Твёрдый озон
— Нравится?
— Да…
— Алис.
— А?
— Ты же ещё не посмотрела.
— Ну да. Просто я очень занята. Но откуда ты…
Алиса осеклась.
— Что это, Паша?
— Теперь ты понимаешь, что, увидев это в самом деле, невозможно отделаться простым «да».
— Да, но… что это?
— А что напоминает?
— Даже не знаю…
— Подумай. Ты уже видела подобное.
— Уверен?
Паша кивнул.
— Если бы я не знала, что это невозможно, то решила бы, что-то твёрдый … нет, чепуха.
— Договаривай.
— Ты будешь смеяться. Это не может быть твёрдым озоном.
— Отчего же?
— Сам знаешь. Озон это газ. Твёрдым озон может быть только при экстремально низкой температуре почти под минус двести.
— Ладно. Уговорила. Не может так не может.
— Тогда что же это, раз не озон, но так похоже?
— Не знаю, как ответить. В правду ты не веришь, а придумать другой вариант я не успел.
— Какую правду? Ты же сказал, что это не озон.
— Неа. Я просто согласился не спорить с тобой.
— Паш… Ты хочешь сказать, что это всё же озон?
— Ты можешь сама в этом убедиться.
— Озон? Но… как? Почему эти кубики и шарики … не испаряются?
— Ответ на поверхности.
— В месте нахождения этих штук … локально низкая температура?
— Ну да.
— Это объясняет, почему они твёрдые, хоть и озон.
А вот какова технология локального понижения температуры, да ещё и перемещаемого? Как это понижение … локализуется? И как понижается?
Паша вздохнул.
— Алис, я понимаю, что всё это тебе очень интересно.
И я даже удовлетворю твой интерес.
И всё же такой реакцией я почти разочарован.
— Что же ты хотел?
— Наверное, в первую очередь — просто восторгов.
— Хм. А мой взгляд не светится от восхищения?
— Только что взгляд. А слова?
— Так, слова… Нет у меня слов. Ну правда, Паша. Пока нет. Это же лучше любых слов? Потом будут. Обещаю.
— Ладно. Потом так потом.
— Но разумеется это красиво. Не то слово. Это… архипрекрасно.
Но ты и так в курсе моего мнения о твёрдом озоне.
— Да. Так что, если хочешь — можешь подержать кристаллы у себя.
— Подержать?
— Ну да.
— И сколько?
— Сколько угодно.
— Паша, это похоже на подарок. Говори уж как есть. Не скромничай.
— Ладно уж. В общем, это в самом деле … ну подарок.
— Большое спасибо.
— Да ладно. Просто ты так на него каждый раз смотрела… У тебя такое лицо делалось… Я и подумал — хорошо бы тебе не бегать в музей каждый раз, когда захочется полюбоваться озоновыми кристаллами. А если бы они были у тебя под рукой — ты могла бы любоваться на них в любой момент.
Ну и … вот.
— Как же тебя отблагодарить теперь?
— Обижаешь. Что за вопрос?
— Мне самой хочется как-то выразить благодарность.
— Считай, что это … ну… вроде как мои извинения… за тот случай.
— Не то говоришь. Мы всё выяснили про тот случай.
— Ну тогда благодарность за … за всё.
— Паша, не то.
— Ну просто твой восторг — сам по себе награда. Вполне достаточная.
— Эх… Ладно. Слушай, а обработке такие кристаллы подлежат?
— Какую обработку ты хочешь? Огранка тут не требуется.
— Я просто думаю — как бы не потерять такую красоту… Тем более твой подарок.
— А, так можно сделать оправы. Кристаллов хватит на целый комплект украшений.
Что ты хочешь? Браслет? Кольца? Серьги?
— Я не знаю… Что удобнее всего для использования по назначению?
— Ну, если ты хочешь сама любоваться — то что-то на руки.
Хотя ты и не любишь посторонние предметы на себе.
Но я бы советовал… Впрочем, это твоё дело.
— Так что советовал бы?
— Иди сюда.
Паша позвал Алису к зеркалу.
— Поднеси кристалл к лицу. Видишь?
— Что?
— Его цвет на что похож?
— На что?
— Вообще-то очень похож по виду на твои глаза. И цвет, и всё прочее.
Алиса только плечами пожала.
