Как ребенок понимает, что его любят и ценят?

Я часто слышу от родителей фразу: "Конечно, мы его любим! А как иначе?!", или "Любая мать любит своего ребенка". Педагоги сообщают родителям:"Ваш ребенок меня не слышит, решайте с ним эти проблемы!" Действительно, многие родители заботятся о своих детям, учителя занимаются с учениками в меру своих возможностей. Однако в силу малой осознанности также многие из них не способны к любящему и поддерживающему контакту с детьми. Для одних выходом будет начало наблюдения за собой, чтение нужной литературы и общение с единомышленниками, и все же для большинства рекомендована коррекционная работа с психотерапевтом, т.к. личные детские травмы и устоявшиеся стратегии поведения практически невозможно вылечить и осознать в одиночку.

Некоторое  поведение взрослых людей дети воспринимают особенно чувствительно в раннем дошкольном и школьном возрасте, а многие травмированные взрослые и в свои 30-40-50 лет! К сожалению, мужчины и женщины часто не помнят собственных детских потребностей и чувств. И к счастью, они могут их вспомнить, прислушавшись и присмотревшись к ребенку, малышам, к их проявлениям и желаниям. 

Как ребенок понимает, что его любят?

• С ним часто ласково разговаривают
• Его искренне обнимают и целуют («обнимашки» просто так)
• Ему говорят слова любви
• Ему уделяют внимание КАЖДЫЙ ДЕНЬ с полной включенностью (минимум от 30 мин. до пары часов, по возможности)! Это и вечерние ритуалы (книги, шутки, игры, душевные беседы), и совместный отдых на выходных, и совместные приемы пищи, и т.п.

Как ребенок понимает, что его принимают и ценят таким, какой он есть?

• За ошибки не наказывают (в том числе обидой, "игнором", критикой), а показывают альтернативный вариант, помогают увидеть последствия выборов!
• Его присутствию радуются в хорошем расположении духа.  В тяжелые моменты объясняют, что есть сложности, которые решаются, а он все равно ценен и важен, даже если плохое настроение у взрослых и времени/желания на веселье нет.
• Его особенности и слабости не высмеивают! Делая акцент на сильных качествах характера, слабые можно развивать, создавая соответствующие условия жизни, учебы, отдыха.

Как ребенок понимает, что его поддерживают?

• Если он просит о помощи, ему её оказывают в любом возможном варианте тех имеющихся ресурсов, которые есть у взрослых.
Примеры. Вместо «сейчас нет времени» - скажите, когда оно будет; вместо «я не могу этого сделать» - объясните, почему и скажите, что можете сделать вместо этого?; вместо  «Ты что, вообще что ли?» - скажите, что именно вас возмущает или удивляет  в просьбе/требовании и объясните, почему вы не готовы именно так сейчас его поддержать.
• Когда ребенок что-то рассказывает, его слушают, активно слушают. Если не умеют, этому учатся на специальных семинарах и самостоятельно.
• Когда ребенок плачет, взрослый может обнять или просто быть рядом, опять же применяя активное слушание и «отражая» чувства ребенка. Нацелившись на такую задачу, взрослый, который испытывает злость или возмущение рядом с плачущим ребенком, легче справится со своими отрицательными эмоциями и поможет ребенку прийти в состояние равновесия, сохранив с ним контакт.

Как ребенок понимает, что он интересен, умен и способен на достижения и поступки?

С самых ранних лет дети выражают себя самыми разными способами: словами и звуками, поведением, чувствами, выражением лица и мимикой, реакцией на ситуации.  Все это творчество взрослые могут или критиковать и осуждать, не замечать, или ценить и любить!

• Первые слова, шаги, пробы новой деятельности поддерживаются взрослыми, поощряются их словами и одобрительной интонацией голоса.
• То, что ребенку с первых раз не по плечу, осваивается совместной деятельностью со взрослым, который постепенно передает  ему часть ответственности за дело до полной самостоятельности. 
• Идеи ребенка принимаются взрослыми, его мнение учитывается и рассматривается. Так он чувствует свою значимость и в будущем верит в то, что может участвовать в создании мира (и многого чего еще)!
• Когда у ребенка что-то здорово получается сделать, сказать, показать, взрослый  радуется и восхищается, показывая свои чувства и разделяя успех!

Уважаемые настоящие и будущие родители, педагоги! Если во время контакта с ребенком у вас возникают чувства пренебрежения, стыда, зависти, злости (ярости), вины, бессилия, осуждения и вы понимаете, что вот-вот начнете «нападать» эмоционально, психологически (физически) на беззащитного ангела, пожалуйста, остановитесь!

Дело не в ребенке, а в вас самих!  Найдите время и деньги, чтобы поработать со своими эмоциями и внутренними конфликтами! Наши дети должны расти более здоровыми и более счастливыми! Давайте будем осознанными родителями и учителями!

//Больше информации в моём ТГ-канале: t.me/uchitsya_lubit


Рецензии