Иоанн и Пётр. ч. 4 Проблемы композиции Евангелий

За последние 5 дней я ещё 3 раза прочитал Евангелие от Иоанна и сделал карты-конспекты по каждой главе. Поднял попутно много разного материала. В процессе - сходил в церковь - исповедался, причастился, сказал о том, чем занят: никаких возражений не было. Продолжил. Наоборот, на службе в Храме со мной было небольшое чудо личного свойства, потому вот и пишу.

В четвертом Евангелии люди путаются со страшной силою, всё время идёт шепоток, что оно, мол, самое сложное и не для средних умов. Христианство, вообще, затея НЕ ДЛЯ СРЕДНИХ УМОВ. Иначе уже все жили бы в Царствии Божьем.
Итак простые вещи, которые следует знать:

Пролог "В Начале было Слово..." сообщает нам в том числе о Единстве Макро и Микро космического, и ещё много о чём, но это повод читать его как отдельную главу. Ин.1-14. Дальше идёт строка "Иоанн свидетельствует.." Это Иоанн-Креститель, и это могло сыграть роль в названии самого текста, ибо я не думаю, что для автора дело в игре слов. Типа один Иоанн, второй - Иоанн, и так далее. Сюжет построен так: Чудеса описаны очень серьёзные, но их весьма мало. Перемещения в основном по линии Галилея - Иерусалим от Первой Пасхи до Третьей, которые подчёркнуто называются Иудейскими. Из чего я понимаю, что Поликарп Смирнский знал именно Автора. Про вторую Пасху нет упоминаний о визите в Иерусалим. Про Галилею у автора меньше сильно, чем про Иерусалим и окрестности. Чудеса актуальны только как подтверждение ранее сказанных слов Иисуса Христа. Ибо слова находящийся в Нуминозном состоянии человек может говорить просто необыкновенные, и гениальные, а вот ДЕЛА ДЕЛАТЬ соответствующие может только имеющий СИЛУ, у Автора нет никакой ошеломлённости чудесами - трезвяк полный, а вот соотнесённость "слово и дело" очень подчёркивается.

В главах 3, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19 Чудес, как таковых, просто НЕТ. А это, заметьте - половина текста. Мало того, с 14 по 17-ю главы это сплошной текст без сюжета, как например, в "Лотосовой сутре".  Да, есть в каждой главе с сюжетом факты ВСЕВЕДЕНИЯ Господа, как просьба встретить кого-то, кого не знаешь; найти ослика, который уже ждёт своего триумфального входа в Иерусалим за пол-дня до прихода Иисуса; кого-то видел под смоковницей на изрядном расстоянии; знал, у кого сколько мужей было; кому-то предсказал отречение и так далее. Это не Чудеса, например, для меня-))) Это свойство Божественного Сознания-)))) Богоявление в 1 главе - это не Чудо, а некий ожидаемый и не очевидный для большинства современников знак.

Первое Чудо в Евангелии от Иоанна Иисус совершает по просьбе Матери. Это чудо превращения воды в вино. Далее вся команда идёт на Первую Пасху Служения в Иерусалим. Там Он гоняет торгашей в Доме Божьем и видно, создаёт проблем семье.-) Это 2 глава. Далее, Исцеление сына царедворца, 4 глава. Оба чуда - Галилейского производства. Далее - субботнее исцеление расслабленного у купальни - 5 глава. Далее 6 глава - Чудо окормления Пяти тысяч 2 рыбками и Пятью Хлебами, ну и по воде дошел до лодки - дела задержали. И чудо про 5 тысяч накормленных - осмысленно лишь в подтверждение слов "Я есмь Хлеб Жизни." Сказано-сделано. Мультипликацию хлебов не предлагать - всё сложнее. Далее, глава 9 - сказал же "Я есмь Свет миру!" - исцелил слепорожденного в субботу, странной гомеопатией, кстати.-) И "не может грешник таких чудес творить", и гомеопатия на "толстокожих" не работает - факт -). Далее кулиминация всего - ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ. Так чтобы это не было подъёмом "зомби". Потому что речь о совсем ДРУГОМ. 11 глава. Далее - шесть глав без чудес. Кроме фактов всеведения. В 18 главе нет чуда возвращения на место рабского уха, потому что внимание свидетеля могло быть отвлечено на непроизносимые вещи в тот момент. Просто когда Иисус говорит "Это - Я" - всех сносит на десяток метров. Это не чудо, это Сила Духа.-) 19 глава - вся целиком про Силу Духа в Человеке. 20 глава - ВОСКРЕСЕНИЕ. Тут как бы ясно. И опять за своё - явился "Ноль-Транспортировкой" в дом Лазаря.-) 21 глава - рыбы ребятам подогнал напоследок. Аж 153 штуки.

Господи, если бы было так всё просто! В некотором смысле всё так и есть. Но только в некотором. Это описание - ФИГУРА , как Гештальтисты говорят. Можно выделять разные фигуры в повествовании, а остальное будет тогда ФОНОМ. Что фон в данном случае? Добрая традиция Субботних Чудес, постоянное указание на время в данном Евангелии - на время года, время праздника, время суток. Автор говорит - я там стоял - на часы смотрел! Это можно отдельной статьёй писать - про Временные согласования только в "Иоанне" уже. На карточках всё есть у меня. Например фоном, который часто не замечают, являются ЧУВСТВА участников этой истории. А их описаний там вполне достаточно: и слёзы и благоухание мира на весь дом и удивление и радость, конечно же. Тоже тема для отдельного рассмотрения. А если я начну соотносить каждую главу с Тайной Божьей, по Буквам Алфавита? То есть я это делаю. Но здесь не пишу.

Следующий пост будет про рассказы Петра сыну своему Марку. Я думаю, вполне себе родному сыну, кроме того и духовному. И только потом можно будет положить рядом два Источника. 

15.01.2019


Рецензии