День рождения

               
                Картинки из прошлого

     Уже второй год подряд нас радует настоящая зима – с морозами, снегопадами, обилием солнечных, с изумительно синим небом, дней. И морозы при этом держатся на отметке минус пять – десять градусов. Вот в один из таких дней я была приглашена на день рождения к подруге-сокурснице, на её двадцатилетие. Знакомы мы с ней с детства. Она живёт в той же деревне, что и моя бабушка Зина, а ездить к бабушке на выходные было святым делом. Мы  вместе учимся на последнем курсе медицинского училища, хоть я и моложе на год. Считай, стоим на пороге взрослой жизни, и это первая дата, которую родители разрешили отметить моей подружке не в узком семейном кругу.
     Накануне был сильный снегопад. Казалось, небо не просто сыплет снег на землю, а льёт его нескончаемым потоком из бездонной бочки, да и ветер старался изо всех сил распределить снег именно по дорогам, как будто мало мест, куда его можно подгрести, не создавая людям проблем. Уборочная техника, естественно, с поставленной задачей не справилась, поэтому автобусы по городу начали ездить только после обеда, а пригородные вообще не вышли на маршруты. А мы ведь молодые, нам и море по колено, а снежное тем более. Что для нас каких-то десять километров – дойдём!
     Выйдя на последней городской остановке, мы быстрым шагом двинулись вперёд. По шоссе шли с песнями, шутками, разговорами про будущее – скоро распределение на работу, неизвестная жизнь без родителей.  Дух захватывало от рисуемых картинок будущего. А вот и поворот на просёлочную дорогу. Нам предстояло пройти через другую маленькую деревушку, прежде, чем мы дойдём до нашей, приютившейся на окраине старого леса. Старожилы поговаривали, что он сливается с Беловежской пущей. А пока что перед нами простиралось огромное, без признаков наезженной дороги, снежное море, и, надо сказать, довольно глубокое. Снега было выше колена, и они быстро замёрзли – чулочки то капроновые, а сапожки короткие! Нас четверо, а визг стоял такой, будто два десятка девчат обливали ледяной водой.
     Когда показались первые дома, луна уже заступила на вахту, рассыпав по небу дрожащие звёзды – зимой ведь рано вечереет. Узенькая улочка была так засыпана вчерашним снегопадом, что виднелись только верхушки штакетника. Вот за эти колышки мне и приходилось хвататься, чтобы вытягивать своё увязающее в глубоком снегу тело. Впереди, как вожак, утопая в белом месиве, шла именинница, а я, как самая слабая, плелась в хвосте процессии. У последнего подворья наш энтузиазм дал солидную трещину – сил преодолеть последние два километра уже не было, они ушли на неравную борьбу со снегом. Поохав, повздыхав, продолжили путь.
     Наша деревня встретила нас тишиной, даже собаки не гавкали на чужаков, как обычно. Окна не светились, а единственным цивилизованным освещением была только луна. Договорившись встретиться за праздничным столом через час, мы разошлись. Баба Зина всплеснула руками, увидев снеговика  с лицом внучки. Помогла моим закоченевшим рукам расстегнуть пуговицы тяжеленного пальто, снять забитые снегом сапожки. Только головой покачала, увидев мои «капроновые» ноги. Быстро усадила меня на кровать, стоящую у тёплой стены, за которой весело трещала поленьями печка. Уговаривала выпить чаю, я отказывалась – ведь пойду на праздник. Уже сидя на кровати, я решилась посмотреть на свои колени, которых почти не чувствовала – они были покрыты белыми, похожими на лимонную корку, пятнами. Свернувшись калачиком под одеялом, молила Бога, чтобы последствия не омрачили мою жизнь.
      Ровно через час, прихватив с собой туфли на каблучке, зашла в дом к подруге. Там уже всё было готово – стол накрыт, гармонист тихонько наигрывал на своей гармошке мотивчик, видимо сочинённый им самим, именинница принимала подарки и поздравления. Гуляли долго и весело. Так веселиться могут только в деревне – душа нараспашку, и ей, душе всё равно, кто как смотрит, она поёт под переборы гармониста-самоучки –  самозабвенно, с упоением. В городе веселятся с оглядкой на других, растеряли искренность и радость праздников.
     На другой день, хорошенько выспавшись после долгого гуляния, мы отправились в обратную дорогу. На общем совете за столом было решено идти другой дорогой, через лес, минуя ещё одну деревню, которая находилась рядом с шоссе. Автобусы, как мы думали, уже должны курсировать и по деревням. Жаль, что наша деревня приютилась там, куда автобусы просто не доходили. Провожать нас вышли все родственники, и мы, груженные сумками с гостинцами, двинулись за новыми приключениями. Удивительно, но в лесу снега было меньше, даже чувствовалась под ногами твёрдая земля. Видимо густые кроны сосен и елей не давали пронырливому снегу прошмыгнуть на землю. Но лес быстро кончился, и перед нами опять снежная целина. Мы проваливались в это болото по грудь, тяжёлые сумки приходилось держать над головой. Очень быстро выбились из сил. Сестра именинницы предложила двигаться перекатом, чтобы увеличить площадь опоры тела, но сделать это оказалось делом непростым – как выкарабкаться из снежной ловушки, чтобы лечь на него. Сначала смеялись со своих безуспешных попыток, а потом, молча, кто как мог, медленно толи ползли, толи  шли, но преодолевали эти полкилометра до деревни.
     Хозяйка дома, куда мы попросились на отдых и обогрев, взглянув на меня, достала из старинного сундука тёплое, с начёсом, нижнее бельё – мужские кальсоны, а мне уже было всё равно, тепло, да и ладно. Автобус действительно подобрал нас в положенное время.
     Мы все жили по соседству, на окраине города. Только мой дом стоял чуть в отдалении, за улицей, метрах в двухстах от неё. Назывался наш маленький хуторок Сенобазой – там стоял огромный сарай с сеном и два дома. Я так устала, что эти двести метров показались мне двумя километрами. Идти по снегу уже не могла, хотелось просто лечь и лежать. Стоя на коленях, я глядела на сарай – он был для меня путеводной звездой, к нему я стремилась, вернее, ползла. Животный инстинкт заставлял меня двигаться. А мама, что будет с ней, если я замёрзну в нескольких метрах от дома? Доползла до сарая, а там новое препятствие, высокий сугроб, почти до его крыши. Было страшно, но съехала с него на пятой точке и села, прислонившись спиной к его крутому боку. Через несколько минут, приведя в порядок свои замёрзшие мысли, упросив их быть бодрыми, я зашла в дом, где меня уже с тревогой ждали.
     «Мама, не волнуйся, нас встретили  и отвезли обратно на тракторе –  сказала я матери в ответ на её молчаливый, с укоризной, взгляд – честное  слово!»…
     Прошло много лет с той поры и я, будучи «очень взрослым» человеком, часто думаю – какие же мы были глупые, бесшабашные, и о чём думали, совершая такие безрассудства. Но мы были молодыми, а молодым и море по колено, тем более снежное.      
       


Рецензии