Каждая сопка музей под открытым небом

Не помню, чья это мудрая фраза: «Большое видится на расстоянии» (может даже стихотворная фраза), но это не столь важно. Важно, насколько она правдива. То, с чем сталкиваешься ежедневно, попросту не замечаешь, не ценишь. И лишь отодвинувшись на солидное территориальное или временное (чаще – на оба) расстояние понимаешь, как ты ошибался. Хорошо, если не наломал дров и не сжег мосты. Впрочем, в каждом конкретном случае своя история. А меня на такие серьезные размышления в последней поездке по Дальнему Востоку навели разговоры с лучшей подругой-одноклассницей и ее мужем (врачами по профессии), что живут в Уссурийске. Они уже в пенсионном возрасте расширили круг своих увлечений, и не просто стали больше бывать на природе, а занялись походами и даже сплавом по горным таежным рекам. Они подарили мне незабываемый день-экскурсию по окрестностям города. В окрестностях Уссурийска находятся Приморский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, горно-таежная станция Дальневосточного отделения Российской Академии наук, заповедник Комарова,  самая восточная астрономическая обсерватория России - «Служба Солнца».  На первый взгляд мне  показалось, что она совсем рядом. Вот только поднимешься на сопку.   Но, увы, на самом деле расстояние было большим.   Из-за дефицита времени не удалось полностью осмотреть и Русский исторический парк «Изумрудная Долина». Но все равно, ни с чем несравнимых, незабываемых впечатлений было  много. Мои друзья пригласили приехать летом и попутешествовать по таежным маршрутам. Я   улыбнулась, и не стала ничего обещать. А сама подумала, как же мы не рационально использовали, те богатства, среди которых жили!
Встреча с таежной хозяйкой
Мне еще повезло, ведь у нас в семье все были близки к природе. Дедушка Алеша на всю округу прослыл завзятым любителем походов за таежными дарами: виноградом, ягодами, кедровыми орехами.   Молчун по натуре, только когда он возвращался из тайги, возбужденно, хотя все же и скупо, рассказывал о своих похождениях. Из своего небогатого сухого пайка, коим бабушка Фрося наделяла его перед дорогой, дед непременно что-то приносил обратно и вручал нам с сестрой, говоря: «Это вам от зайчика!». Мы расспрашивали: какой он, заинька? В зависимости от времени года следовало и описание - серенький или беленький. Когда мы подросли, пошли в школу, то уже понимали, что зайчишка не мог нам передавать кусочек сухаря или сахара-рафинада. Но рассказы деда Алеши слушали с еще большим вниманием, потому, что в тайге ему доводилось встречать не только длинноухого трусишку, рыжую плутовку, барсука и белку, но и самого хозяина тайги. Вернее, его семейство: медведицу с медвежатами. Как объяснял дедуля, медведица была большущая, а медвежата маленькими, не смышлеными. Заметил он их уже в непосредственной близости. Не растерялся и взобрался на высокую сосну. Бурая зверюга тоже попыталась это сделать. И наверняка достала бы деда (он ведь был безоружным). Спасли медвежата. Дед снял из-за спины металлический короб, вытряхнул из него все содержимое, уж не помню, виноград или ягоды, начал барабанить, что есть силы. Медвежата испугались и бросились бежать, не внемля наставительному реву мамаши. Ей ничего не оставалось, как догонять своих ребятишек.
После этого случая бабушка стала отговаривать деда ходить в тайгу. Но он отшучивался, что с хозяйкой тайги у него теперь дружеские отношения, и продолжал свои походы до весьма пожилого возраста.
И горели багульником горные склоны
