Маша и Медведь

Маша и медведь.
Заонежская сказка, записанная в Шуньге от Марии Степановны Медведевой, пересказанная на заонежском диалекте Сухоносовой Людмилой Алексеевной.
(Сб. «Заонежские сказки». Петрозаводск, «Карелия»,1986, стр.187-188).

Жили стАрик со старУхой, и У гих бЫла внучка Машенька, послухмЯнна девушка.
- Дедушка, бабушка, спустИте мЕня с подружкамы в лес по ягоды.
- Пой, внученька, только нЕ заблудись, от подружек нЕ отстань.
И пОшла Она с подрУжкамы в лес по ягоды. В лИсях рОзошлись. Одну ягодИну бЕрешь, а дрУга смотрится…Подружки уесовУлили впЕред, аукались, аукались, а Она остАлась, подружки-дОмой, а Ю  оставили. Она шла, шла, шла и зАшла в фатЕрку.
-Лей, в фатЕрке-то не прИбранось, верно, большУхи нету, прИберусь.
Только поу выпахала, прихОдит  мЕдведь-хозяин.
-Кто в мОей Избы прибрАуса?
-Я.
-ТЕперь я прИнесу зЫбку, будешь мЕня кАчать.
Ну, прИнес зЫбку, сам лег, Маша качАт, бАйкат, а он Один глаз зАкрыу, а дрУгим смотрит нА ю. Она и гОворит:
-Отпусти мЕня на Уличку пОиграть в щЕпочки.
-ПОди, пОди, пОиграй, да дОуго нЕ ходи.
Но, Она и побежАла на Уличку. Там овЕчки набежАли:
-Девушка, сАдись, Машенька, сАдись, мы тЕбя к бАбушке с дЕдушкой свЕзем.
Машенька села на сАму большУ овЕчку, овечка потащИла, полИвкала.
Да мЕдведь как услЫшау, нАбежау. Машеньку схвАтиу и обрАтно Унес.
Но, Опеть заставлЯт ю кАчать.
Машенька Опеть качАт да бАйкат. КачАт, качАт, пИсенку мурАйдат, он зАтым засыпАт, а Она Ёга спрАшиват:
-Можно мнЕ-ка на Уличку схОдить, в щЕпочки пОиграть?
-Поди, да не задлЯйся.
Но Она и пОшла. ПрикалАйдали корОвушки. КорОва и гОворит:
-Садись нА меня, к бАбушке свёзу.
Она сЕла, зА рога захватИлась, корова побежала, да не тут-то было, мЕдведь услышау да как хапнет. Дак Опеть прИволок в фатЕру, Опеть кАчать нАп, заставлЯт. Она бЕдна сИдит головУшка повЕшена, качАт, бАйкат, а он засыпАт да дремлет. Но потудЫек Она гОлосит:
-Отпусти мЕня на Уличку побегать, в щЕпочки пОирать.
-Но, пОди, да ведай, дОуго нЕ ходи, да Опеть нЕ уезжай, смОтри.
-Не, сигодни уж не уеду.
Но только вышла на улицу, лошадИща как набежали, Одна быстра-пребыстра:
-САдись, Маша, я прЫтко бегаю-мЕдведь не догОнит.
Маша села, за гриву схватилась! Медведь выскочиу, да не тут-то было. НЕ догнау Машеньки. Машенька-дОмой. Дедка с бабкой обрадовались:
-Куколка ты наша, как мы пО тебе плакали да горевали. Слава тебе Господи, что ты явилась-то. Больше мы тЕбя в лес не спУстим никОуды. Вот так. 

Словарь
Зыбка - люлька.
МурАйдать - тихонько петь.
НикОуды - никогда
Не задляйся - не задерживайся.
ПолИвкала - быстро пошла, побежала
ПослухмЯнна - послушная
ПотудЫек - после
ПрикалАйдали - пришли, звеня колоколами
Прытко- очень.


Рецензии