Шедевры Северной столицы

Город-музей  на Неве покорил своим великолепием. За четыре дня почти непрерывных экскурсий многое посмотрели, но как это мало в общем калейдоскопе исторических и культурных ценностей Санкт-Петербурга! В предпоследний день поездки выехали за город. В его окрестностях тоже много интересного. Для Петергофа - фонтанного царства и его филиала – Ориенбаума  время года было не подходящим. Мы направлялись в Царское село.  Оно у большинства россиян ассоциируется с именем великого Пушкина, окончившего Царско-сельский лицей.  Честно говоря, я тоже раньше мало знала о здешних исторических и архитектурных ценностях. 
Царское село оказалось небольшим современным городком, с традиционными пятиэтажками советских времен. Это в новой части населенного пункта.  Въехали в старую  часть,  и будто по мановению волшебной палочки вернулись назад на пару веков.  Главная достопримечательность этого государственного музея заповедника: ансамбль  из двух роскошных парков, созданных в ХУ111  веке Екатерининского и Александровского. В 1710 году Петр 1 подарил селение супруге Екатерине Алексеевне. Через 17 лет хозяйкой материнской усадьбы стала Елизавета Петровна. Она-то и развернула грандиозное строительство своей летней парадной резиденции (проект Растрелли). Постройки выстроились овалом, словно встали в хоровод. Царские покои самые большие – в три этажа. Они на первом плане, а остальные, хозяйственные, для прислуги – одноэтажные, на заднем плане. На большой площади перед Екатерининским дворцом красовалась огромная новогодняя елка. Парк покорил размерами и аккуратностью. Все насаждения высажены, как под линейку. То-то здесь прелестно летом!
Между тем входим по парадной лестнице под своды дворца. Великолепие повсюду, куда не кинешь взгляд! Не зря же его называют лучшей работой знаменитого архитектора и шедевром русского барокко. Переходим из зала в зал – везде неповторимые по красоте интерьеры. Действительно, такое можно увидеть только в сказке! Это единственный в своем роде интерьерный ансамбль в мире. Почти 300-метровая галерея залов. Каждый отделан неповторимо, в зависимости от назначения. Единственное общее – установленные друг напротив   друга большие зеркала. В них многократно отражаются все предметы, украшения помещений, и ощущение ограниченности пространства теряется. Вот она – бесконечность  изысканного, драгоценного!
Залы разные по величине, опять же в зависимости от своего назначения. Парадные удивляют размахом, а антикамеры – помещения, где гости ожидали приема, - меньшего размера.
Ни с чем несравнимая знаменитая янтарная комната. Утерянная во время Великой Отечественной войны, она воссоздана по сохранившимся эскизам. Это только малая часть того интересного, что увидели в Екатерининском дворце. Обо всем не рассказать.
От Новгородских скитов и монастырей
В Санкт-Петербурге, как нигде Домов Божиих, - великое множество. Только     православных храмов 256  и 100 часовен.  Во всех, безусловно, побывать не удалось. В главных – посчастливилось. Ошибается тот, кто думает, что на берегах Невы первые храмы построены по приказу Петра 1. В его детище, городе-крепости – да. Но окрестные-то просторы были исконно новгородскими. Там, на русских землях, испокон веков стояло немало храмов, монастырей, скитов. Здесь, на северо-западных рубежах будущей Святой Руси зерна христианства в благодатную почву вложил апостол Андрей Первозванный.  Потому частицу его мощей в золотом ковчеге Петр Великий заложил в основание Петропавловской крепости. Спустя месяц, когда строительство бастионов еще только разворачивалось,  в день апостолов Петра и Павла там заложили церковь, названную в их честь. Через полгода недалеко от крепости начали строить Троицкий собор.
Вскоре в только,  что основанном городе по указу самодержца основывают монастырь во имя Благоверного князя Александра Невского, и переносят туда мощи великого святого воина-защитника Руси (в 1724 году). Позже, уже при Павле 1, монастырь получил статус лавры,  стал патриаршим уделом.
В лавру мы попали 8 января. Перед святой обителью на большом расстоянии улица была уставлена автомобилями, в том числе большими автобусами, на которых сюда прибили, как и наша, многочисленные туристические группы. Не менее десятка нищих первыми встречают прихожан еще за оградой. На территорию лавры проходим через  огромные ворота-арку.  С двух сторон у них по две довольно массивные колонны, увенчанные причудливой лепниной. Колонны   поддерживают верх арки, на котором лик Спасителя.
