Митяй, или Мятеж на митрополии

Весной 1360 г. митрополиту Алексию с помощью тайных друзей удалось бежать из литовского плена и вернуться в Москву. К сожалению, это возвращение означало окончательный провал его борьбы за сохранение единой русской митрополии. Золотая Орда, в лице которой Алексий имел главного защитника, погрязла в междоусобице. Резко усилилась Литва, при поддержке которой митрополит Роман захватил киевскую кафедру, активно и довольно успешно переманивал к себе Великий Новгород, претендовал на свою родную Тверь и на значительную часть епархий Великороссии.

В самой Москве мутила воду боярская крамола. Пока Алексий томился в литовском плену, умер великий князь Иван Иванович Красный — третий сын Ивана Калиты и брат Симеона Гордого. Ему наследовал девятилетний Дмитрий Иванович (будущий Донской). Для алчных бояр великий князь-ребёнок был не указ.

В этих условиях для Алексия оставался единственный путь сохранить за собою митрополичью кафедру — отложить в сторону дела церковные общерусские и вмешаться в светскую политическую борьбу. В этом Алексия поддержал клан киево-чернигово-брянских московских бояр, к которому принадлежал отец митрополита. С их помощью и пользуясь своим митрополичьим авторитетом старец решительно взял власть в княжестве в свои руки, возглавив боярское правительство.

Позднее была распространена легенда, будто Иван Иванович Красный, пребывая на смертном одре, просил Алексия стать опекуном малолетнего Дмитрия. В действительности такого не могло случиться, поскольку в 1359 г. никто не чаял увидеть Алексия живым и в здравии вернувшимся из литовского плена. Завещать же опекунство над сыном потенциальному покойнику великий князь вряд ли стал бы.

Пребывая управителем дел Московского княжества в течение почти восемнадцати лет, митрополит Алексий проявил себя мастером политической интриги. Ему удалось добиться в Орде выдачи ярлыка на великое княжение владимирское двенадцатилетнему Дмитрию Ивановичу. Татары же силой выбили из Владимира засевшего там великого князя суздальского Дмитрия Константиновича и отдали город москвичам.

Споры с удельными князьями митрополит решал просто и скоро — при малейшем неповиновении он приказывал затворять церкви и не служить службы на землях строптивцев. Для эпохи Средневековья это был жестокий удар! Главным помощником Алексию в подобных политических делах стал игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский.

Суздальский великий князь отступил прежде других и согласился выдать свою дочь Евдокию за Дмитрия Московского, тем самым отказавшись от претензий на владимирское великое княжение. Но другие князья, особенно тверские, не желали мириться с властью Москвы. Пришлось митрополиту организовывать военные походы против тверичей. Опасаясь ответных нападений, Алексий посоветовал Дмитрию укрепить город — так в 1367—1368 гг. в Москве был возведён первый каменный Кремль.

В 1368 г. митрополит Алексий затеял одну из самых скандальных в истории средневековой Руси интриг. Он вызвал к себе в палаты для церковного суда главного врага Москвы тверского великого князя Михаила Александровича. Когда тот явился, положившись на митрополичье слово и крестное целование старца, Алексий повелел бросить Михаила и его бояр в темницу. Уверенные в том, что узникам на волю уже не вырваться, московские бояре бросились делить между собою тверские земли. Однако неожиданно явился ордынский посол и повелел немедля освободить тверичан! Алексию пришлось повиноваться.

Но тут в свару вмешался опаснейший враг — литовский князь Ольгерд. Осенью 1368 г. литовцы устроили ужасный погром московским землям. Молодой великий князь и митрополит отсиделись за каменными стенами Кремля.

Алексий только и смог, что отлучить от церкви всех, кто участвовал в этом кровавом братоубийственном походе. Правда, здесь он тоже получил неожиданный отпор. Обиженные напрямую обратились к константинопольскому патриарху Филофею с требованием низложить митрополита всея Руси за незаконные отлучения. Константинополь встал было на сторону Алексия, но в конечном итоге для успокоения Литвы вынужден был утвердить окончательное расчленение русской церкви на три митрополии. Организованный и утверждённый интригами византийцев раскол сохранился по сей день и активно используется всевозможными националистами и авантюристами в корыстных целях.