— Только… — добавил Паша, помолчав, — от твоих глаз тепло.
А озон холодноватый при всей своей красоте.
— Неудивительно. Он и вобрал в себя невообразимый холод.
— Знаешь… и не бойся пропажи.
— Почему? Не хочу потерять твой подарок.
— Потому что никто не захочет иметь дело с «камнями», которые обжигают.
— Не поняла. Меня же не обжигают.
— Потому что так задумано. А посторонние могут ощутить температуру кристаллов.
— То есть кристаллы могут навредить кому-то? Может, не стоит тогда их носить?
— Никому они не навредят. Если никто не надумает взять их без спросу.
— А если я потеряю, а кто-то решит просто вернуть?
— Тогда ничего плохого не случится.
— И как такое возможно?
Разве кристаллы могут знать намерения прикасающихся?
— Представь себе.
— Паша, это какая-то фантастика. Не сильно научная.
— Зато работающая.
Не бойся, ничего не случится.
Лучше нарисуй, какие тебе оправы сделать.
— Да любые.
— Ясно. Так и знал. Тогда выбирай.
— У тебя и эскизы готовы.
— Ну так не первый год знаю тебя.
— Красивые…
— Не забудь диадему выбрать.
— Ты хочешь, чтобы я как ёлка украсилась?
— Какая разница. Главное что в самом деле красиво будет.
— Ох…
— Да знаю, что ты не любительница камушков. Но вдруг пригодится где-нибудь…
***
***
— А кто будет делать оправы по этим эскизам?
— Догадайся с первого раза.
— Неужели ты сам оправы собираешься делать?
— Не собираюсь, а сделаю.
— Я и говорю. Просто… по эскизам можно подумать, что работа очень сложная.
— Только для не умеющего и не способного.
Но ты же знаешь, чей я ученик.
— Знаю. Что ты чей только ни ученик.
— В данном случае ученик самого Семёна Ивановича. А он не стал бы учить, если бы не посчитал меня толковым.
— Не удивлюсь, если ты даже превзошёл его.
— Это возможно. Но только в будущем. Пока что он слишком превосходит меня. Он не только мастер. Он виртуоз. Единственный и неповторимый в своём деле.
А сколько он знает! А сколько знает и может только он, потому что проводил исследования и делал открытия. Хотя я уже говорил об этом.
— А главное — многие его открытия и навыки почти никого не интересуют, потому что не вписываются в современное мировоззрение.
— Вот именно. Сама понимаешь — люди привыкли обращаться с материей так, словно та неодушевлённая субстанция.
Зачастую у нас металлург или геолог, или конструктор работают, не спрашивая у металла или породы разрешения на обработку.
Ну кто станет использовать технологии Семёна Ивановича, если в них через раз требуется то помолиться, по попросить разрешения на обработку, то вообще спеть песенку?
— Да, я помню эти песенки, — задумчиво подтвердила Алиса. — На его единственном выступлении в политехническом музее, на которое он согласился после долгих уговоров.
Если многие и желали узнать секреты технологий Семёна Ивановича из-за поистине поразительных и нужных результатов его технического творчества, то после этих песенок мало кто продолжал воспринимать его всерьёз.
Это неправильно, но всё же так предсказуемо.
— Многие после того выступления решили, что Семён Иванович просто не хочет делиться технологическими секретами. И выдумал эти песенки нарочно, чтобы его не воспринимали всерьёз.
А на самом-то деле он же как раз секретами и делился.
Точнее, он-то и не делал никаких секретов из своих «секретов».
И они остаются секретами только из-за косности других.
— Типичная участь гения в прошлом. — Непонимание.
Так странно, что подобное встречается и в наше прогрессивное время. Когда вроде бы столько поистине чудесного в технологиях и результатах.
— Странно. Но не очень. Учитывая, что Семён Иванович опередил своё время слишком сильно. И не просто опередил, а достиг таких глубин и высот, достижение которых требует не только эрудиции и ума, но и вдохновения и поэзии.
Вот это многих и отталкивает. Все хотят получить результат надёжно, но при этом просто за счёт строго соблюдения технологии, а главное — не вкладывая души.
А тут ведь душа требуется. Нежность и внимательность, как с малым ребёнком или…
— Или что?