Главный храм – Троицкий собор находится в глубине двора. Рядом с дорожкой, ведущей к нему немало киосков или церковных лавок, где все желающие покупают иконы, церковные книги, свечи. Под высокими сводами собора раздавались песнопения церковного хора. Зал оказался переполненным и слабо освященным. Из-за этого, настенные иконы и роспись куполов слабо просматривались. Но от этого ощущение трепета при  созерцании святынь, еще более усиливалось.  Там, где принимали записки о службах, выстроилась огромная очередь. Чуть поодаль, в соседнем помещении набирали освященную воду из крана. Меленькую, пятисотграммовую бутылочку для тех, кто пришел без собственной тары,  продавали в церковной лавке по 15 рублей. Поразила тишина. Люди, стояли в очередях в совершенном молчании. Некоторые – со слезами на глазах. Видно, в храм Божий их привело не праздное любопытство.
Брильянты архитектурного творчества
Кстати, в новой российской столице сразу после ее основания и в последующее время шло бурное строительство, несмотря на продолжающуюся северную войну.  Возводили не только здания для военных и иных ведомств, доходные дома (для сдачи в наем), но и храмы. До сих пор каждый из них – истинная жемчужина, брильянт архитектурного творчества великих зодчих, приглашенных из-за рубежа и своих, русских.
Очень жаль, но чудный, будто кружевной, раскрашенный в нежных  голубом и белом тонах, с золотыми украшениями  Смольный (Воскресенский) собор удалось осмотреть только снаружи. Не трудно было представить, что внутри его убранство еще более великолепно. Основала монастырь Елизавета Петровна, дочь Петра Великого (архитектор Растрелли). При Екатерине 11 двухэтажные здания, где находились монастырские кельи и служебные помещения, передали училищу девушек-дворянок. Позже его назвали Смольным институтом благородных девиц. Павел 1 перевел монастырь за город, и весь архитектурный ансамбль достался институту.
Главный Морской Никольский Богоявленский (Святителя Николая Чудотворца) собор  осмотрели, не заходя, во время вечерней экскурсии. Он тоже Елизаветинских времен. В тех же голубом и белом тонах, с пятью золотыми,  будто двухэтажными (над массивными  возвышаются  малые) главками, множеством колонн. Крыша – зеленая. А высокая колокольня (этажей не меньше пяти) стоит отдельно, как бы встречает прихожан у длинной широкой аллеи, ведущей к храму. Над всеми главками, включая ту, что на колокольне, кресты на высоких тонких золотых шпилях.
Дважды подъезжали на Набережную канала Грибоедова, но попасть в храм Воскресения Христова (Спас на крови) не смогли, слишком много было туристических групп.  Наша экскурсовод, между тем, поведала об истории строительства храма. Он возведен на месте, где террорист смертельно ранил государя Александра 11. Выдвинутый на бетонной платформе в канал, храм, будто корабль, готовый вот-вот уйти в плавание. Впрочем, построенный в стиле московских и ярославских церквей, этот собор мне напомнил храм Василия Блаженного в Московском кремле. Стены из красного кирпича почти сплошь украшены разноцветной мозаикой (ее площадь более семи тысяч квадратных метров). Подобие деревянных резных изделий, будто кружева, отделяют основную часть здания от верхней, как оборки по талии - наряд богатой боярышни. Купола возвышаются над башнями разной величины, представляющими собой сплошные (одна за другой)  оконные или террасные арки. Все здание очень причудливо украшено и напоминает прекрасную шкатулку – работу ювелира-великана. А от куполов просто не отвести глаз. Пять из девяти куполов и шатров покрыты ювелирной разноцветной эмалью и очень похожи на головной убор богатого восточного правителя. Истинное чудо и узорчатая кованая ограда вокруг храма.
   Его строили 40 лет
Об Исаакиевском соборе посмотрела перед поездкой тематическую телевизионную передачу. Поэтому многое из того о чем рассказывала экскурсовод, было мне известно. Тот, что украшает центр Санкт-Петербурга сейчас, третий и строили его  40 лет. Под первый по приказу Петра Великого переоборудовали большой чертежный амбар. Спешили, потому, что на Невских верфях в 1706 году работало 10 тысяч человек, а помолиться им было негде. Через год соорудили первую церковь, деревянную, из крупных бревен. Назвали в честь небесного покровителя царя-Петра – Исаакия Далматского.
Неудачным оказался второй собор, построенный по велению Павла 1. На впечатляющем цоколе из мрамора поставили простенькое сооружение из кирпича. Оно не гармонировало с парадным обликом центра Петербурга. Александр 1 объявил конкурс и выбрал лучший проект молодого французского архитектора Морферана, выполнившего главное условие самодержца: сохранить уже освященные три алтаря. Но на окне главного алтаря сделали прекрасный витраж: Воскресение Христа. Купол огромен: высотой в 101 метр и диаметром в 21,88 метра. Он для облегчения конструкций сделан из металла: 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Снаружи он покрыт плотно прилегающими друг к другу медными позолоченными листами. Внутри расписан лучшими художниками того времени под руководством Брюллова. Сюжет такой: Богоматерь в окружении святых апостолов.
