Г. Б. Удинцев. Над клокочущим Южным океаном

Я видел вселенское зло.
Я всякого видел немало.
И гнуло меня, и ломало,
и всё-таки мне повезло.
 
Мне дружбу дарили друзья,
и женщины нежно любили.
Меня на войне не убили,
мне даже и тут повезло.

Юрий Левитанский

Две строфы из стихотворения Ю.Д. Левитанского очень подходят к биографии Г.Б. Удинцева. Будто написаны оказались специально для него, фронтовика и ученого.  Повезло всем, кто был дружен и просто знаком с этим сильным и мудрым человеком. Даты бывают разными... печальными и радостными. Главное - наша память, светлая память!

===

Исполнилось два года со дня ухода в мир иной Глеба Борисовича Удинцева. Как быстротечно время! Отрадно, что судьбами представителей рода Удинцевых заинтересовался Дмитрий Шеваров, который окончил факультет журналистики Уральского государственного университета им. Горького. Получается, что тонкими нитями связана его жизнь с Екатеринбургом, родиной предков Глеба Борисовича. В настоящее время является он обозревателем «Российской газеты» и ведущим рубрики «Календарь поэзии» в еженедельнике «РГ-Неделя».

На этот раз в Российской Газете от 10 января 2019 года (толстушка) журналист разместил эссе под названием "Братство Соломенной Сторожки. Как в 1941-м уходили на фронт потомки русского классика Мамина-Сибиряка".

Одновременно в журнале Родина (№1 за 2019 год) появилась его же статья: "Рождественская звезда над соломенной сторожкой. Запретное стихотворение Бориса Пастернака вернуло советским людям светлый праздник", где вновь всплывает фамилия Удинцевых.

Обе статьи можно прочитать в сети, набрав их названия.

===

Долгое время Глеб Борисович вел дневниковые записи. Было, что записывать. Жизнь его выдалась напряженной, богатой путешествиями. К тому же - это  семейная, или скорее родовая традиция. Сейчас дочь его, Ольга Глебовна, перепечатывает записки отца. Торопится. Хочется ей опубликовать еще одну книгу. На этот раз посвященную памяти отца. С ее согласия предлагаю читателям небольшой отрывок из эпистолярного наследия видного океанолога-геоморфолога.

"Над клокочущим Южным океаном, несутся снежные вихри, разгулялась вьюга и засыпает снегом палубы нашего судна, слепит окна ходового мостика и мириадами колючих звездочек наполняет протянувшиеся вперед лучи судовых прожекторов. Снежные вихри крутятся в мертвенном свете, вспыхивают и угасают, уносясь в ночной мрак. Растут сугробы в уголках палубных надстроек. Свист ветра то нарастает, то затихает, следуя налетающим порывам вьюги. За одним из окон мостика, обращенных в сторону кормы, сиротливо жмется к стеклу белая птица, нахохлившаяся и с трудом собирающая в укрытие своего тельца раздуваемые ветром перья. Ураганные вихри унесли её с одного из пронизанных арктическими ветрами скалистых островов и прибили к зыбкому пристанищу – стальной коробке нашего судна. Вздыхает и стонет стальная многотонная громада, сверкает в ночной тьме огнями прожекторов и дает бедолаге-пичуге передышку в борьбе с безжалостной стихией.

Нос судна то вздымается высоко над гребнями волн, то падает вниз, и очередная волна накатывается на него, опрокидываясь вспененной горой. От удара волн вздрагивает и стонет корпус судна, захлебываясь рокочут гребные винты, когда корма вздымается над волной, и корпус корабля дрожью отзывается на их натужный упор. Вздымаются и падают гребни волн, вздымается и падает в водяную пучину нос нашего судна, и так час за часом, день за днем, ночь за ночью".

Несомненно, обладал Глеб Борисович литературным даром, даром повествователя. Расположенные выше фото сделаны во время описываемых событий. Жизнь есть везде. Даже возле бушующего океана. Завораживают и текст, и фотографии.   
 
Первое сообщение: http://www.proza.ru/2017/01/15/739


Рецензии