Прекрасен, не повторим город-музей, город мечты!

Все мы в юности много мечтаем. Увы, когда на склоне лет начинаем делать ревизию прожитого, то убеждаемся, что далеко не все задуманное удалось осуществить. Чаще всего – не из-за лени, а по весьма уважительным объективным причинам. В первый год совместной жизни мы с покойным супругом намечали поездку в Ленинград. Были у нас потом маршруты более дальние и затратные, а в северной столице, так и не побывали. Уже  одной недавно довелось мне отдать дань мечте: побывать в зимней туристической поездке. Все пять дней наслаждалась невиданными красотами города-музея, и вспоминала о грезах давно минувших дней. Казалось, что по прекрасным сказочным улицам, залам и галереям дворцов ходила  не сегодняшняя, пожилая женщина, а совсем молоденькая, едва вступившая в самостоятельную жизнь девушка. Откуда только силы физические и душевные брались! Наверное, такое  огромное благотворное  влияние на человека  оказывают шедевры великого искусства, а в  Санкт-Петербурге они буквально на каждом шагу. Да и сам город – не что иное, как шедевр архитектурного искусства самой высочайшей пробы! Безусловно, пяти дней для того, чтобы посмотреть все несказанные богатства города,  мало. Но, спасибо гидам северной столицы. Они очень рационально составили маршруты, показали нам самое главное. Благодаря мастерству и артистичности нашей постоянной спутницы (петербургского экскурсовода), мы не просто были в восторге от увиденного и услышанного, мы прониклись искренней любовью к этому необычайному, великому творению рук человеческих. И уверовали, что ему, несомненно, нет равных на Земле!

                По Невскому проспекту до Фонтанки
Выехали из Тулы в три часа дня. За окном двухэтажного автобуса, укрытые снежным одеялом просторы. Между городами – бедные деревеньки, будто из Х1Х века, с покосившимися деревянными домишками, колоколенками небольших церквушек, многочисленные автозаправки и автомобильные сервисы. Порой, сплошной стеной у дороги – густые лиственные, а затем и хвойные леса. В Серпухове, Солнечногорске, других населенных пунктах берем «на борт» еще туристов. В Коломну приезжаем глубокой ночью. Очень морозно и ветрено. Чтобы укротить нетерпение (ведь волшебной палочки, чтобы сократить время пути, все равно нет), заставила себя уснуть. А когда проснулась, подъезжали к месту назначения. Позавтракали в кафе у площади Победы. Глядя на монумент героическим защитникам Ленинграда, вспомнили  о беспримерном  мужестве блокадного города. Здесь в 1945 году ленинградцы встречали прибывающие с фронта гвардейские соединения. А огромный мемориальный комплекс с величественным монументом и скульптурной композицией из фигур советских солдат и ополченцев открыли в 1975 году, к 30-летию Победы. Он имеет  полуподземный Памятный зал, но туда мы не попали (работает не каждый день), нас ждали другие памятные места.
Всматриваемся в пробегающие за окном улицы. Близилось Рождество, о чем напоминало убранство  города. Еще на въезде по обеим сторонам одного из проспектов на синей зеркальной поверхности двух высоток-небоскребов красовались яркие приветствия: «С Новым Годом!» и «С Рождеством Христовым!». Чем дальше углублялись в центр города, тем его убранство было богаче. Особенно  яркое, даже несколько вычурное, будто драгоценности богатой красавицы, -  на Невском проспекте. По нему вечером (уже сверх установленного экскурсионного плана, по своей инициативе) прошлась туда и обратно от Московского вокзала до Фонтанки. Забегая вперед, расскажу, что там, во дворце Белосельских-Белозетских действует театр-фестиваль «Балтийский дом» (в другие театры и концертные залы билетов не оказалось, но я не жалею). Сказочные холлы, парадные лестницы, богато украшенные лепниной в стиле рококо, предвосхищали главное действо. Спектакль «Дороги любви» (музыкальные истории, рассказанные на песке) представлял собой подобие филармонического тематического концерта. Прозвучали превосходные сопрано и баритон солистов и музыкантов - лауреатов международных конкурсов, великолепные стихи Лорки, Анненского, Ахматовой, Асадова, Бродского и других поэтов. Но гвоздем программы были, появляющиеся и исчезающие перед зрителем, словно живые, полотна на большом экране. Их писала художник Театра живой анимации Оксана Калинко. Юная хрупкая девушка казалась всем настоящей волшебницей.

     Петропавловская крепость – колыбель Петербурга

В городе на Неве, ставшем с первых лет основания военной столицей России, много памятных мест, музеев, посвященных воинской славе Отечества. Главенствующее место среди них занимает Петропавловская крепость. Узнав много интересного об ее создании,  мастерах, возводивших на всей территории небольшого Заячьего острова (площадь 30 гектаров) шедевр фортификационного искусства – крепостные стены,  шесть неприступных бастионов и другие постройки, продвигаемся через знаменитые Петровские ворота внутрь. Кстати, их установили в честь побед Петра 1 в Северной войне. Голова идет кругом, когда смотришь на блистающий золотом шпиль Петропавловского собора. Это – усыпальница Петра Великого и всех следующих царей (кроме Петра 11). Рядом в небольшом скверике – памятник основателю города. Его называют «Сидящий самодержец». Голова Петра Великого выполнена в натуральную величину, а все остальное не соответствует оригиналу (полный рост – два метра 80 сантиметров). Обойти всю крепость, конечно же, мы не могли, не было на это времени. Посмотрели снаружи знаменитые равелины, комендантский дом, тюрьму Трубецкого бастиона. Сейчас в бывших казематах развернуто много интереснейших музейных экспозиций. Кстати, в крепости обоснован Государственный музей Санкт-Петербурга (один из крупнейших в стране). А в Иоанновском равелине, располагается музей космонавтики и ракетной техники имени В. П. Глушко. В этих помещениях в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века (основаны в 1921 году) действовали мастерские Газодинамической лаборатории, первого в стране конструкторского бюро по разработке ракетных двигателей.