Впрочем, за красотами и дарами лесными не обязательно было ходить далеко в тайгу. Вокруг нашего села природа была изумительной. По весне с одноклассниками  (класса с  пятого),   по подтаявшему снегу в сопках собирали подснежники. Потом, уже к  маю, гористые склоны начинал   «зажигать» багульник. Сейчас удивляюсь, как только этот низкорослый кустарник выдерживал атаки школьников!     О том, чтобы купить учительнице, а потом и педагогам-предметникам, букет цветов тогда и не мечтали. Ни в селе, ни в железнодорожном поселке городского типа, с которым село давно срослось воедино, не было ни одного цветочного магазина. Считалось, наверное, что дарить цветы – буржуазная традиция? Выручала матушка-природа. К празднику последнего звонка зацветали в лесу ландыши. Бывало, выйдешь на поляну, а она – белым бела и от концентрированного сладковатого запаха голова идет кругом.
Иногда находили «петушки», так мы называли фиолетовые и розоватые дикие ирисы. Пионы тоже были в основном розовых оттенков и не полные, как садовые.   А летом на насыпи железнодорожной ветки, что вела в дальнее село Вассиановку, кивали нежными головками белые маки. Как-то мальчишки принесли их в школу, и учительница объяснила, что эти редкие цветы занесены в Красную книгу, срывать их запрещено. Сейчас, делая ревизию своих воспоминаний, удивляюсь, какое было спокойное время! Группой в пять и более человек мы, ничего не опасаясь,  уходили довольно далеко в сопки. Наслаждались единением с природой и общением друг с другом – познавали мир и искали свое место в нем.  Иногда замечали и мелких обитателей лесных. А птиц сколько там было – не перечесть! 
Красивая и гордая дорогу перешла
В подростковом возрасте посчастливилось мне увидеть красавицу косулю. Но это уже во время сбора грибов с отцом. Сентябрь у нас был горячим грибным временем. После занятий в школе, если у отца не было внеклассных занятий со старшеклассниками,  он усаживал нас с сестрой на свой старенький, но мощный «Ирбит». Ее, как младшую, в люльку, а я сидела за водителем.  В тот день мы поехали не обычным маршрутом, а совсем в противоположном направлении, по Владивостокской трассе, в сторону Ляличей, что на пути к Уссурийску. На повороте свернули и стали подниматься в гору. Подъем оказался сложным. Мотоцикл натужно рычал. И вдруг впереди, метрах в двадцати появилось рыжее, словно  в хрустальном ореоле солнца, гордое животное. Я потеряла дар речи. Похоже, отец тоже удивился. Он резко притормозил, чтобы не испугать животное, и пояснил: «Это косуля, вот ведь какая прелестница!». А косуля и не думала пугаться. Она с минуту постояла, свысока, кинула на нас снисходительный взгляд, спокойно перешла дорогу и зашуршала в придорожном осиннике, раздвигая его густые ветви, одетые в золотые и багряные листья-монетки. Об этой встрече, как о настоящей сказке, вспомнила я по дороге к китайской границе.
Выехали из Владивостока рано, еще затемно, а когда рассвело, от окна невозможно было оторваться – такие прекрасные пейзажи! Мы направлялись по маршруту Владивосток – Краскино – Хуньчунь – Пекин и обратно.  До границы ехали часов пять по горным, часто весьма не комфортабельным дорогам. Но все неудобства компенсировали увиденные красоты. Безусловно, весной или летом было бы еще замечательнее. И справа и слева, то на берегу горной речки, то у подножия скалы стояли предупредительные таблички: «Земля леопарда», «Зов тигра», «Кедровая падь». Кроме названий мне удалось успеть прочитать, что это заповедники, заказники или природные парки. В подступающих иногда вплотную к дороге лесных массивах, безусловно, были свои лохматые и хвостатые своенравные хозяева. Но поглазеть на проезжающих туристов им, видимо, было недосуг. Как я ни вглядывалась, так никакого зверя и не заметила. В одном месте шло грандиозное дорожное строительство.  Как пояснила экскурсовод, делается это для того, чтобы дальше обойти здешний заказник и не беспокоить его обитателей гулом проходящих машин. Трасса скажу я вам, весьма оживленная. Движется в обе стороны много большегрузных автомобилей.

