Узники

КЛЕТКА

Безумный рёв горна сотрясает своды пещеры и заставляет вскочить с лежанки. Нехотя открываю жалюзи. Утреннее солнце приветливо ослепляет.
Около получаса уходит на приведение клетки в порядок, после чего выхожу из пещеры... С трудом взбираюсь на остановившуюся платформу, которая тут же трогается с места и везёт по знакомому пути. Слева и справа начинают теснить другие клетки, все такие разные... Несколько минут дороги каждый проводит по-своему. Эти двое без умолку болтают, а этот чудик сделал настоящую стереосистему из своей клетки, которая, как мне кажется, даже в такт покачивается и... Блин! Пора! Платформа, не останавливаясь, чуть притормаживает. Ну дела! Спрыгиваю и, не удержавшись, падаю. С трудом встаю и отряхиваю свою клетку от снега. Успею!..
Работа в шахте кипит.
- Всё в норме?
- Да, - отвечает Родал, продолжая крутить гайку.
- Ну и хорошо! - беру с полки ключ, которым, подстраиваясь под ритм, перехватываю гайку у Родала.
- Счастливо отработать!
- Спасибо!
Ключ поворачивается легко, но монотонная работа утомляет. К чему всё  то? Гайка приводит в движение шестерёнку, которая, в свою очередь, - соседнюю; последняя - третью и так далее. И это только мизерная часть огромного механизма, о размерах и назначении которого мы можем лишь догадываться. Какова наша роль во всём этом? Для чего он заключил нас в клетки? Для развлечений? Играть нами в футбол?  Помню, как-то просто выполнял свою работу, а он вдруг неожиданно пнул меня так, что я отлетел на несколько метров. Когда глухота прошла, то ощупал свою клетку - незначительные повреждения. По другим тогда он и вовсе пробежался, неся смерть. И это только единичный случай. А о скольких я ещё не знаю! Но нам его выходок мало: нашли способы уничтожать как свои, так и другие клетки. Однако, никто и не помнит как оказались в заключении. Большинство просто смирились с этим. Одни, поддерживая клетки в равновесии, просто созерцают происходящее; другие, начищая их до блеска и увешивая различными предметами, превращают свои темницы в некий идол; третьи же пытаются найти причину и следствие заточения...
- Смену принял.
Наконец-то!