— Или с девушкой. Семён Иванович часто говорит, что материя требует чуткости и бережности, как девушка. Мол, иначе не будет наилучшего качества, а будет «ерунда какая-то», по его словам.
Он и в самом деле невероятно чутьём одарён. Представляешь — он до показаний приборов выдаёт те же характеристики образцам.
Есть ли дефекты, пустоты, неровности в плотности и тому подобное.
Говорит, что это опыт. Но мне кажется, что он уже просто экстрасенс в этих делах.
— Ты говорил ему об этом?
— Лучше бы не говорил. Он чуть не рассердился. А потом вдруг как-то переменился в настроении и говорит — ладно, мол, сам когда-нибудь поймёшь.
— Как ты думаешь — его достижения смогут оценить и взять на вооружение?
Или они останутся уникальными в истории?
— Разве что талантливые одиночки вроде меня. Способные и понять его правоту, и воспроизвести успехи. Или даже развить и превзойти.
А вот массово — очень сомневаюсь.
По крайней мере пока люди массово не станут уделять интуиции столько же внимания, сколько сейчас уделяют интеллекту.
— И пока не поверят, что песня так же важна, как правильно подобранные катализаторы.
— И пока не научатся петь так же, как Семён Иванович.
— Ну, его бас оценили точно. Даже в Милан приглашали. Мол, украсьте нам своим исполнением сцену литья пуль в опере «Волшебный стрелок».
— Да, даже решились вставить в оперу новую арию, сочинённую Семёном Ивановичем.
— А не собираешься какую-нибудь песню исполнять в процессе сотворения оправ?
— Не исключено. Надо подумать.
Хотя конечно не вслух. Разве что про себя.
Но песенку конечно надо. Это усилит талисманные свойства кристаллов.
— Ещё и талисманные.
— А как же. Первым делом. Что тебя удивляет?
— Всё. Начиная с того невероятного факта, что озон вдруг удалось сделать твёрдым за счёт «локального понижения температуры». Кстати, а что это за технология такая? Что-то новенькое. И очень странное.
— Технология как технология.
— Я хочу подробности. Даже не надейся, что я забуду об этом.
— Хорошо. Будут тебе подробности.
— И ты не станешь отпираться, что это твоё изобретение?
— … Как ты догадалась?
— Да в тебе же борются два желание — и надежда, что я сама догадаюсь, и стремление скрыть авторство. И зачем?
— Сам не знаю… Может, боюсь, что ты выразила бы сомнение.
— Я? Когда это я в тебе сомневалась?
— Было когда-то.
— Вот именно, что давно и неправда.
Так что рассказывай. Во всех подробностях.
— Эээ…. Прямо сейчас?
— Ну да. Мы же никуда не спешим?
— А твои дела? Ты вроде сильно занята была.
— Ради такого разговора могу отложить дела.
— А ничего, что сегодня особенный день?
— Чем особенный?
— Число.
— Число?
— Не знаешь кого-нибудь, у кого сегодня праздник?
— Ой. А ведь утром помнила.
— Совсем ты заработалась.
— Так тут такие удивительные дела творятся, что всё забыть можно.
Паш… так это на день рождения подарок?
— Получается, что да.
— Спасибо. Феноменальный подарок.
— Это ещё не весь.
— Что же ещё?
— Эти кристаллы не просто красивые.
Это оружие.
— Что? Ты в своём репертуаре.
— Ну, а как же. Твоя защита — наша главная забота.
Так что можешь пользоваться.
— И как же?
— О, это очень просто. Просто в любой момент, когда тебе понадобится, озон, из которого состоят кристаллы, может превратиться в газ. Понимаешь?
— Пока не совсем.
— Ну всё же просто. В кристаллах сосредоточено что?
— Холод?
— Именно. Так что, если превратить их в газ, то этот холод высвободится.
— И что будет?
— Твой недруг превратится в ледышку.
— Хм.
— А нечего быть твоим недругом.
— А сама я не превращусь в ледышку?
— Исключено. Кристаллы знают, кого нельзя трогать.
— Снова избирательное действие?
— Строго избирательное.
— Тебя послушать — они вообще разумные.
— Не исключено.
Ну хочешь — я покажу тебе действие кристаллов.
— Но ведь тогда один кристалл исчезнет?
— Конечно.
— Жалко.
— Ещё сделаем.
***
Свидетельство о публикации №219012201293