Как бы там ни было, но, по признанию большинства отечественных историков, в начале 1370-х гг. под руководством митрополита Алексия Москва «утвердилась в роли руководящей политической силы Великороссии»*.
__________________________
* Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII—XVII вв. — М.: Издательство Московского университета, 1988.

В этих условиях Михаил Тверской вознамерился вовлечь в борьбу против московского князя самого сильного на то время деятеля Орды — темника Мамая. Более всего опасаясь союза Ольгерда, Мамая и Михаила Тверского, Алексий послал великого князя Дмитрия с богатыми дарами на поклон к темнику. Откупившись огромными богатствами, Дмитрий вернулся победителем…

Однако эта поездка расколола московское боярство на две сильнейшие группировки. «Старые бояре» во главе с митрополитом Алексием «стояли за сохранение верноподданических отношений с ханским двором». «Молодые бояре» во главе с великим князем склонялись к тому, что пора завоевывать независимость, причём как светскую — от Орды, так и церковную — от Константинополя. Не желал Дмитрий делить власть и с митрополитом всея Руси.

Вначале противостояние это выразилось в опале Вельяминовых. Этот боярский род был весьма близок Алексию, в их фамильном Богоявленском монастыре святитель начинал свой иноческий путь. В 1374 г. Дмитрий неожиданно лишил Вельяминовых их фамильной привилегии занимать пост московского тысяцкого. Когда же один из Вельяминовых, негодуя, бежал в Тверь, а затем в Орду, его изловили, доставили в Москву, и, невзирая на заступничество митрополита, Дмитрий велел отрубить Вельяминову голову! Так в 1374 г. состоялась первая в истории Москвы публичная казнь.

Вскоре родной брат Алексия воевода Александр Плещей был разгромлен в бою с новгородскими ушкуйниками и с позором бежал от них. Великий князь велел осмеять горе-воеводу, заодно досталось и митрополиту. В летописях даже сохранились намёки на то, что московский великий князь был не прочь отступиться от Алексия и принять у себя литовского митрополита Киприана.

Однако настоящая борьба между митрополитом и великим князем разгорелась по вопросу возможного наследника митрополичьей кафедры. При этом Алексий явно стремился к созданию в Московии теократической монархии в духе папского государства в Италии, а Дмитрий Иванович — к утверждению светской монархии во главе с династией Калиты.

Тогда-то и вышел на передний план придворный священник московского великого князя Дмитрий, получивший в истории просторечное имя — Митяй. Дмитрий Иванович призвал его из Коломны. «Этот иерей резко выделялся среди собратьев не только высоким ростом, горделивой осанкой, зычным голосом, но также образованностью, умом, сильным характером… Митяй был человеком жизнерадостным, лёгким и весёлым… Он готов был верно служить своему покровителю, выполняя любые его приказания».

Задумав сделать Митяя преемником престарелого Алексия, в феврале 1376 г. великий князь велел ему постричься в монахи и тут же сделал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря на бору, первого из основанных на территории московского Кремля. Архимандриты этого монастыря в обязательном порядке являлись духовниками великого князя. Члены великокняжеской фамилии накануне кончины постригались в иноки или инокини Спасо-Преображенского монастыря. Там же до освещения Архангельского собора находилась усыпальница московских князей. Не удивительно, что архимандрит Спасо-Преображенского монастыря считался вторым человеком в церковной иерархии княжества. И стал таковым только что постригшийся в монахи коломенский священник! Чёрное духовенство возмутилось такой кощунственной поспешности, но в ответ Дмитрий Иванович потребовал от Алексия официально утвердить Митяя преемником митрополичьей кафедры.

Избавиться от такой напасти можно было единственным путём — противопоставить Митяю более авторитетного в народе служителя церкви. И таковой человек на Руси был. Звали его Сергий Радонежский. Алексий призвал игумена в Москву и неожиданно возложил на него золотые митрополичьи ризы. Однако Сергий твёрдо отказался принять их. Ни мольбы, ни угрозы не подействовали на старца. Пришлось митрополиту отказаться от своего замысла. Единственное, на что согласился Сергий — это всеми силами противостоять возведению Митяя в митрополиты.

