много     пятиэтажек   для своих тружеников.  Благодаря   чему поселок  превратился в небольшой городок. Тогда же в Приморье начали заниматься выращиванием риса. Появилось специализированное предприятие и в Сибирцево. Оно построило целый микрорайон из благоустроенных коттеджей. Население заметно выросло. По данным переписи 2002 года оно составило 9451 человек, но к январю 2010 года уменьшилось до 8588 человек. Более свежих данных найти не удалось, но и сейчас больше жителей только лишь в районном центре.
Как и у нас на Кубани, в этот мой приезд поразило огромное количество     новых торговых предприятий: рынков, магазинов, ресторанов, а также – аптек. В то же время, некоторые школы и Дома культуры закрыты. Во времена моей юности действовало четыре школы. Их учащиеся часто проводили совместные спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности, пионерские сборы и другие мероприятия. Среднюю школу № 9 открыли в 1939 году  в маленьком железнодорожном разъезде, состоявшем всего из шести домов. Позднее он стал большим и благоустроенным микрорайоном основного поселка, но его в народе называли Старой Манзовкой. До 1997 года эта школа была под ведомством управления железной дороги. О том, что этой большой школы уже нет мне рассказали еще в поезде юные попутчицы.
В 1933 году открылась школа № 5 (недалеко от вокзала). Она действует и сейчас. В 1978 году для нее возвели новое, кирпичное, огромное здание.
В октябре 1954 года рядом с расположением автомобильной воинской части впервые сели за парты в новой красивой двухэтажной школе более 600 учащихся (в ней я училась с первого по восьмой класс). Её широкое крыльцо украшали два шара голубого цвета, напоминавшие глобусы. В 1967 году в гарнизоне села Монастырище открыли прекрасную и по нынешним меркам трехэтажную школу, куда перевели среднюю школу № 4 (действует и ныне). А в  старой разместили школу-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (закрыли в 2010 году). Была еще одна восьмилетка в селе, ее закрыли первой.
Не все сохранились и детские сады. Сейчас их только три. Один принадлежит ООО «Российские железные дороги», два – муниципалитету.
Еще пять лет назад порадовалась, что прямо у автомагистрали, ведущей в районный центр и краевую столицу, появилась небольшая церковь Архистратига Михаила. Ее построили на пожертвования селян и предпринимателей. Раньше нигде в округе, ближе 15-20 километров не было ни православных, ни каких-либо иных храмов.  За исключением небольшого села Халкидон, что примостилось на живописном берегу одноименной речки. А в Черниговке в храме сделали кинотеатр (теперь все вернулось на круги своя).
И все же, Сибирцево остается экономическим и культурным центром Черниговского района. В нём есть все условия не только для работы и предпринимательства, но и отдыха людей: спортивно-оздоровительный комплекс и площадки. В Доме культуры работает множество кружков для детей и молодежи. А пенсионеры как и наши, кубанские, поют в хоре.
 
Почему Монастырище?

