Город Юности на Амуре

Комсомольск-на-Амуре, как его еще называют, город Юности, вроде бы и не так уж далеко от Хабаровска, но  все время получалось, что он оказывался в стороне от моих путей-дорог. Еще на первом курсе  Дальневосточного государственного университета подружилась с черноглазой девушкой Галей.  Вместе ходили в читальный зал, сидели за одним столом на лекциях, а после занятий непременно шли на трамвайную остановку, сделав немалый круг, через большой парк, что примыкал к самому зданию нашего филологического факультета. Сидели на удобной скамейке под раскидистым деревом, болтали о своем, девичьем, что тогда казалось таким важным! На этой скамейке кто-то из сокурсников и сфотографировал нас, когда шла подготовка к сдаче зачета по фотографии. Наткнулась на нее недавно на одной из страниц пухлого фото-альбома с бордовой плюшевой обложкой:  как давно это было! А ведь мы тогда пообещали друг другу, что приедем в гости. Она ко мне в Братск, где я тогда жила, а я – к ней в Комсомольск-на-Амуре. Увы, жизнь внесла свои коррективы. Мечты наши так и не осуществились.
С грустью вспомнила об этом в ноябре прошлого года, когда навещала во Владивостоке любимые места своей, теперь уже такой далекой, юности. Как же много с тех пор произошло перемен! Все разбросанные по городу факультеты ДВГУ теперь перенесены в специальный научный городок на Русский остров, превратившийся после того, как с материковой частью его соединил прекрасный вантовый мост, из некогда закрытого гарнизона, в один из лучших городских микрорайонов. Над парком, что у бывшего филфака, теперь возвышается не колесо обозрения, а золоченый купол храма, построенного на месте разрушенного в тридцатые годы богоборцами. Обошла старый парк, наполненный теперь совсем иным смыслом, иным духом, и пожалела, что не сдержала обещание, данное подруге. Впрочем, связь с ней давно порвалась, а ее рассказы о любимом городе прочно сидели в памяти. Тогда я и не думала, что вскоре удастся исполнить давнюю мечту.
Когда за несколько дней до отлета в Краснодар вернулась в Хабаровск, сестра вдруг предложила съездить в Комсомольск-на-Амуре. Она туда по делам мотается частенько. И не на общественном транспорте, а - за рулем юркой «Тойоты». Я обрадовалась, но ехать на машине наотрез отказалась, ведь накануне был сильный снегопад, и горный перевал был закрыт. Уверения сестры, что так часто бывает и дорогу быстро расчистят, меня не убедили. Я уже смирилась с тем, что никуда не поеду, но вечером после работы Лена показала мне железнодорожные билеты на ночной поезд. На сборы оставалось  мало времени, наверное, поэтому я не догадалась уточнить, в оба ли конца поездки билеты? Может, это и к лучшему: избавилась от тревог за обратный путь.

