Владивосток далеко, но

С детских лет врезалась в память, превратившаяся в советские времена в  крылатую фразу, строка из выступления Ленина: «Владивосток далеко, но город-то он – нашенский!». Стало совсем не важно кто был автором таких верных и живучих слов. Главное, что они не стареют, всё также актуальны.  Я же постараюсь рассказать о городе у самого Тихого океана, городе своей юности, где мне посчастливилось вновь побывать недавно.

В автомобиле с Еленой Прекрасной

Возможно, я ошибаюсь, но мои ровесники недостаточно уделяли внимания древней истории. Этому способствовали и соответствующие учебные программы средней школы того времени, делавшие упор на  событиях советского периода. В вузах была аналогичная картина. О, сколько сил и времени мы потратили на конспектирование работ классиков марксизма-ленинизма! Сейчас, спустя годы, понимаешь все особенно отчетливо. Так жалко, что мы не могли из-за этого заняться чем-то более интересным и полезным. Например, историей и географией родного края. Мне повезло: наверстать упущенное помог счастливый случай. Дочь моей уссурийской подруги (о которой я рассказала в предыдущем материале) работает в одном из владивостокских туристических бюро. Она и организовала нам прекрасную экскурсию. Это было своеобразное рандеву с изумительной, влюбленной в свой город, обаятельной, артистичной умницей средних лет, владеющей истинно энциклопедическими знаниями. Когда мы ее расспросили, оказалось, что наша Елена Прекрасная вовсе не работник туристического фронта. Она преподает в одном из городских вузов. В роли гида выступает очень редко и только перед особой, камерной аудиторией. За четыре часа, проведенных в небольшом юрком японском автомобиле, которым женщина управляла просто безукоризненно, мы узнали о городе и всем Приморском крае столько, сколько вряд ли могли бы за такое же время почерпнуть в умных книгах и интернете. Огромный город мы объехали буквально вдоль и поперек. Слушали, как завороженные, интереснейшие факты и стихи местных поэтов, рассматривали старинные фотографии, сравнивали их с явью. Если бы не  электричка «Уссурочка», на которую у нас были заранее куплены билеты, с удовольствием продолжили бы экскурсию.


Его называли городом вечного света

Земли, где находится Владивосток, входили в состав древнего государства Бохай. Позднее принадлежали киданям и чжурчжэням.  Говорят, что в ХI-ХII веках, когда правила династия Юань,  где-то здесь был город Юнминчэн  (в переводе с китайского - «город вечного света»). Позже начались территориальные конфликты между маньчжурами и другими народностями, приведшие к опустошению большой территории.   
Но к России здешние места отошли только после подписания в 1858 году Айгунского договора. А по Нерчинскому договору 1689 года территория нынешнего Приморского края была закреплена за Китаем.
Впрочем, в Европе о Заливе Петра Великого, на побережье которого расположен Владивосток, стало известно лишь в 1852 году. Это французские китобои из-за сложившихся обстоятельств вынуждены были  остаться зимовать в бухте Посьет, а годом раньше они же заходили в бухту Золотой Рог. Удивляет, как далеко ходили полтора века назад европейские мореплаватели на судах более чем примитивным по нынешним меркам.
Вот и в 1856 году (во время Крымской войны) сюда зашло английское судно «Винчестер» из англо-французской эскадры, искавшее российские военные корабли. 
Через три года генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский на корабле делал обход залива Петра Великого. Он обратил  внимание на хорошо укрытую бухту, напоминавшую Золотой Рог, что в Константинополе, и  предложил дать такое же название этой, дальневосточной.   На ее берегах приказал  установить военный пост,  дав ему имя   Владивосток (от слов «владеть» и «восток»), а в честь генерал-губернатора назвали полуостров, на котором построили город. Так, на побережье Японского моря, на огромном расстоянии от столицы, приращивала Россия свои территории. 