Здание оказалось гораздо мощнее, чем я ожидала. Строили его 400 тысяч человек, многие погибли здесь от непосильного труда и плохих условий работы.   Колонны из гранитного монолита (48 штук), почти в два метра диаметром. Они как бы отталкивали своей громоздкостью: близко стоять – не хотелось. Зал от пола и до   высоких сводов украшен так роскошно, что на какое-то время теряешься. Подобное ощущение было в Эрмитаже, где повсюду блистало золото. Кстати, на убранство Исаакиевского собора  пошло 400 килограммов золота, 1000 тонн бронзы, 16 тонн малахита, более 11 квадратных метров драгоценного лазурита. Малахитовые и отделанные лазуритом колонны на вид – цельные. На самом деле они из другого материала, а  просто покрыты тысячами тонких драгоценных пластин, но так мастерски, что соединений невозможно заметить. 
С 1990 года по воскресеньям и в праздничные дни в храме проходят церковные службы. Собор до сегодняшних дней остается музеем. В 1922 году большевики изъяли из собора для голодающих Поволжья 48 килограммов золотых изделий и более двух тонн серебряных украшений. С 1931 года в Исаакиевском соборе работал музей антирелигиозной направленности. Сейчас здесь исторический музей. Один из его экспонатов - бюст архитектора Морферана. В годы Великой Отечественной войны здесь хранили ценные экспонаты, вывезенные из музеев  пригорода Ленинграда. От бомбежек храм пострадал. На одной из колонн так и осталась в верхней части большая вмятина, как незаживающая рана.
 В теплое время года туристы поднимаются на колокольню, с которой открывается чудный вид на Неву и город. Но в январе,  при атмосферной температуре почти в минус  десять градусов,  сильном ветре и мелком, хотя и редком, снеге сделать это отважились единицы.  Они устали, ведь лифта нет, а ступени обледенели, и разочаровались: снег не позволил  насладиться панорамой города.
Главный храм Санкт-Петербургской митрополии
В Казанский, главный собор Санкт-Петербургской митрополии, нам назначили время посещения вечером, в Рождественский сочельник. Видели бы вы, какое море людей было тем памятным вечером в Казанском соборе и вокруг него!
Просто храмом назвать его не поворачивается язык. Это какое-то гигантское необычное сооружение (высота – 71,6 метра, и купол поднимается на 17 метров, внутренняя протяженность -  более 72 метров). Внешний вид непривычный для русского зодчества,   в нем что-то итальянское (а архитектор русский – Воронихин).  Поняла, что меня смущало и настораживало в его облике: перед главным входом – овальное подобие террасы из многочисленных колонн, накрытых плоской крышей с замысловатым ограждением по краям. Оказалось, что прототипом Казанского собора стал собор Святого Петра в Риме.
Очень жаль, что время осмотра было ограничено. Тем не менее, после того, как гид закончила свой рассказ и провела нас по самым важным уголкам главного зала, нам еще дали 30 минут на то, чтобы поставить свечи, заказать молебны. К главной святыне города – иконе Казанской Богородицы, принадлежавшей еще матери царицы Анны Иоанновны,  близко подойти не удалось. Проход к ней закрыли на время Божественной литургии. Но и с почтительного расстояния  были видны грустные, проникающие в самую душу, вселяющие надежду на лучшее глаза Богородицы. Рассказ экскурсовода о великом покровительстве Богоматери прочно врезался в память. Еще Петру Великому святитель Митрофан (Воронежский) сказал, что град святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью. Пока ее Казанская икона будет в городе, его не взять врагам. Так было на протяжении многих веков. Из Казанского собора уходил бить Наполеона Кутузов. После молебна на его голову возложили святыню.  Серебряный иконостас   отлит из серебра, которое награбили в Москве наполеоновские солдаты.   Казаки Донского войска отобрали у врага награбленное и принесли в дар Казанскому собору. Во время блокады Ленинград обошли вокруг крестным ходом с Казанской Иконой Божией Матери. В храмах шли постоянные молебны. Да, Красная армия защищала город. Но и в силу молитвы народной, в заступничество Богородицы  петербуржцы верят.
До революции Санкт-Петербург был столицей всех мировых религий, имеющих свои отделения в Российской империи. Он и сейчас остается одним из самых многоконфессиональных городов мира. Кроме многочисленных православных церквей, здесь находятся самые северные в мире мечеть и буддийский храм. Есть также  армянская (григорианская) церковь, лютеранские, католические, иудейские храмы.  Особенно интересны: костел Святой Екатерины (главный католический храм), большая хоральная синагога (в мавританском стиле), храм Калачакры (Колесо Времени, тибетский) и соборная кафедральная мечеть (спроектирована по образцу усыпальницы Тамерлана).


Рецензии