Один из крупных индустриальных центров страны

Поздним вечером сели в фирменный поезд «Юность», что ходит ежедневно из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре (и обратно). Регулярное движение пассажирских поездов осуществляется также и в Тынду. Кроме этого, фирменного, в том же направлении есть еще  другой -  Владивосток – Советская Гавань.  Плацкартный вагон оказался довольно новым, благоустроенным и чистым. Проводницы были приветливыми, вежливыми. Заснуть, тем не менее, долго не удавалось, и я перебирала в уме все,  что когда-то слышала или читала о городе, куда давно мечтала попасть.
Город Юности находится в Хабаровском крае (административный центр Комсомольского муниципального района). Расположен на левом берегу Амура, более чем в 400 километрах к северо-востоку от Хабаровска. Расстояние от Москвы по автодорогам — 8700 километров.
Это крупнейший промышленный центр дальневосточного региона, один из самых крупных индустриальных центров, в котором сосредоточены  предприятия военно-промышленного комплекса (судостроительный, авиазавод).  Кроме того, нефтеперерабатывающий и металлургический заводы,  производства подъёмно-транспортного и литейного оборудования, чёрной металлургии, электро- и теплоэнергетики.  Основная продукция: боевые и гражданские самолёты, подводные лодки, буровые установки, корабли каботажного плавания.  Действуют нефтепровод и газопровод с Сахалина.  Есть деревообрабатывающие комбинаты, мебельная фабрика, предприятия по производству стройматериалов.
О заводе имени   Гагарина, выпускающем истребители марки Су-27 и другие их модификации, не раз видела сообщения в информационных телевизионных программах.   Как и об Амурском судостроительном заводе по производству  гражданских и военных судов. Раньше завод производил атомные и дизельные подводные лодки.
Потом, во время автомобильной экскурсии по городу, обратила внимание на явно заброшенное предприятие в промышленной зоне. Оказалось, что это завод «Парус», что  выпускал  мины и торпеды для подводных лодок (большая часть цехов была  под землей). Сейчас   не функционирует, полностью  разорён.
Как выяснилось, начиная с девяностых лет,  в городе не удается преодолеть экономический спад. Из-за этого наблюдается  снижение численности населения (с 320 000 человек в 1992 году до 253 000 в 2015-м). Тем не менее, он - второй по величине город Хабаровского края и четвёртый на Дальнем Востоке. В то же время, несмотря на некоторый экономический спад, Комсомольск - один из крупнейших центров внешней торговли (сотрудничает с 37 странами, большей частью - Азиатско-Тихоокеанского региона). Возможно, экономические санкции, введенные против России в прошлом году, внесли какие-то коррективы. Но до этого средний внешнеторговый годовой оборот города   составлял 1,5 миллиарда долларов США, в том числе экспорт — 1,1 миллиарда долларов США.  На  экспорт предприятия Комсомольска отправляют   нефтепродукты (до 80 %), чёрные металлы (10 %), машиностроительную продукцию (от 3 %, до 90 % в отдельные годы),   древесину (5 %). В импорте 85 % -   машины, оборудование и транспортные средства. Продукция предприятий города Юности  имеет международные сертификаты качества, а сами предприятия — признаны лучшими экспортёрами России.   
Из предприятий лёгкой промышленности с отроческих лет мне запомнилась швейная фабрикой «Комсомолка». Ее изделия в нашем Приморском крае пользовались успехом, хотя, конечно, оригинальностью фасонов и расцветкой ткани проигрывали дефицитным товарам из Польши и Чехословакии. Я уже не говорю о шикарных японских вещах, которые можно было купить только   во Владивостоке, с рук  у моряков, вернувшихся из заграничного плавания. Но это было очень дорого. Потому основная часть населения Дальнего Востока одевалась в изделия местных швейных и трикотажных фабрик.  Ныне  в торговой сети изобилие импортных товаров, которым те, что со знаком «Комсомолки», во многом проигрывают.  Не удивительно, что часть производств свернули, а  освободившиеся помещения отдали под торговые центры.
В городе располагается несколько десятков предприятий пищевой промышленности. Это, как и в других региональных городах: мясной, молочный  и другие комбинаты. С детства запомнились мне очень вкусные конфеты Комсомольской кондитерской фабрики, уверенно соперничавшей с аналогичным предприятием Владивостока. Моя сокурсница всегда привозила на сессию несколько коробок сладостей, что помогали нам «грызть гранит науки». Она рассказала, что фабрику после второй мировой войны строили японские военнопленные.   Увы, полакомиться местными конфетами   мне не удалось, потому что во время  «перестройки» фабрику закрыли.
 
Памятный камень на Набережной
В дороге пополнила и свои знания по истории освоения Дальнего Востока (купила брошюру уже в вокзальном киоске). До этого знала мало: только то, что Комсомольск-на-Амуре строили комсомольцы посреди тайги. В мае 1932 года пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на амурском берегу около тысячи первых строителей будущего города. Сегодня об этом событии напоминают находящиеся неподалеку памятный камень и памятник первостроителям. Памятный камень  установили в июне 1967 года на месте высадки первых строителей, прибывших по комсомольским путёвкам (вес 23 тонны, порода — кварцевый диорит). Теперь там благоустроенная, одна из лучших городских улиц – Набережная. Даже в середине ноября она выглядела красавицей! Представляю, какая она весной или летом.
Не все монументы  строителям города сохранились до наших дней. Но есть немало   памятников,   в честь известных людей города и страны, бюстов и мемориальных досок на зданиях. Пожалуй, самый большой из них - мемориальный комплекс «Землякам— комсомольчанам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны» (со списками погибших на фронте горожан), у подножия которого постоянно горит Вечный огонь, а с 8 мая по 8 ноября стоит Почётный караул. 
Интересна мемориальная композиция, что у входа в городской Дом Молодёжи.  В стену этого здания  в октябре 1968 года замуровали обращение к будущим комсомольцам 2018 года. Увы, почти полвека назад никто не мог и предположить, что к назначенному сроку комсомола в стране вообще не будет.  Между тем, три стелы из титана, устремляющиеся ввысь, напоминают об ушедшем советском прошлом.  На табличке примечательная надпись о том, что мемориал  поставлен на средства от комсомольских воскресников и товарищеских матчей по футболу. 
Молодые энтузиасты - первостроители, приехавшие в дикий таёжный край  из центральных районов Советского Союза,  столкнулись с огромными трудностями. Они жили в бараках и шалашах, армейских палатках. Строить новый город ехали тысячи переселенцев, вольнонаёмных, заключённых, комсомольцев и военных со всей огромной страны  (теперь уже официально  раскрыты данные, что  среди них были и политические заключённые). Между прочим, благодаря Дальлагу в городе  появился театр. Его художественным руководителем был актёр-заключённый П. А. Вознесенский. Он поставил  спектакль по повести  Фурманова «Чапаев» (январь 1934 года).
Развернулась стройка не совсем на пустом месте, а рядом с селом Пермское, основанным в 1860 году, и нанайским стойбищем «Дземги».