Зимой 1378 г. Алексий тяжело заболел. Великий князь долго уговаривал его благословить Митяя на митрополию, но старец так и умер непреклонным 12 февраля 1378 г. В 1448 г. Алексия прославили как святого, ныне он является одним из самых почитаемых русских святых.

В дни, когда готовились к погребению Алексия, по Москве распространился слух, будто накануне кончины митрополит всё же благословил Митяя на кафедру, почему последний и обосновался в митрополичьих палатах. Великий князь поспешил созвать собор русских епископов для утверждения кандидатуры его любимца на митрополию; ряд учёных даже полагает, будто Дмитрий намеревался провозгласить автокефалию — независимость русской церкви по примеру церквей болгарской и сербской. На соборе старцы отказались поддержать Митяя и высказались за митрополита Киприана, ставленника Византии и Литвы. Тогда же Киприан со свитой въехали на земли московского княжества, но по приказу великого князя их спешно арестовали и вывезли прочь в Литву.

В ответ монахи выдвинули в митрополиты суздальского епископа Дионисия, основателя Печерского монастыря — он был готов поехать к патриарху и обличить сговор великого князя и его фаворита. Дмитрий Иванович поспешил арестовать потенциального предателя. Дионисий пытался каяться, обещал не противодействовать замыслам великого князя, но Дмитрий отказывался его отпускать. Только личное вмешательство Сергия Радонежского принесло мятежному игумену свободу.

Едва освободившись, Дионисий изменил своим клятвам и сбежал в Константинополь — восстанавливать патриарха против Митяя. Обнаглевший к тому времени фаворит метался по митрополичьим палатам, рвал и метал, грозился разорить Троицкий монастырь Сергия и другие лесные обители монахов. Но далее тянуть дело было невозможно, и Митяй со свитою поспешили в Константинополь. Узнав о том, Сергий Радонежский лишь усмехнулся и сказал:

— Не видать ему Царьграда.

По дороге московское посольство встретило в степи темника Мамая, и тот дал фавориту Дмитрия Ивановича ярлык на митрополию.

В Кафе (Феодосии) Митяй взошёл на корабль. Он стоял на палубе, когда на горизонте показались храмы и дворцы Царь-города. Внезапно Митяй охнул и упал замертво. Сбылось пророчество Сергия Радонежского!

Правда, существует предание, будто ночью Митяя задушили в каюте подосланные убийцы. Похоронили несостоявшегося митрополита на окраине Константинополя и забыли. К счастью, о «мятеже на митрополии» сохранилась в летописях «Повесть о Митяе» — шедевр древнерусской литературы.

Примирение великого князя московского Дмитрия Ивановича и игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского состоялось незадолго до Куликовской битвы, скорее всего в 1380 г., а уже после битвы, 23 мая 1381 г. в Москву торжественно въехал новый митрополит всея Руси, недавний арестант болгарин Киприан.


Рецензии
1.Раскол Русской церкви ,по факту, осуществил могущественный Ольгерд,не постеснявшийся бросить митрополита Всея Руси Алексия в киевскую темницу.Дмитрий,через 18 лет,"просто" унизил Киприана на границе и "вытолкнул". 2.Трусливый Дм.Конст. из Суздаля ушёл Сам, без татар(-слабее..)3. Именно, Тверичи заявили о первородстве и праве на русский престол, и с помощью зятя Ольгерда развязали русско-литовскую войну.4.Кафедру Сергию предложил - сам В.князь!5.Из-за "обнаглевшего"клятвопреступника Дионисия - князь не общался со Старцем Сергием несколько лет.6. Митяй-духовник В.кн.-всего лишь выполнял его волю.

Некрас Игнатов   22.01.2019 15:10     Заявить о нарушении
С избранной Вами точкой зрения на описанные события познакомился.
Спасибо.
С уважением

Виктор Еремин   22.01.2019 15:38   Заявить о нарушении