Много редких животных и реликтовых растений

В Приморье немало национальных и природных парков, заповедников, заказников, других особо охраняемых территорий и природных объектов. Заповедников шесть. Пожалуй, самый необычный - Дальневосточный морской заповедник. Его площадь более 64 тысяч гектаров. Лишь одна тысяча гектаров на суше, остальные - водные территории. Это единственный заповедник страны, 98 % которого —   море. В 2003 году статус биосферного ЮНЕСКО присвоило Лазовскому заповеднику.  Его открыли   на месте бывшего Южно-Уссурийского заказника в 1940 году. 96 % его территории леса. В том числе и самая большая в стране тисовая роща. Заповедник «Кедровая падь», мимо которого мы проезжали по пути к китайской границе, тянется вдоль одноимённой реки, в Чёрных горах. Он один из самых старых в стране (открыт в 1916 году).    Он славится  девственными реликтовыми лесами (более чем 900 видов высших растений).
В Ханкайском заповеднике мне посчастливилось побывать еще подростком.  Тогда  эти места еще не были международным внутренним заповедником (озеро Ханка), принадлежащим одновременно России и Китаю. Основан в 1990 году. Площадь 38 тысяч гектаров. Водно-болотные угодья Приханкайской низменности и озеро Ханка. Это места обитания многочисленных околоводных и водоплавающих птиц. Заповедник расположен в западной части Приморского края и делится на пять изолированных участков, расположенных в пяти административных районах (Ханкайском, Хорольском, Черниговском, Спасском и Кировском). А я жила как раз в Черниговском районе. 
Самый знаменитый, Сихотэ-Алинский заповедник отмечен ЮНЕСКО, как объект Всемирного наследия. Кроме того, в Приморском крае 13 заказников. Среди них один – охотничий (Васильковский), один федеральный (Барсовый) и морской (залив Восток).  Он расположен на восточных и западных склонах Сихотэ-Алиня; юго-восточная часть выходит на побережье Японского моря. Заповедник основан в 1935 году, в 1978 году получил статус биосферного. Рельеф Сихоте-Алинского заповедника - горный (до 1300-1600 метров над уровнем моря. Склоны гор очень крутые.  По территории заповедника протекают горные реки — Серебрянка, Джигитовка, Колумбе, Таежная.
Растительность Сихоте-Алинского заповедника на каждом высотном поясе своя. На самом низком -   дубовые леса и кустарники. Потом (от 200-300 до 500-600 м) - кедрово-широколиственные леса. Еще выше (до 1200 м) — пихтово-еловые. Еще выше на сотню-две метров -   леса из березы каменной, заросли кедрового стланика и участки горных тундр. Особенно распространены корейская кедровая сосна, аянская ель, белокорая пихта, монгольский дуб, амурская липа, береза (желтая и шерстистая), мелколистный клен, чозения, тополь Максимовича, маньчжурский ясень, долинный ильм. Да, что там говорить о заповедниках, когда везде на сопках, и даже в населенных пунктах росли многие из названных деревьев. Например, на территории военного госпиталя, напротив которого я жила, росли пробковые деревья. А в роще столетней, диаметром где-то в метр, амурской липы мне довелось побывать в первую свою редакционную командировку, в маленьком горном селении. Собственно, село находилось посреди рощи. Крыши скромных крестьянских домов находились, будто под укрытием развесистых деревьев. Было, как раз время цветения липы. Необыкновенное то видение до сих пор перед глазами!»
Животный мир богатый, разнообразный. Только млекопитающих  61 вид, 340 видов птиц, девять - пресмыкающихся, шесть -  земноводных, 13 видов рыб. Из млекопитающих чаще встречается изюбр, кабан, кабарга, косуля. Из птиц — поползень, сойка, кедровка, мандаринка. Из редких видов есть тигр, гималайский медведь, горал, изюбр.   В заповеднике расположены нерестилища кеты, горбуши, симы, тихоокеанского гольца.
 Заповедные места Приморского края славятся редкими и лекарственными растениями. Например, охраняются государством твердый можжевельник, настоящий женьшень, семилопастный калопанакс, китайская принсепия, густоцветковая сосна, остроконечный тис, и такие представители фауны, как амурский тигр, мандаринка, японский и даурский журавли, красноногий ибис, колпица, черный аист, уссурийский когтистый тритон, леопард.

«Земля леопарда», «Зов тигра», «Кедровая падь»

Национальных парков в Приморском крае  три.  «Зов Тигра», что в Лазовском районе,   открыли не так давно, в 2007 году.   Он  уникален для туризма:   несколько горных и речных систем, а высота некоторых точек парка над уровнем моря достигает  почти двух тысяч километров над уровнем моря. Кроме того, в этом национальном парке можно встретить едва ли не всех дальневосточных животных.
В том же году, что и «Зов тигра»,   открыли для развития в регионе экотуризма «Удэгейскукю легенду»,  (на территории Красноармейского района, на западном склоне Сихотэ-Алинского хребта).  Там  немало археологических памятников,  доисторических стойбищ.
Самый молодой национальный парк  (создан в 2012 году) его - «Земля Леопарда». Главное его назначение  - сохранение и восстановление численности дальневосточных леопардов. Сегодня этих красивых зверей на планете осталось около полусотни, и примерно 30  живут в «Земле Леопарда». Его территория объединена с заповедником «Кедровая падь» и заказником Леопардовым,  охватывает Уссурийский, Хасанский и Надеждинский районы (от границы с Китаем до Японского моря). Здесь обитают не только леопарды, но и амурские тигры (также внесённые в Красную книгу), множество других редких видов животных, растут реликтовые растения. 
Если вы любите природу, то  Приморский край вас не разочарует. Даже не придется далеко ехать. Вас очаруют уже лесные массивы вокруг Владивостока, ведь это мир живописных скал, величественных сопок и извилистых рек.  Там привлекают внимание многочисленные пещеры, причудливые скальные массивы, глубокие ущелья, быстрые стремнины, пороги и водопады, славящиеся своей красотой и популярные среди любителей активного отдыха на воде.
Только  в краю, что у самого Тихого океана, вы встретите уникальное сочетание северного и южного типов растительности, а также множество редких и реликтовых видов. Здесь северная сосна соседствует с субтропическими лианами. На каменистых склонах и вершинах растут ели и пихты, рядом в глубоких влажных распадках с мягкой землёй  - лиственные породы, а если очень повезёт, то можно найти и женьшень. Лианы: виноград, актинидия и лимонник (бабушка заваривала необыкновенно вкусный и полезный чай из веточек лимонника и цветков липы) - любят солнечные склоны, а аконит и калина предпочитают тень. Каждая сопка - настоящий живой музей под открытым небом. В лесах много грибов, диких яблок и ягод - винограда, земляники, боярышника, барбариса. Такие растения, как аралия и элеутероккок - ценный источник тонизирующих веществ.
Словом, Приморье – удивительный, сказочный край!
 


Рецензии