АЛМАТ

Устало направляюсь в сторону платформы и неожиданно сталкиваюсь с какой-то клеткой.
- О, Благанд! Привет!
- Здоров!
- Давно тебя не видел. С работы, что ли?
- Да. Сам-то как?
- У меня всё замечательно! Может, ко мне заскочим? Обо всём и поговорим. Кстати, у меня для тебя сюрприз.
- Да? Звучит интригующе.
В пещере у Алмата почти без изменений. Справа - небольшой водоём, где плавают светящиеся рыбки. Над костром, что посередине, на верёвке сушатся какие-то растения. Слева, у стола, - деревянная бочка с мёдом, корзина с фруктами и небольшая ель в горшочке.
- Проходи, будь как дома.
Подхожу к столу и опускаюсь на какой-то пенёк.
- Сейчас чай сварганим, -  Алмат вешает над костром котелок с водой на какой-то крючок и садится напротив меня. - Правда, только зелёный.
- Сойдёт.
- А вот и сюрприз, - достаёт снизу какой-то предмет, накрытый полотенцем, которое тут же сдёргивает. В бутылке, наполовину наполненной мутной водой, плавает маленький дракон.
- Что это?
- Сейчас узнаешь, - трясёт бутылку, отчего глаза у дракона наливаются кровью. - Попробуй.
Открываю пробку и припадаю к бутылке, тут же в горло впиваются тысячи иголок. С кашлем из груди вырывается пламя и дым.
- Хорош дракончик, правда глотку дерёт, - Алмат поспешно закручивает пробку.
- И ты вот так его открыто держишь у себя? - откашлявшись, спрашиваю я.
- А что в этом такого? - удивляется друг. - Он же у меня дома, на улицу, а тем более на ярмарку, не вывожу. Моя живность, что хочу, то и делаю, - кивает в сторону бассейна. - Я вон себе и рыбок эксклюзивных купил.
- Видел, - откидываюсь назад.
- Ты поосторожней с этой стеной, не наваливайся на неё - может накрыть.
- В смысле? - оглядываюсь на тёмную стену пещеры, что за моей спиной. - Шутишь?
- Отнюдь. За ней гейзер... волшебный. И поэтому её поведение непредсказуемо. А если ещё учует дыхание дракона, то вообще начинает чудить.
- Ха-ха-ха! Волшебный гейзер! Ха-ха-ха! Насмешил!
- Ну, как знаешь. Я предупредил, - по его улыбающемуся лицу не поймешь, всерьёз говорит или шутит. -  Кстати, я ведь недавно ездил на семинары Дашсвы.
- Да ну? И как?
- Здорово! Очень многое почерпнул. Клетка уже становится не тюрьмой, а чем-то неотделимым от тебя, чем-то невесомым. Даже возможно, как он говорит, на некоторое время покидать её и совершать путешествия.
- Да ладно!
Конечно, слышал о том, что некоторым удаётся временно покидать свои темницы и что Дашсва относится к их числу, но пока лично с этим не сталкивался.
- Свист, который он практикует, заставляет звенеть всю клетку, узнать и прочувствовать каждую её часть. Ведь сколько у неё углов? - Алмат вдруг встаёт. - Я буду задавать вопрос и отвечать на него. Мне так удобнее.
Вдруг чувствую, как поднимаюсь над полом, чуть не касаясь свода. Смотрю  уже сверху вниз на друга, который, заложив руки за спину, ходит взад-вперёд по пещере:
- Сколько углов у клетки?
Из бассейна неожиданно выпрыгивает маленькая рыбка, на которой светящимися буквами написано: "Прям профессор!" Улыбаюсь.
- А их пять...
Пытаюсь оттолкнуться от стены, чтобы пролететь над бассейном и оказаться у профессора за спиной. Во удивится!
- Что с тобой? - Алмат удивленно смотрит на меня сверху вниз.
Оглядываюсь. Всё также сижу на пеньке и, уперевшись руками о стол, пытаюсь встать. Чёртов дракон!
- Ничего. Всё нормально.
- Так вот... - подходит к корзине, берёт горсть чая и высыпает в котелок, - их пять. Угол Эс устроен так, что гарантирует устойчивость клетки и обеспечивает безопасное передвижение. Угол Кэ сохраняет саму структуру, не позволяя клетке сложиться. Эр отвечает за безопасность, незаменим при столкновении с чем-то неожиданным.  Угол Эм необходим в быту, узком кругу и так далее. А вот для чего нужен Гэ, непонятно. Мы практически им не пользуемся. Также рядом с ним есть небольшой нарост Мо, который является своеобразной антенной, обеспечивающей связь с математиком. И что удивительно, это единственная часть, которая не подвержена коррозии... А вот и чай готов! - снимает с крючка котелок и разливает светло-коричневую жидкость по кружкам.
- А сахара нет?
- Только это, - кивает в сторону бочки и отламывает от ели верхушку, которую тут же отправляет в рот и заедает мёдом. - Питаясь только этим, можно прожить триста лет. Тут всё необходимое... ну, ещё водичка нужна, - отхлёбывает чай.
- Не против, я закурю?
Алмат молча кивает и указывает куда-то в сторону. Оборачиваюсь. Слева от меня, в стене - небольшая ниша, которая тут же жадно глотает выпускаемый мною дым.
- Тебе бы от табака отказаться, как и от мяса. Мёртвая пища. Я уже давно его не ем и чувствую себя превосходно, постоянно на подъёме, клетка - как пушинка. Да и сплю всего три часа.
Легко сказать - откажись от мяса!.. Пол в пещере почему-то начинает подниматься.
- Кстати, видел на выставке твои картинки.
- Тоже скажешь! Всего лишь зарисовки.
- А ты не пробовал большие полотна?
- Нет. Я их не вижу, - пол всё ближе и ближе.
Из бассейна вновь выпрыгивает рыбка, на которой - светящаяся цифра "11".
- Мне пора, - пытаюсь встать, но что-то невидимое прижимает меня к пеньку и полу.
- Эка она тебя придавила! Я же говорил, чтоб не наваливался на неё! - Алмат достаёт из корзины яблоко, нарезает его на небольшие кусочки и кидает их по одному в стену, которая, недовольно ворча, немного отступает. Медленно встаю.
- Платформа нужна?
Молча киваю.