Я уже упоминала, что бывшая Манзовка, а ныне Сибирцево давно слилась воедино с селом Монастырище. Не смогла найти объяснение этому  названию. Наверное, когда-то здесь был монастырь, ведь и мелководная  речушка, протекающая по окраине села, тоже называется Монастыркой. В  советские времена об этом умалчивали, а теперь старожилов, которые мог ли бы что-то разъяснить – не найти. Выручили земляки. В «Одноклассниках», в группе выпускников нашей школы задала этот вопрос и получила подробные разъяснения, пролившие свет и на историю заселения Приморского края. Седьмого октября 1886 года во Владивосток из Одессы прибыл пароход «Россия», на котором были переселенцы из Черниговской губернии (123 семьи). Девять из них оказались выходцами из Борзенского и Нежинского уездов. Они-то и основали село Монастырище. Назвали его так, потому что на Украине жили в одноименном населенном пункте. Но бытует и легенда о том, что переселенцы на выбранном месте своего нового жительства нашли развалины монастыря. Отсюда, мол, и название села.
В Спутнике станции, селе Монастырище  большой гарнизон и военный госпиталь. А в окрестностях – садово-огородные, дачные участки жителей Сибирцево. Были также в селе огромная база военторга (несчетное количество складов и прочих зданий). В гражданской части поселка с базой соперничали, а скорее, лидировали, предприятия сельпо. Множество специализированных магазинов, подсобные помещения, напротив – прекрасный детский сад. Рядом площадь с величественным памятником героям гражданской войны. В 1967 году на торжествах по случаю его открытия с имитированной сцены, кузова грузовика, мне довелось читать впервые отрывок из «Реквиема» Роберта Рождественского. Несколько лет прошло, как первое и второе большие торговые предприятия  упразднены. Здания заброшены. Разваливаются буквально на глазах. В том числе и детский сад. На пустыре, в который превратилась, некогда ухоженная площадь, буйствуют сорняки. Лишь стрела монумента, увенчанная пятиконечной звездой, все также устремляется ввысь.
В тоже время, наряду с приметами упадка - пустырями, похожими на    большие «лишаи», встречающимися то там, то тут, кое-где, рядом со старыми, покосившимися домишками, нет, нет да и появится большой кирпичный  дом, под крышей из  профнастила, за  таким же высоким цветным забором. Раньше-то в Приморье на селе строили жилье из дерева. То, что сработали настоящие, знающие свое дело мастера, 50-70, а то и больше лет стоят, как новенькие. Помнится, в 1959-1960 году строили мой родной дом. До этого жили одной семьей вместе с родителями мамы и ее младшей сестрой, что всего-то на четыре года старше меня. Дедушка был на работе, когда мой отец, отставной военный, по случаю прикупил машину леса. Доволен был очень. На его счастье пришел посмотреть покупку сосед-старик. Он посоветовал: «Петро, пока тестя нет дома и машина еще на месте, вези все обратно. Что ж ты сосну привез! Надо же кедр!».  Потом привезли то, что надо, отборные бревна. Прямо на улице организовали небольшую пилораму. Помогали все родственники, ближние и дальние, соседи. К осени мы вошли в новый дом, а через год построили такой же для бабушки с дедушкой. Снаружи дом обили оструганной доской с небольшим узором. Почему-то  говорили: ошалевали (шаль что ли на стены надели?). Резные наличники и ставни, как и наружные стены, приходилось часто, практически каждый год, красить.
10 лет назад, устав жить одна в большом доме, мама продала его и   переехала к моей сестре под Хабаровск. В нынешний приезд тетка,  она живет рядом с бывшим нашим подворьем, рассказала, что новые хозяева решили обить дом снаружи современным отделочным материалом. Когда сняли шалевку, то немало удивились: кедровые бревна оказались как новенькие. Время их совершенно не коснулось, ни следов жука-точильщика, ни следов загнивания.

Еще одно чудо…
Нынче в родных местах побывала совсем недолго. Слишком обширную программу себе наметила. Но все же, состоялись и очень трогательные встречи с друзьями детства. В поселке живет родная сестра моей любимой подруги и одноклассницы Людмила. Она всего на год младше и тоже входила в наш тесный круг девчонок-подружек. Бухгалтер по профессии она еще продолжает работать на комбинате строительных материалов. С ней мы довольно плотно общаемся в «Одноклассниках». Потому, когда созвонились и пошли друг другу на встречу, издалека узнали друг друга. Из-за того, что через день мне предстояла поездка во Владивосток, Людмиле не удалось собрать девичник. Лишь по телефону я поговорила кое с кем из одноклассниц. У всех свои заботы: одна была в отъезде, другая болела, третьей не на кого было оставить маленького внука.
Я посетовала, что не могу найти себе попутчицу для поездки в Пекин. Для групповых поездок сейчас не сезон, а одной ехать страшновато. Моя собеседница согласилась со мной. Мы еще часа два поболтали, выпили чаю с тортом (накануне у ее супруга был юбилей). А когда уже вызвали такси (был поздний вечер). Люда вдруг воскликнула: «Как же я забыла! Есть, есть тебе попутчица! Моя соседка не раз бывала в Китае. Мечтает о Пекине, но все не складывается. Уверена, что она составит тебе компанию!». Так и получилось. Мне кажется, что это тоже настоящее чудо!


Рецензии