По благословению императора

В названиях островов (Попова, Рейнеке, Рикорда, Шкота, Скреплева), полуостровов (Муравьева-Амурского, Нарзимова, Шкота, Басаргина), мысов (Эгершельд, Чуркина, Новосильского), маяков  (Басаргинский, Скреплевский, Токаревский, Шкотовский ), скверов (Невельского), городских микрорайонов и улиц (Светланская –  фрегат «Светлана») увековечены  имена первооткрывателей Дальневосточной земли. В 1862 году военный пост преобразовали в порт и придали статус свободного (порто-франко).  Через девять лет сюда из Николаевска-на-Амуре перевели главную базу сибирской флотилии, резиденцию военного губернатора и другие учреждения. Тогда же проложили подводный телеграфный кабель, обеспечивавший связь Владивостока с Шанхаем и Нагасаки.     В 1879 году открыли постоянную пароходную линию  Владивосток - Санкт-Петербург и Одесса. Через год Владивосток (и остров Русский) выделили в отдельное военное генерал-губернаторство  и дали ему статус города. Через три года  император Александр третий утвердил герб города. А первый ребенок во Владивостоке родился еще в 1863 году.
 
И последняя остановка Транссиба

Владивосток — конечная станция Транссибирской магистрали. Здесь, на побережье Японского моря, железнодорожные рельсы выходят буквально к Тихому океану. Сообщает об этом всем прибывающим   памятный знак. Его установили у одного из последних перегонов после приезда Цесаревича Николая. При советской власти знак уничтожили, а восстановили его в 1996 году. Над высокой колонной - Российский герб, а над основанием - мемориальная доска с надписью: «Здесь заканчивается великая Транссибирская железнодорожная магистраль. Расстояние от Москвы 9288 км».
Кстати, в мае 1891 года во время приезда Цесаревича Николая, будущего последнего Российского императора, состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент владивостокского железнодорожного вокзала, памятника Невельскому, сухого дока, механических мастерских морского порта.
Железнодорожный вокзал открыли в 1912 году. Это величественное здание в чисто русском стиле семнадцатого века. Архитектора Коновалова за его творение наградили специальной наградой императорской академии художеств. В украшении вокзала использованы прекрасные мозаичные плитки, изготовленные в  Баварии.   На его западном фасаде, высоко под крышей, установлен мозаичный герб Приморской области. На восточном фасаде – герб Москвы, как бы подчеркивая неотрывность Владивостока от центральной России.
В каком еще городе есть возможность побывать сразу рядом с железнодорожными и морскими воротами? Во Владивостоке железнодорожный и морской вокзалы в шаговой доступности. Морской вокзал, похожий на огромный корабль, построили во второй половине двадцатого столетия. От одного к другому вокзалу ведет широкая эстакада, возвышающаяся на четыре метра над железнодорожными путями.

