Цветочное счастье

Даже имя ей дали какое-то воздушно-невесомое - Лия. Так могли бы звать фею в сказке, волшебницу в балладе, принцессу в романе... словом, существо столь прекрасное, сколь и несуществующее. Да и походила она скорее не на современную девушку из мегаполиса, а на Смолянку 19 века. Ну, кто и как еще может в современном мире выжить без сотового телефона, без соцсетей и проверяя электронную почту раз в два-три дня? Кто еще предпочтет проводить часы в библиотеке, вместо того, чтобы за пару минут найти все необходимое в интернете? Возможно, таким чудесам способствовала жизнь вдвоем с бабушкой, в старинном небольшом особняке, чудом избежавшим сноса и реконструкции? Поговаривали, что когда-то этот особняк принадлежал бабушкиной семье, но ни сама бабушка, ни Лия на этот счет не распространялись.
Бабушка Лии гордилась внучкой. Будучи сама известным искусствоведом, она очень радовалась, что Лия выбрала "науку-соседку" - филологию, и верила, что в этой сфере внучка будет счастлива. Если же недобрые люди острили, что, мол, девушка-филолог в сегодняшнем мире - это не просто ходячий анекдот, а истиное несчастье, бабушка без тени раздражения отвечала:
- От соприкосновения с прекрасным несчастья не происходят.
Над Лией часто посмеивались за ее несовременность, подшучивали над ее косами и длинными платьями, над ее старомодными манерами, и над тем, что она живет по советам бабушки, которая застряла где-то в эдвардианстве.
В их доме время, и впрямь, остановилось. Не было телевизора, ни даже радио, зато почетное место в гостиной занимал рояль, и не менее почетные места - многочисленные книжные шкафы и полки. Подруги Лии приходили в их дом, как в музей: тяжелая резная мебель, картины в тускло-золоченых рамах, большое овальное зеркало в прихожей, коробки с бабушкиными шляпками, перчатками и вуалетками, разные памятные безделушки, вроде флакончиков с уже еле уловимым и каким-то нездешним ароматом, старых открыток, брошек, салфеточек... Обстановку никак нельзя было назвать роскошной, но любовь к изяществу и тонкий вкус обитательниц чувствовались во всем.
Но самым притягательным для подружек Лии, были ее акварели и ее редкое умение - она могла засушивать цветы так, что они благоухали даже сильнее, чем в пору своего цветения. Лия никому не раскрывала свой секрет, говоря, что в их семье он передается через поколение, от бабушки к внучке. Кто выдумал такую традицию, сейчас уже никто не знает, но раскрыть секрет Лия сможет только своей внучке.
Засушенные цветы лежали почти во всех книгах, в ящиках стола, стояли в крохотных вазочках, висели приколотыми к шторам, и весь дом благоухал таким нежным, тонким ароматом, словно в доме цвел невидимый дивный сад.
Свои акварели Лия не ценила. Она складывала их в старую кожаную папку, и каждый мог выбрать себе любую и забрать с собой.
Но еще невероятнее было то, что если Лия сама дарила кому-то свою акварель и засушеный цветок, то с человеком происходило что-то очень хорошее. Сама Лия говорила, что здесь уж совсем нет никакого волшебства, а просто каждый подарок она делает с нежностью и добрыми пожеланиями, а бабушка только отмахивалась:
- Выдумали себе! Сказок вам не хвататет, вот вы их сами и сочиняете.

Лия не разделяла бабушкиного беспокойства по поводу подарков.
- Бабушка, ты же помнишь, что сказал учитель по рисованию? Фантазия хорошая, а техника слабая. Ну, какой я художник?
- Тут не в том дело, какой ты художник. - возражала бабушка. - Мне не нравится, что люди придают твоим простым подаркам какой-то мистический смысл.
- Да ведь ты сама говоришь, что им в жизни сказки не хватает, вот и придумывают себе чудеса.
- Людям проще поверить в любое чудо, нежели в Бога... - вздохнула бабушка. - А когда у них отнимаются эти чудеса, они этого не прощают...

