Город оружейников, город воинской славы
Тем временем мы прибыли на место. Особо рассматривать площадь, что перед автовокзалом, и прилегающие к ней территории не было времени. Перед подземным переходом миновали большой павильон по продаже бытовой техники и поменьше – гордости туляков – расписных, необыкновенной красоты самоваров. Мне тут же захотелось подарить детям такое чудо. Но ценники отрезвили: самовар – от 4.5 тысяч рублей, заварной чайничек – от тысячи и поднос – от 1200 рублей. Дорого для простого смертного! Успокоила себя, что везти такой подарок неудобно.
Троллейбус доставил нас в центр города. Дома – каждый особый, словно письмо, написанное разным почерком. На одном вычурная лепнина, на другом – арка у подъезда, на третьем – окна в обрамлении ровных полуколец. Драматический театр – постройка последнего времени. Он выглядит несколько громоздким. Кажется, бесчисленное количество широких ступеней ведет к стеклянному фасаду. А крышу увенчивает хоровод из фигур, символизирующих виды искусства. Тут мы не задерживаемся, не спеша по аккуратной, какой-то сказочной улице идем к мосту, за которым площадь с огромной елкой, качелями-каруселями, праздничными торговыми рядами, величественными соборами. Но мы и здесь не задерживаемся, спешим в кремль, конусные крыши башен которого так и притягивают.
Оказывается, город назван так по имени реки Тулицы, впадающей недалеко в Урупу. Составитель толкового словаря русского языка В. И. Даль связывал его с речкой Тулицей и объяснял, как скрытое, недоступное место, затулье, притулье для защиты. Московский государь Василий третий в 1507 году приказал построить «город каменной на Туле». Через два года построили деревянное укрепление, а через 5-10 лет, сохранившийся до сегодняшних дней - кирпичный. За 500 лет кремль почти не изменился, если не считать обновленного зеленого наряда, дорожек, массивных фонарей на высоких металлических «ногах» и аккуратных скамеек на изогнутых ножках.
Очень жаль, что не удалось побывать в кремлевских Успенском и Богоявленском соборах, там шла реконструкция. Благо, местные мастера-фотографы сделали отличные цветные копии наиболее почитаемых икон. Экспозиция выставлена на первом этаже колокольни. Но, безусловно, сами святыни, написанные в пятнадцатом – восемнадцатом веках, более притягательны. Между тем, в кремль через его главные ворота время от времени проводили большие группы туристов, больше – школьников. А для местной детворы, тут же, у кремлевской стены, на сценических подмостках показывали новогоднее шоу. Дед Мороз и Снегурочка задавали детям необычные вопросы, а об истории Тулы.
Сюда со своим самоваром – не приезжай!
Рядом с кремлевской стеной, в светло-зеленом двухэтажном доме с колоннами необычный музей – «Тульский самовар». В восемнадцатом веке символом благополучия российской семьи стали самовары, и в Туле, признанном центре металлообработки еще со времен Московской Руси, первую самоварную фабрику открывает слесарь-оружейник Иван Лисицын. Потом у него было много последователей: в городе действовали 54 самоварные предприятия. Век спустя, наиболее успешным стал фабрикант и меценат А. С. Баташев. В начале двадцатого века в городе выпускали 660 тысяч самоваров в год, и товар это не залеживался в магазинах большей части России. Многие самовары были настоящим произведением искусства: «Флорентийская ваза», «Ренессанс», «Терем». Более простые - дорожный, сбитенник, самовар-дуля. Для людей не богатых выпускали самовары стандартных форм: «банка» и «рюмка», без изысканной отделки. Делали их из меди зеленой (латуни), меди красной и томпак (сплав меди и цинка), более всего – из латуни. Продавали, как поштучно, так и на вес. В первую мировую войну самоварных дел мастера выпускали ручные гранаты и другие, нужные для фронта изделия. Революция 1917 года принесла большие потрясения и в самоварную отрасль. Исчезли старые названия самоваров, сгинули хозяева фабрик, изменились технология производства и внешний вид самоваров, только их слава так и не меркнет.
Под самым куполом старинного шлема
Бывая в Туле нельзя не зайти в знаменитый музей Оружия. Он виден издалека: необычное здание в виде шлема русского воина далеких времен. Этот музей – гордость туляков, ведь таких нет не только в России, но и в мире. Там собрано все, чем вооружался человек с глубокой древности до наших дней, в том числе и уникальные образцы украшенных художественно ружей (коллекцию собирали более двух веков).
В 1595 году сын Ивана Грозного царь Федор первый освободил тульских оружейников от земских повинностей и податей, велел делать оружие для казны. А потом, по указу Петра первого был создан государственный оружейный завод. Оружие туляков принесло немало побед русской армии.
Есть в городе памятники: оружейнику Никите Демидову, Петру первому, недалеко от музея-шлема – Левше, подковавшему блоху. Жаль, что многие экспозиции были закрыты на реконструкцию! Знаменитую подкованную блоху увидеть не удалось. Но в двух больших залах (на четвертом и пятом этажах) за три часа увидела много интересного. Особо понравились экспозиции о первой мировой войне, старинных оружии и доспехах русичей, современных ракетных установках.
Пока была в музее, стемнело. Нужно было возвращаться домой к родственникам. Проехали мимо монумента защитникам города (оборона Тулы в 1941 году) на площади Победы. Его называют «Три штыка». Действительно, в немо устремлены три гигантских штыка из нержавеющей стали. Между ними – вечный огонь, а рядом – фигуры солдата и ополченца. Благодаря стойкости советских войск и ополченцев, находившихся здесь во вражеском полукольце длительное время, было дважды сдержано наступление фашистов на Москву. В 1976 году за подвиг в годы великой отечественной войны Туле присвоено звание «Город-герой».
Уезжая, увозила с собой надежду, что смогу приехать еще.
Свидетельство о публикации №219012101775