Триумфальная арка, часовня и военный музей
В память  о визите царственной особы на улице Петра Великого, там, где она спускается к бухте, была установлена величественная триумфальная арка. Восстановили ее только в 2003 году. На южной стороне арки, которая обращена к морю, помещен образ Николая Чудотворца. На восточной – герб крепости Владивосток, на западной – герб Приморской области, на северной – герб города Владивостока.
Цесаревич во время визита останавливался в недавно построенной (между прочим, весьма скромной)  резиденции генерал-губернатора. О чем свидетельствовала мемориальная доска. Но потом в этом здании находился городской совет народных депутатов. Уничтоженную мемориальную доску восстановили уже в двухтысячные годы (не тронув те, что принадлежали советскому периоду). Тогда же расширили сквер, построили часовню Андрея Первозванного. Я впервые все это увидела в свой предыдущий приезд (пять лет назад).
Спускаемся к бухте и попадаем в своеобразный музей под открытым небом.  Скромный памятный знак, посвященный первооткрывателям этих мест. Надпись гласит: «20.06 1860 г. на этом берегу с борта транспорта «Манчжур» высадились под командованием прапорщика Н. В. Комарова солдаты 4-го отдельного линейного батальона – основатели города Владивостока».
Чуть поодаль – мемориальный комплекс Боевой славы Тихоокеанского флота. А у самой кромки воды на вечном якоре стоит корабль-музей «Красный вымпел». Его еще называют Приморской «Авророй». На противоположной стороне площади нашла свое земное убежище огромная подводная лодка С-56.  Во время Великой Отечественной войны ее экипаж совершил героический поход в Заполярье, где уничтожил 10 вражеских кораблей. Об этом мне известно еще с  1968 года, когда со своими старшими детьми я осмотрела   мемориальный комплекс, в том числе и подводную лодку «Красный вымпел». Конечно же, самые грандиозные впечатления остались от С-56. Два-три часа водил нас экскурсовод – морской офицер - по всем главным помещениям, включая торпедный отсек и камбуз.
От Токаревской косы  по Казанскому мосту
За привокзальной площадью сворачиваем налево и направляемся в микрорайон Шкота, что находится  на одноименном полуострове. До середины 50-х годов прошлого столетия эта территория относилась исключительно к военным ведомствам. Здесь находились военные склады, артиллерийские батареи, казармы. Из гражданских ведомств только Дальневосточный торговый порт (действует с 1894 года). К нему ведет первый в СССР сварной мост (длина 4 км, каждый пролет в 25 метров).  Сдан в эксплуатацию в 1928 году и назван Казанским в память об уничтоженной в этом же году стоявшей поблизости православной церкви Пресвятой Богородицы Казанской. Кстати, в богоборческий период в городе разрушили все (более 30) православных храмов. Уцелело лишь необычное здание лютеранской кирхи (сейчас она действует и называется – Святого Павла).
Приблизившись почти к самой кромке воды на Токаревской косе, выходим из авто и метров около 200, как и другие туристы, идем пешком к маяку, делаем снимки на память. Нам повезло, кроме диких уток и чаек, среди барашковых волн долго кувыркались морские котики. Вернулись в центр города, сделали привал в сквере первой женщины - советского капитана дальнего плавания  Щетининой. На бюсте скульптор сделал ее лицо довольно суровым и заставил смотреть на бухту, не отворачиваясь от постоянных ветров.
Сколько нового узнали мы в этот день! На моей любимой Набережной, опоясывающей южный склон горы Тигровой, как прежде, красуется, словно втиснутый в  скалы,  кинотеатр «Океан» (в форме эллипса). Оказывается, у его входа появились две бронзовые фигуры тигров (в память о вышедших к окраинам города в 1986 году пяти полосатых хозяев тайги). Не так давно поменял свою прописку и знаменитый памятник адмиралу Степану Макарову. С площади на Луговой его перенесли  в центральную часть Владивостока.
В дальневосточном городе отдали дань моде: вернули многим улицам их дореволюционные названия. Непривычно, что главная улица теперь уже не Ленинская, а Светланская. На ней и главная площадь Революции. Ее украшает впечатляющий ансамбль из трех огромных  композиций на высоких гранитных постаментах.  В центре главной и самой высокой – красноармеец с флагом. В советские времена площадь пустовала, завораживала своим размахом. Лишь на Новый год здесь ставили высоченную елку и сооружали пару громадных снежных горок (на деревянном основании). Первокурсниками мы катались на них, словно малышня. Санок не было в прокате, и мы использовали свои портфели. Теперь  здесь регулярно проводят различные ярмарки. Может, это и практично, но несколько принижает статус главной площади.