На помолвку своей подруги Ирмы, Лия выбрала самые прекрасные и благоухающие из засущенных роз, и две акварели, которые считала лучшими. На одной из них изображен был зимний вечер в заснеженном городе. В домах светились янтарным светом окна, небо было фиолетово-серым, а по узкой безлюдной улице шли двое, взявшись за руки. А вторая акварель изображала беседку в саду, и там, в беседке, тоже угадывались две фигуры, склоненные друг к другу. Лия добавила к этому изящнейшее колье из опалов и завернула подарок в шелковую бумагу насыщенного изумрудного цвета. По части упаковки, Лии, с ее тонким вкусом и редкостным чувством цвета, не было равных. На всех праздниках ее подарки открывались с особой бережностью, так элегантно и изысканно они были упакованы.
Лия не любила многолюдные и шумные вечеринки, а потому совсем недолго пробыла у подруги. Она запомнила, как та светилась от любви и радости, как ахнула от восхищения, развернув Лиин подарок, как обняла ее и прошептала, что она теперь очень, очень счастлива!.. После этого Лия попрощалась и ушла: ей очень не хотелось оставлять бабушку на долго одну.
И так она не узнала, что после ее ухода, между женихом и невестой произошла ссора... Бедная Ирма проплакала всю ночь, а утром ее приехала утешать старшая сестра, увлекающаяся гаданием на картах Таро.
Разложив свои странные картинки и разглядев их со всех сторон, сестра заявила, что виной всему - порча и колдовство. И тут ей на глаза попались засушенные розы...
- Что это за веник? Это кто тебе его принес? - вскричала она, - Это та, что была в лиловом платье и с локонами? Которая живет с ненормальной бабкой? Да она же колдунья! Не зря она ушла так быстро! А вдруг эти цветы с кладбища? Это она на тебя порчу навела, я всегда знала, что они с бабкой - ведьмы! Сожги сейчас же эти цветы и эти рисунки - смотри, это же она специально вас двоих нарисовала! И колье это в огонь! Пусть ей все зло вернется сторицей!
Подарки Лии полетели в камин, а в полдень жених появился на пороге с букетом цветов и мольбами о прощении...

Когда Ирма не пригласила ее на свадьбу, Лия не придала этому большого значения. Она спокойно относилась к праздникам, часто отказывалась посещать их, и поэтому нисколько не удивлялась и не обижалась, если ее не приглашали. Мысленно она пожелала Ирме счастья, и решила поздравить ее, когда представится такая возможность.
Работа и учеба не только отнимали у Лии много времени, но и приносили много радости. И она, и бабушка больше жили в своем собственном мире, нежели в реальном, а потому Лия даже не сразу узнала, что почти все, кому она когда-то подарила акварели и засушенные цветы, постарались избавиться от них. Если раньше все говорили, что Лиины подарки приносят счастье, то теперь же все вдруг припомнили, что именно после получения подарка с ними случилось что-то ужасное. Идея, что благоухающие цветы принесены с кладбища, что через них наведена порча, и что недаром же Лия так упорно не открывала секрет засушки цветов показалась всем такой убедительной, что возьмись Лия оправдываться, у нее ничего бы не вышло. Ей дружно желали возвращения сотворенного зла сторицей, жгли душистые цветы и жгли акварели. Но обо всем об этом Лия даже не догадывалась, пока одна из подруг, Марта, не решилась ей все рассказать...

К ее удивлению, Лия восприняла эту новость совершенно спокойно. Она улыбнулась и сказала:
- Пойдем ко мне, я кое-что тебе покажу.
Когда девушки вошли в особнячок, где жили Лия с бабушкой, Лия провела подругу прямиком к камину. Возле него стояли небольшие деревянные коробочки с песком. Лия протянула подруге одну из них:
- Высыпай, только очень осторожно.
Девушка со всей бережностью высыпала песок на медную подставку, и в руках у нее оказалась... засушенная роза!
- Лия!.. - воскликнула Марта, - Но ведь это же твой секрет! Секрет, который ты можешь передать только внучке!..
Лия весело рассмеялась и погрозила подруге пальцем:
- Мы столько лет знакомы, а никто из вас так и не понял, что я очень люблю шутить! - она указала на другую коробочку с песком, - Возьми ее с собой, эту розу можно будет достать через неделю. Только держи ее в сухом теплом месте. А теперь иди сюда!
Лия подвела Марту к самодельному мольберту, на котором стоял большой лист акварельной бумаги.
- Я не художник, ты знаешь. И я ничего не знаю про то, как надо писать, у меня нет таланта. Все, что я знаю, это то, что акварель очень быстро сохнет, и поэтому работать надо тоже быстро. Не думай, просто рисуй. Представь, что у тебя закрыты глаза и ты рисуешь мысленным взором.
Марта и сама не заметила, как вместо белоснежного листа бумаги перед ней был уже изумрудно-зеленый фон, на котором горели красные маки. Когда она пришла в себя и с недоумением посмотрела на Лию, та снова улыбнулась:
- Вот ты и сделала подарок сама себе.

Поздно вечером, когда бабушка уже закрыла книгу, которую она читала перед сном, Лия села возле нее на постели:
- Помнишь, ты говорила, люди не прощают, если у них отнять сказку, и что они скорее поверят в любое чудо, нежели в Бога?.. Я об этом много думала, бабушка.
- И что же, Лиечка?
- Все в душе. Когда в душе вера и доверие, то человек получает подарок и радуется ему, и душа его начинает петь. А когда душа поет, то с человеком ничего плохого не может случиться, даже если подарок плох. Если ты сделал подарок от души и с любовью, то и вернется к тебе только любовь, и теперь уже твоя душа запоет, даже если тебе все вокруг желают зла.
Бабушка гладила внучку по руке и улыбалась.


Рецензии