Можно самолетом, а теплоходом – уже нет
Комсомольск-на-Амуре это еще и большой транспортный узел на Байкало-Амурской магистрали, автодороге регионального значения,  речной порт и три аэропорта.  Как раз в районе бывшего нанайского стойбища и построили одноименный аэродром, рядом с самолетостроительным заводом.  Он большой и хорошо оснащенный, что  позволяет принимать самолёты любого типа, даже огромный Руслан. Некоторое время отсюда  было налажено пассажирское авиасообщение Дземги—Москва заводским самолётом Ту-134. В  последнее время   он используется только  для ВВС,   за исключением приёма и отправки VIP-персон - высших лиц государства.
Основной пассажирский аэропорт Комсомольска - Хурба (в 17 километрах от города). Он – запасной для  международных рейсов (совместного использования для гражданских и военных целей).    Прямое авиасообщение с Москвой  было  до конца 90-х годов, потом отсутствовало.   Восстановлено лишь в 2009 году.
А самым первым аэропортом был - «Победа». В последнее время его используют для местных авиалиний: в Хабаровск, Советскую Гавань и Николаевск-на-Амуре  (для лёгкой и сверхлёгкой авиации).
Когда шли по широкой Набережной, я посетовала, что сейчас не лето и не весна (обычно навигация на Амуре продолжается с мая по октябрь). Тогда можно было бы возвратиться в Хабаровск речным путем. Но оказалось, что в 2013 году маршрут теплохода «Метеор» на Хабаровск отменили. А до этого ежедневно он ходил  не только в краевую столицу,  но и в Николаевск-на-Амуре.  Теперь для проезда из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре  надо доехать автобусом до Комсомольска, а здесь пересесть на  речное судно.
А оригинальное здание пассажирского речного вокзала мне очень понравилось, гораздо внушительнее и красивее, чем в Хабаровске. Говорят, что оно - самое большое на Амуре.  Издалека оно  похоже на плывущий по реке теплоход:  вырисовываются палуба, нос, корма, мостик, труба.  Кстати, у него три причала (под разные уровни воды в Амуре) для судов типа «река-море». 
Грузовой  речной порт (второй по грузообороту на Амуре)   находится  не в центре города, как пассажирский, а в поселке Менделеева.  Туда доставляют: уголь, лес, промышленно-продовольственные товары, стройматериалы. После сортировки грузов все отправляют, куда надо,  железной или автомобильной дорогами. Кстати,  пока в 1975 году не построили мост через Амур, железнодорожные перевозки в сторону морских портов Советская Гавань и Ванино обеспечивали паромы. Так было 30 лет (с 1945 года ).

Музеи и театры, зоопарк 
На территории города, а также в его окрестностях   много мостов, виадуков, которые придают пейзажам особенный вид, делают  их неповторимыми.    Не считая многочисленных ручьев, что заключены   
в большие трубы, там протекает восемь малых рек – притоков Амура.
Но это не единственная особенность города. Несмотря на свою молодость,   Комсомольск-на-Амуре  входит в число исторических мест России, так как является своеобразным памятником градостроительства на Дальнем Востоке.  Построенный в лучевой композиции,  он олицетворяет «город-солнце». А его архитектурные ансамбли — классические образцы «дворцовой» монументальной архитектуры.
Многие здания  находятся на государственной охране как  памятники архитектуры. А неофициальным символом Комсомольска-на-Амуре считается дом со шпилем, построенный в 1956 году на перекрёстке проспектов Ленина и Октябрьского,  около площади Ленина. На фасаде дома  бросилась в глаза надпись: «Труд в СССР— дело чести, доблести и геройства». Она в наше время кажется несколько нелепой, но, видимо,  в Комсомольске считают, что это – часть истории города.  Казалось бы, город   построили в период воинствующего атеизма, и храмов здесь просто не могло быть. Так и было вплоть до начала 2000-х годов. Потом, как и везде в России, все изменилось. Я не могла не порадоваться величественному виду  двух действующих православных храмов, оказавшихся на моем пути (их в городе несколько). Это соборы Казанской иконы Божией Матери и кафедральный - Илии Пророка. О них мне напоминают магниты на  холодильнике. Оба храма – необыкновенной красоты. Один в нежных голубых тонах, а другой в ярких красно-оранжевых.
Кстати, в 2007 году  Комсомольск занял третье место среди городов второй категории во всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России». Город действительно довольно ухоженный, но особой изысканности  или лоска я в нем не заметила. Скорее всего, сказалась ненастная погода. Накануне выпало много снега. Пригревшее немного скупое ноябрьское солнце устроило на улицах грязные потоки, смазав тем самым мои впечатления.
Очень жаль, что в Комсомольск мы приехали в понедельник и не смогли попасть ни в  краеведческий музей,  ни в музей изобразительных искусств, ни в выставочный зал Союза художников или галерею современного искусства „Метаморфоза“, в зоологический центр «Питон».
В Комсомольске-на-Амуре и сейчас население довольно молодое. Это не удивительно, ведь здесь два самостоятельных высших учебных заведения и несколько филиалов, в том числе институт машиноведения и металлургии ДВО РАН. Кроме того, два НИИ,  ведущих разнообразные научные исследования прикладной и фундаментальной математики.  А средних специальных учебных заведений – десятки.