Тайны старой Миллионки

Первым почетным гражданином Владивостока в 1910 году городская дума признала первого купца Якова Семенова. Он выкупил еще в девятнадцатом веке значительные площади прибрежной земли, которую горожане называли Семеновским покосом (стада КРС были у купца немалые – снабжал мясом флот). Кроме того, он занимался сплавом леса, обеспечивал рынки рыбой (один так и назывался Семеновский базар), поддерживал торговлю с Китаем и  был настоящим меценатом. Благодаря его стараниям появились многие прекрасные здания, украсившие приморский город, и социальные учреждения. У  дома, где он жил,  установлен его бюст.
Уже в советское время на Семеновском покосе построили стадион «Динамо», а также различные другие спортивные сооружения, в том числе спортивную гавань, парк детских аттракционов, обустроили пляжную зону. С севера спортивную гавань охраняет Батарейная сопка. На месте, где были фортификационные сооружения защитников Владивостока, теперь музей истории крепости. Отсюда ровно в полдень одно из старинных орудий подает холостой залп,  напоминая людям о быстротечности времени. Возродили эту традицию в девяностые годы.
В самом центре старого города, налево от площади Революции, - Океанский проспект (бывшая Китайская улица) с каскадом фонтанов. Но тут же, совсем рядом, выше главной улицы Светланской - Миллионка, подобие Хитрова рынка в Москве. Впрочем, об этом известно далеко не всем владивостокцам и гостям города, ведь в советский период об этом умалчивалось.  Данный небольшой микрорайон характерен нагромождением простеньких зданий, построенных рациональными и сообразительными китайскими мастерами. В одном из них, на третьем этаже, куда подниматься приходилось по узкой крутой лестнице, примостившейся к наружной стене дома, жила моя двоюродная тетка с семьей. Девчонке-подростку было странным пробираться по настоящим лабиринтам узких переулков, когда только что были на широком красивом проспекте. Дивом казались и комнатки в виде многоугольника с узкими, высокими окнами. Когда я сказала об этом маме, та лишь рукой махнула: «Это же еще китайцы строили давным-давно!».
Теперь от нашего гида узнала, что на Миллионке располагалось не только множество ресторанчиков и харчевен восточной кухни, но и притоны, игорные дома, курильни опиума, а также небольшие китайские театры.
Ближе к морю шумел разноголосицей Манзовский базар. И это для меня новость, а ведь я жила в поселке с таким же китайским названием! На этом базаре у наших желтолицих соседей можно было купить буквально все, даже совершенно не нужную дребедень. Что-что, а сбывать свой товар китайцы умеют!

Подняться бы на фуникулёре!

В юности мне очень нравилось медленно подниматься по наклонной дороге в простом вагончике фуникулёра. Ведь иначе сложно было бы добраться в гости к школьной подруге. Она училась в политехническом институте, который находился именно в той части города. В столовой политеха я впервые узнала, что такое закуска из горчицы перед скромным студенческим обедом. Хлеб тогда на столах ставили с горкой и на больших тарелках – ешь вдоволь бесплатно, как и горчицу.
Фуникулер ввели в строй в 1962 году. Длина пути, который преодолевают его пассажиры, 180 метров, а высота – 70 метров (наклон в 1,5 метра).Фуникулер соединяет улицу Суханова (на верху) с улицей Пушкина (внизу). В прошлом она называлась Госпитальной, Пушкинской стала к столетию поэта. Это одна из старинных  улочек, привлекающих своим уютом и покоем. Здесь сохранился особняк создателя и первого редактора газеты «Владивосток» Николая Соллогуба. Здесь некоторое время жил поэт Асеев и знаменитые в ученом мире  братья Сенкевичи. Тут же находится и первое здание нынешнего Дальневосточного государственного технического университета. Это был первый вуз края (открыли в 1899 году  – Восточный институт). Генерал Гродеков подарил вузу двух каменных львов, которые установили у входа в здание. Уже в 1999 году открыли пушкинский театр, установили рядом памятник Пушкину и часовню великомученицы Татианы.
В холодное время года фуникулёр не работает. А наш путь лежал на гору Орлиное гнездо — верхнюю точку исторической части города. Раньше гору эту именовали горой Клыкова, но потом дали новое название в честь героических защитников Шипкинского перевала в Болгарии (в Русско-Турецкую войну 1877-1878 гг.). Благодарные болгары тогда переименовали свою гору Святого Николая в Русское Орлиное гнездо. Кстати, в городе есть и более высокие точки, например, гора Холодильник (257 м над уровнем моря). Горный рельеф местности вынудил градостроителей считаться с собой. Несчетное количество лестниц разной высоты и ширины стали своеобразной визитной карточкой Владивостока. Они придают ему особый шарм, но зимой (из-за обледенения) доставляют горожанам много неудобств.
Мы преодолели гору на автомобиле по прекрасной асфальтированной дороге и направились пешком к знаменитой смотровой площадке, откуда весь город, бухта, заливы, острова - как на ладони. Дух захватывает! Сколько воды! Полуостров Муравьева-Амурского с трех сторон окружен водными просторами. С запада – Амурский, с востока – Уссурийский заливы, с юга – бухта Золотой Рог и пролив Восточный Босфор. А где-то на горизонте, за дальними далями, великий Тихий океан.
Площадку в последние годы отлично благоустроили. На ней установили монумент русским просветителям Кириллу и Мефодию. Рядом появился Парк Души и Земли (в честь городов-побратимов Владивостока и Сан-Диего). Подобные парки есть в США, Китае и Мексике.