 По парадным анфиладам Зимнего дворца
Многое нам в городе Петра пришлось пройти, что называется «галопом по Европам», на уличных автобусных и пеших экскурсиях. Так мы миновали   Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Горный музей горного института, Смольный. Меньшиковский, Шереметьевский, Строгановский дворцы, Летний дворец Петра 1 в летнем саду и другие достопримечательности. В Эрмитаже посчастливилось провести несколько незабываемых часов. Еще не входя в здание, ощутили трепет, так оно выглядело величественно. Поразил и огромный людской поток, тянущийся с Дворцовой площади. Он почти не двигался. В основном проходили группы, организованные туристическими фирмами.  Петербуржцы и гости города  семьями, многие с малышами в колясках, вынуждены были ждать. Обратила внимание на нескольких африканцев. Темнокожим девушкам и юношам, думаю,  было нелегко стоять на морозе с пронизывающим ветром.   Но все терпели выпавшие на их долю испытания. Ради чего? Ради встречи с великим искусством, которое, как известно, требует жертв.
Сколько за свою жизнь я слышала рассказов от друзей и знакомых, смотрела документальных фильмов и телевизионных передач об этом шикарном музее. Но все равно, встреча с ним оказалась превыше всяких ожиданий! Не верилось, что иду по парадной Иорданской лестнице! Она – один из немногих интерьеров дворца, построенного Растрелли, непревзойденным зодчим своего времени, и  сохранившихся до наших дней в первозданном виде. Рядом, до самого потолка (находящегося на высоте 2-3 этажей) изысканная позолоченная лепнина, множество  скульптурных композиций.  Буквально каждый зал поражает своей роскошью, разнообразием отделки. Всего помещений в Зимнем дворце более тысячи.  Каждое само по себе – произведение искусства, не говоря уже о содержимом: мебели, посуде и, конечно же, произведениях художников, скульпторов.
С верхней площадки Иорданской лестницы есть проход к двум парадным анфиладам. По главной анфиладе, ведущей в самую глубь дворца,  попадаем в Петровский (Малый тронный) зал. Его отделка сугубо мемориальная, посвященная Петру Великому.  Затем попадаем в  военную галерею, разделяющую Гербовый и Георгиевский (Большой тронный) залы.  В галерее выставлены 332 портрета генералов, участников Отечественной войны 1812 года (автор – английский живописец Дж. Доу). Некоторые рамки пустые. Не потому, что холсты не сохранились. Их вообще не было. Не с кого было писать, герои погибли в войне с Наполеоном. Было решено увековечить их, подписав имена и фамилии под пустым холстом. 
Рассказывать можно до бесконечности обо всем: Малахитовой и Золотой гостиных, Малом итальянском просвете, Галерее истории древней живописи, Рыцарском,  Диониса, Николаевском, Фельдмаршальском, Павильонном, Леонардо да Винчи, Микеланджело и других  залах. Но передать словами чувства, которые испытываешь от соприкосновения с прекрасным и вечным, невозможно!
               Город в сиянии огней
На Набережной Мойки возвышается изысканный, похожий на ювелирное изделие, Юсуповский дворец. Проигрывающий по масштабам Зимнему и Екатерининскому, что в Царском селе, этот дворец – подчеркнуто индивидуальный, даже миниатюрный, созданный для небольшого  круга избранных. И, поверьте, совсем не самое важное, что именно здесь молодой князь Феликс Юсупов, женатый на племяннице императора Николая 11, вместе с другими участниками заговора убил царского фаворита Григория Распутина. Совсем не сожалею, что нам не показали место расправы. Гораздо приятнее было узнать о добрых семейных традициях семьи Юсуповых, посмотреть их парадные, рабочие и спальные апартаменты, шикарную библиотеку, столовую, буфетную и послушать в дворцовом театре «Однозвучно звучит колокольчик» в исполнении музейного мужского ансамбля (без музыкального сопровождения).
Вечером второго экскурсионного дня осмотрели вечерний Петербург в сиянии бесчисленных огней. Дивное, сажу вам, зрелище, однако! Еще до заката успели сфотографироваться у знаменитого медного всадника. Взглянуть на памятники Кутузову и других великих полководцев. Узнали интересную историю. Во время блокады мнения разделились: убирать ли памятники с площадей. Одни говорили, что не надо. Пока стоят – охраняют город. Между тем, для Кутузова приготовили убежище в одном из ближних домов. Назначили день переноса, а накануне ночью вражеский снаряд попал именно в то подвальное помещение, куда собирались переселить памятник. Это посчитали знаком свыше и не стали ничего больше предпринимать.
Был Рождественский Сочельник. Раздавался чудный звон колоколов. В главном храме Санкт-Петербургской митрополии - Казанском соборе шла Божественная литургия. Вошли, и обомлели. Впрочем, храмы   – тема для отдельного разговора, о них в двух словах не расскажешь.
А вечер выдался чудный: в меру морозный, и ветер почти стих. Спустились к воде у
Горного музея Горного института. Неподалеку стоял легендарный ледокол «Красин». На другом берегу  виднелся мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 «Народоволец». А Легендарной «Авроры» не было у Набережной, ее несколько месяцев назад торжественно проводили на ремонт в Кронштадт.
До позднего вечера город был оживленным, праздничным,


Рецензии