Адреналин – в квадрате
С делами сестра управилась гораздо быстрее, чем ожидала, и мы решили не задерживаться: вроде бы все посмотрели. Приехали на железнодорожный вокзал, но билетов на ночной поезд не оказалось. Ждать до утра не хотелось, тем более, что уже настроились уезжать, и я опрометчиво согласилась на автомобильный вариант. Как же я потом об этом пожалела! Обратная дорога в Хабаровск запомнилась на всю оставшуюся жизнь. Даже те, кто считает себя любителями острых ощущений, не захотели бы повторить такое еще раз. Словом – адреналин в квадрате!
Знала же, что местность тут гористая, но вспомнилось, как год назад легко перенесла поездку на автобусе в Сочи, где тоже горный серпантин еще тот. Потом поняла, что сравнивала – не  то и не с тем.  О, каким комфортабельным был наш вояж в Сочи на прекрасном мягком автобусе! А из Комсомольска пришлось ехать на старой, расхлябанной «Газели» - иного транспорта до утра не предвиделось. Ну, и разные времена года. Летом ехать на Черноморское побережье, любуясь чудными пейзажами, или в начале дальневосточной зимы, после обильного снегопада. Разница огромная. И водитель мне показался слишком молодым и неопытным для такого пути.   Вызывало сомнение: достаточно ли он опытный, хорошо ли знает маршрут. Но ничего не оставалось делать, выбора не было.
А находится Комсомольск  в  месте,   где Амур прорезает смыкающиеся отроги Сихотэ-Алиньской и Буреинской-Баджальской горных систем. Этим все сказано, то есть нормальной по краснодарским меркам автомобильной магистрали ожидать было нельзя в принципе.
Автовокзал находится в районе городской Набережной. Оттуда идут   автобусы не только в Хабаровск, но и в Биробиджан (где производят  замечательный хлопчатобумажный трикотаж), Амурск,  посёлки Солнечный, Селихино, Пивань и другие. И здание автовокзала, и привокзальная площадь впечатляли размерами и поражали какой-то безалаберной суетностью, каким-то торговым беспределом. Казалось, везде главенствует торг, а всё, что касается перевозки людей, здесь только – квартиранты, находящиеся на соответствующем положении.  Не поддавалось ни какому разумному объяснению: зачем все это собрано в одном месте и в таком количестве! Ну, понятно, не обойтись без закусочных (десятка два – это уже перебор), ларьков с товарами ширпотреба, всяких «Тысяча мелочей», но шикарные шубы из натурального меха, элитная мебель и сложная бытовая техника так ли уж необходимы отъезжающим?  Об этом подумалось мне, когда, чтобы скоротать время, ходили по торговым центрам и магазинчикам. Долго выбирали, где поужинать. Везде было дорого и неуютно.
Когда уселись наконец-то в свое маршрутное такси, с облегчением не вздохнули. В нем почему-то было довольно холодно, словно ветер гулял по салону. Об этом дискомфорте забылось, едва выехали за город и начали подниматься в горы. Будь эта поездка днем, тогда нас могли бы отвлечь шикарные пейзажи. Может, так и не ощущалась бы   тряска на ухабах разбитой дороги и крутые повороты, незаметным был бы и надсадный рев автомобиля, едва справляющегося с  резким подъемом. Но была ночь. До самой конечной остановки мне не удалось сомкнуть глаз. Теперь, вспоминая ту поездку, не уверена, что соглашусь ее повторить. Тем не менее, город Юности на Амуре мне очень понравился.
 


Рецензии