Для себя

Есть темы для разговора, где опереться на факты нам не придётся, видимо, во все времена. Тут можно положиться только на здравый смысл, но тоже с известной степенью относительности: здравое со временем иногда может оказаться неубедительным.
Вот хотя бы возьмём тему конечности и бесконечности Вселенной. Глобальная по значимости и масштабам проблема. Казалось бы, сам факт глобальности должен вызывать в нас на сей счёт единодушное мнение, но… одни настаивают на конечности Вселенной, другие утверждают её бесконечный статус. А ведь определиться в этом вопросе нам давно бы пора, потому что от этого зависит, насколько твёрд фундамент под нашим мировоззрением относительно космоса: объективен он или весьма зыбок. Опереться же здесь в выборе правильного решения фактически не на что, и вся нагрузка ложится на здравый рассудок. Так или иначе, при разрешении этой дилеммы мы попросту оказываемся в плену предпочтений, а не доказательной базы фактов.
При утверждении об ограниченной в пространстве Вселенной сразу же возникает естественный вопрос: что и как ограничивает вселенскую материальную наличность, что за таинственная сущность подпирает её со всех сторон, ограничивая в пространстве? И этот простой и незамысловатый вопрос сразу же убивает возможность дальнейшего обсуждения темы под данным углом зрения. Как-то поколебать здесь здравый рассудок не находится веских аргументов. А словоблудие – не аргумент, даже в математической упаковке.
Признанию же бесконечности (безграничности, безмерности) Вселенной ничто вроде бы не препятствует, кроме известного психологического момента: это понятие вкупе с вечностью как-то не укладывается в нашей черепной коробке. Реальная действительность подаёт человеческой практике только конечные и совсем не вечные объекты (т.е. ограниченные в пространстве и времени), а тут приходится замахиваться на безмерное и не имеющее границ во времени. Это смущает наш практичный ум, он с подозрением относится к подобной как бы абстракции. Хотя сие утверждение вовсе не абстракция. Ибо бесконечное есть лишь всего-навсего сложение конечного. Этим выводом и удовлетворимся, дабы окончательно утвердиться в объективном характере статуса бесконечности. Надо просто принимать и привыкать к истинам, которые не подлежат формальной проверке.
Глобальное событие, которое способствовало появлению жизни вообще и человечества в частности в нашем уголке Вселенной, современная наука называет «Большой взрыв», произошедший около 15-ти миллиардов лет назад. Этот взрыв в нашей метагалактике сотворил миллиарды галактик, в каждой из которых миллиарды и миллиарды звёзд. Среди них находится и наша Галактика, в которой расположена Солнечная система, состоящая из звезды (Солнце) и ряда планет, одной из которых является наша Земля.
На примере анализа Солнечной системы напрашивается вывод, что Большой взрыв закономерно приводит к появлению жизненных форм на некоторых планетарных объектах, где условия внешней среды складываются благоприятно для развития жизненного цикла. Именно таким объектом явилась наша планета Земля, где интенсивные химические преобразования её структуры привели в конце концов к возникновению жизненных форм. А жизнь - уже предтеча разума.
При том громадном количестве космических объектов, возникших в результате Большого взрыва, естественно предположить наличие в тех или иных галактиках (их миллиарды!) планетарных образований, подобных нашей Земле, где условия внешней среды способствуют развитию жизненного потенциала. Даже в нашей Галактике не исключено присутствие жизненных форм (наряду с нами): в ней тоже миллиарды звёзд, многие из которых подобны нашему Солнцу и, следовательно, могут быть носителями того или иного числа планет.
Уже при нынешнем развитии нашего разума мы способны понять и осмыслить то непреложное обстоятельство, что человечество в безбрежном космосе не единственная разумная структура, а лишь наряду с другими. Безусловно, редкими и исключительными, ибо безграничные просторы Вселенной позволяют ей так рассредоточить носителей разумного начала, что встречи их друг с другом выглядят достаточно проблематичными. Как из-за громадных расстояний, так и из-за скоротечности самих жизненных процессов. Вот и создаётся ложное впечатление, что мы в космосе одни, отчего, образно говоря, упираемся в себя, как в стену: видим только себя, заняты только собой, толчёмся возле земного корыта. А в голове у многих из нас к тому же самая настоящая каша из наивных представлений о сотворении мира и человека Богом – по образу и подобию своему. Впору бы провалиться под землю от стыда перед собственным разумом…
Конечно, для сотворения всего и вся, в том числе и жизни, никакого божественного промысла не надо: вечная Вселенная сама по себе Бог и творец высочайшей категории. Своими условиями внешней среды (физическими процессами) она исторгает из себя всё – от нейтрино до разума.
Слабость и ущербность нынешнего состояния человечества заключается в том, что его внешняя материальная среда заслоняет собой его внутреннюю духовную основу. Мы фактически игнорируем космическое духовное поле, которое невидимо глазу и которое творится суммарными усилиями всех носителей разума во Вселенной, в том числе и небезызвестным человечеством.
Чем же так необоримо разум прельщает Вселенную? Ведь по сути дела, Вселенная существует ради того, чтобы сотворить в своих недрах разум. Т.е. его конкретных носителей в лице нас – человечества – и многих других представителей разумной элиты, о которой можем только догадываться.
Солнце, звёзды дают миру внешнее, физическое освещение, благодаря которому мы видим окружающую действительность во всём объёме и красе. Разум даёт миру другое освещение: внутреннее, глубинное, духовное, недоступное физике простой световой волны. Разум – это свет мысли, который не знает препятствий и пронизывает – познаёт! – всё, с чем неумолимо и неуловимо соприкасается. Свет познания и сотворила природа в лице человека. Мы сами непосредственная часть природы, плоть от плоти её. Творя нас, она творит, как видим, самопознающую сущность. Ведь бессмысленно и никчёмно выглядела бы природа (Вселенная) без разумного начала. Она не знала бы даже о своём существовании, не говоря уже о всём том многообразии физических процессов и явлений, которыми она проявляет своё бытие. При том же наличии всего сущего, которым располагает мир, без разума и вне его всё это как бы погружается в кромешную темноту: мир тот же, а освещения его нет. Вот чем дорог для природы разум, вот чем он ей необходим, вот в чём состоит его неизбежность и атрибутивность.
Так что на просторах Вселенной все мы, людское племя, вовсе не есть игра случая, а воля железной необходимости. Самое ценное и исключительное творение из всего того, что природа носит в себе.
На фоне лепета о заносе на нашу планету спор жизни из космоса, предложенные здесь суждения могут показаться слишком кардинальными и неординарными. Но… мы усугубим наши выкладки ещё одним любопытным замечанием, которое тут прямо-таки напрашивается.
Итак, природа (Вселенная) вечна и бесконечна. Разум – её производное и самое высшее и совершенное достояние. Он тоже вечен! И здесь логично сделать не самое заурядное умозаключение из всего того, что выдумано человеком: вполне обоснованно можно ввести в нашу практику понятие о разумной вечности.
Разумная вечность. В этом понятии всё чётко, ясно и глубоко, в дополнительных объяснениях нет никакой необходимости. Каждый найдёт здесь что-то своё, откроет уголок для своих мыслей. Не будем мешать этой работе на духовной ниве.
Свет разума озаряет и одухотворяет вечность.


Рецензии