Ах, эти новые мосты!

Как много еще хочется рассказать! О послереволюционной трагедии, неоднократной смене власти, высадке японских,  британских, французских и американских военных десантов. Лишь в 1920-1921 годах в Приморье наступил долгожданный мир, а через год край вошел в состав РСФСР. В 1938 году Владивосток  получил статус административного центра Приморского края. Он постепенно стал не только Тихоокеанскими морскими воротами страны, промышленным,  научным, но и культурным центром Дальнего Востока. Город рос, развивался и ему становились тесными  берега, разделенные надвое бухтой Золотой Рог. Без строительства мостов невозможно было улучшить транспортное сообщение. Об этом задумались еще  в XIX веке. А осуществить замысел смогли только в ХXI веке. Пять лет назад, в мой предыдущий приезд во Владивосток, строительство мостов было в самом разгаре. Их сдали в эксплуатацию к  началу саммита  АТЭС 2012 года.
Один - надводный эстакадный мост (длина -  более четырех километров, 81 опора, 63 из них установлены в дно Амурского залива). Он соединил Седанковский район с полуостровом Де-Фриза.
Два моста-красавца в центре города. Они современные (вантовые), собраны из отечественной стали на Находкинском судоремонтном заводе. Первый длиной два километра 100 метров (12 опор и два пилона высотой 220 метров). С улицы Некрасова мы въезжаем в 250-тиметровый тоннель, миновав его в считанные минуты, мчим по широкой мостовой автостраде, словно парим над волнами. Если бы не боковые мостовые заграждения, то создавалась бы впечатление, что летишь на самолете. Для пешеходов от моста  сделан специальный переход к фуникулёру.   
Еще более грандиозен второй вантовый мост, что перекинут через пролив Босфор Восточный. Он начинается на полуострове Назимова и выходит на мыс Невельского, на Русский остров. Этот мост - один из самых крупных на планете. Пилоны (320 метров) самые высокие в мире. Основной пролет – один километр 104 метра. Ванты сделаны в форме арфы и выкрашены в цвета Российского флага. Над акваторией мост возвышается на 70 метров. На Русском острове построен студенческий городок Дальневосточного Федерального университета (рассчитан на 30 тысяч студентов, общежитие – на 11 тысяч человек). Жаль, что не было времени осмотреть городок, пройтись спокойно по Набережной, облицованной гранитом.  Как, наверное, хорошо чувствуют здесь себя студенты, с каким рвением «грызут» гранит наук!
Впрочем, и мы 45 лет назад,  занимаясь в разбросанных по исторической части города филиалах, не считали себя обделенными вниманием, постигали неизведанное, радовались жизни, очень любили и продолжаем любить этот необыкновенный город мечты! Отдельные его кварталы напоминают в архитектурном плане Невский проспект в Санкт-Петербурге, где-то просматриваются московские и пекинские мотивы. Но  все равно,  он такой один на всем белом свете! 


Рецензии