Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертиз
Не секрет, что во время боевых действий наиважнейшим исполнением профессионального долга была и остается работа людей в белых халатах. Они первыми приходят на помощь бойцу сначала на поле боя, затем в госпиталях. Но что мы знаем о работе судмедэксперта?
С этим вопросом мы обратились к заведующей Шахтерским отделением судебно-медицинской экспертизы Ольге Ермишкиной.
- Работа судмедэксперта военного времени кардинально отличается от той же работы в мирное, - говорит она. - Когда длительное время ты находишься в подвале, а над головой рвутся снаряды, приходится мобилизовать всю силу воли, не дать расслабиться ни себе, ни всему персоналу, оставшемуся рядом с тобой. А когда в больницу поступают раненые – главная задача – спасти жизнь человеку, потом уже своя непосредственная работа.
В первые дни артналетов в 2014 город покинули многие жители, и это стало серьезным препятствием в работе. Когда в городе не работает практически вся инфраструктура, когда нет ни воды, ни света, ни газа, неподготовленный человек попадает в тиски проблем. А если обстреливают центр города – вдвойне трудно и страшно.
Естественно, никто не был готов к таким испытаниям. Мы не имеем права судить тех, кто выехал. Пусть это будут и простые рабочие, и учителя, и доктора. Все не могут уехать. В первые дни обстрелов перед многими встал вопрос: кто нас ждет? Остаться дома – значит, сохранить жилье, если в него не попадет снаряд. Остаться дома – значит, работать, если труд пока никто не может оплатить в виду многих обстоятельств. О сотрудниках медицинских учреждений – особый разговор. Младший и средний персонал остался на посту с первого до последнего дня военных событий.
Ольга Ермишкина, врач-судмедэксперт из Харцызска, в Шахтерске в первое время была обычной медсестрой, оказывающей первую медицинскую помощь.
Тогда, в августе 2014 года, рядом с родным городом горел Иловайск. В любую минуту снаряды могли полететь и в ее дом, а на руках двухлетний ребенок. Страшные трагические события совпали с очередным отпуском. Спасая жизнь ребенка, Ольга решила на время уехать к родителям в Шахтерск, где в то время было тоже неспокойно. Но как бы опасно ни было, с родными все равно спокойнее. Кто знал, что она отправляется в самое пекло? Весь август был напряженным. Случайно узнала, что в больнице нужна помощь. Разве она могла оставаться дома? Отдав ребенка в надежные руки родителей, с головой окунулась в работу.
Именно тогда на базе центральной больницы был открыт военный госпиталь. На тот момент это было жизненно необходимо: в больницу привозили раненых. Это были как мирные жители, так и военные. Проблемы обострялись тем, что в больнице не было хорошего анестезиолога. В силах медицинского персонала было только производить мелкие операции, перевязки, капельницы. Но и эти действия были своевременны и жизненно необходимы. Когда в больницу везли раненых из Кировского, Снежного, Тореза, разве могли отказать в помощи? Самых тяжелых приходилось отправлять в Донецк.
Однажды привезли семью раненых: отца и троих маленьких деток. Обработали раны, наложили шины и всех троих отправили в областное отделение травматологии для оказания более квалифицированной помощи. Трудно было без света, но медработники нашли выход из положения: подсвечивали мобильными телефонами. Главной задачей для безопасности сотрудников больницы была осторожность во всех действиях. Приходилось даже снимать рабочие халаты - украинские снайперы целенаправленно отслеживали людей белых халатах и стреляли.
События 2014 всегда трудно вспоминать, но из памяти не сотрешь яркие, значимые события, которые остались ли в памяти навсегда.
В то время столько событий произошло, что сейчас трудно квалифицировать, до какой степени они были яркими. Ведь жизнь каждого человека на вес золота, и задача медиков была - во что бы то ни стало сохранить ее. В один из дней Кировское подверглось сильному артобстрелу. Снаряды не разбирали, куда лететь. Пострадала церковь. Были раненые, среди которых оказался священник.
Ольга Ермишкина вспоминает, как однажды в больницу попал журналист. Узнав, что в морге находится украинский солдат, удивился, почему его родные не забирают. Решил исполнить свой журналистский долг и самостоятельно позвонил и сообщил о гибели солдата. Но в трубке ему грубо ответили, что не верят. Их сын не на войне и не может погибнуть. Пришлось хоронить как неизвестного украинского солдата.
Вот тогда возникла необходимость в квалифицированном судмедэксперте – Ольге Ермишкиной.
На новом месте пришлось все начинать с нуля. Собрав необходимый инвентарь, с 1 сентября 2014 открыли Шахтерское отделение судмедэкспертизы. Но это было не все. Встала проблема: где взять воду. Без воды работа медэкспертизы невозможна. И тогда с подвозом воды помог госпиталь. Приходилось совмещать две работы спасать раненых, и производить осмотры погибших. Не прятались за спины, не жаловались на трудности. Всем было тяжело. Но все выстояли.
Осенью 2014 года по долгу службы выезжали на место происшествия вместе с оперативной группой. Машины были разбиты, но еще были на ходу. Зачастую это была полуразбитая, раненая осколками старенькая машина с некоторым арсеналом оружия. Первым к местности и телу подходил сапер. Полностью обследовав и не обнаружив ни гранат, ни растяжек, давал добро на осмотр. Чувство страха? Конечно, было. Но что это по сравнению с тем, что происходило на передовой! Полностью разрушены поселки. На всем пути следования лежали разорванные снаряды, стояли сожженные танки. Все понимали, что лишний шаг может стоить жизни, поэтому: сначала сапер – потом судмедэксперт. Зная, чем может обернуться малейшая неосторожность, научились ходить по следам сапера.
Сколько мужества, выдержки и уверенности в поступках мы видим глядя на хрупкую молодую женщину. Каждый человек, выполняя свой профессиональный долг, наделен этими качествами. Но быть судмедэкспертом – работа не для слабонервных. Тем более, во времена интенсивных обстрелов.
- Сегодня в больнице работает тот же персонал, который в 2014 стал свидетелем военных событий и который стойко перенес все испытания войной. В таком коллективе работать – подарок, - улыбается заведующая отделением Ольга Ермишкина. – Хочу всем жителям Донбасса пожелать мира. Чтобы наши дети не боялись взрывов, а мы не боялись потерять их и потерять надежду, - сказала она.
Проект отдела социально-информационных проектов Мининфо ДНР
Автор текста Ирина Горбань
Свидетельство о публикации №219012100460