***
- Рад был тебя увидеть, -  Алмат, улыбаясь, протягивает руку.
- Приятно было пообщаться, - отвечаю я и захожу в свою пещеру.

ВАЛГРИ

- Что говорят? - спрашиваю у Аливы.
- Да ничего, - отвечает тот, глядя на занавески, в щель между которыми видна Валгри и склонившаяся над ней Елчу.
- Вот, - Алива протягивает клочок бумаги, на котором едва разборчивым почерком написано "Обширная ржавчина".
- Хм. Ну,  это и так известно, - отдаю обратно листок.
- Они, - кивает на сидящего ремонтника, - всё на главного ссылаются.
- А где его найти-то?
- Говорят, сегодня тут был.
- Извините, а где найти главного ремонтника? - спрашиваю у проходящей мимо жёлтой клетки.
- Идите до конца по коридору, подниметесь по лестнице, свернёте направо, потом прямо по коридору, налево и увидите дверь с надписью "Мастерская".
- Спасибо.
На втором этаже тихо, лишь отдаленно, снизу, доносятся удары молотка. Заглядываю в пустые, заброшенные помещения. Ни одной живой души!
- Поторопись! Часы сочтены! - доносится откуда-то сзади.
- Что? - оборачиваюсь. За углом мелькает какая-то белая клетка. - Что вы сказали? - бегу по коридору, пытаясь догнать незнакомку. За поворотом - тупик.
- Чертовщина какая-то! - разворачиваюсь и иду обратно. На лестнице сталкиваюсь с большой серой клеткой.
- А вы что тут потеряли? - удивлённо спрашивает она.
- Я ищу главного ремонтника.
- Он уже ушёл, но завтра с утра должен быть у себя.
- Спасибо, - спускаюсь вниз. Тестя уже нет. Отодвинув занавеску, в коридор выходит Елчу.
- Нашёл? - спрашивает она.
- Нет. Надеюсь завтра утром его застать.
- Тогда пошли. Клетку у Валгри я почистила. А вечером Покриста обещалась прийти.

***
- Ну, что я могу сказать? Всё запущено. Поздно к нам обратились.
- В смысле? Да она не один месяц по мастерским ходила! И все отказывались её ремонтировать, отсылали к другим ремонтникам, те - к третьим и так далее. Ещё удивляюсь, как к вам-то попали.
 - Ну, в данном случае, скорее всего, будет переплавка. Готовьтесь к этому, - пожав плечами, главный ремонтник спешно уходит.

***
В цехе тихо. Валгри спит. К её клетке, что на большой палете, прицеплены провода. Подхожу ближе. Как-то странно дышит, неестественно, часто.
- Мама? - спрашивает справа незнакомая клетка с обрезанной нижней частью.
- Нет. Тёща.
Входит дежурный ремонтник, отцепляет провода и уходит.
- Я всё, - Покриста вытирает руки.
- Пошли тогда домой, а то цех скоро закроется и не выйдем отсюда.

***
Черный шаман, испуская едкий дым, ходит вокруг пустой клетки Валгри и твердит непонятные слова. Все остальные молчат. Да, такова наша природа. Привязываемся к определённой клетке, расставание с которой нам кажется чем-то трагичным, но надеемся, что узнаем Валгри в новой...
Двое рабочих в  коричневых комбинезонах подхватывают поддон с искорёженной клеткой и несут к открытой дверце домны, аккуратно задвигают в печь и закрывают последнюю.
Платформа привозит в небольшую пещеру. Оглядываюсь. За столом уже Сидят Алива, Чужен, Елчу, Покриста, Ярпо, Габира, Алего, Олкат и другие клетки.
- Уже отремонтировали? - спрашивает кто-то справа.
- Нет. Отлучился на пару часов. Потом обратно, - сажусь за стол. Разливаю мутную жидкость. Кто-то стучит ложками...
Когда с Елчу и Покристой вышел из пещеры, сверху кто-то кашлянул и залился слезами.
- Даже он плачет, - говорит Елчу, поднимая голову; оборачивается ко мне. - Сразу в цех или сначала домой?
- Домой заскочу. Время ещё есть.

ПРОВЛ

- А ты стены чем украшал? - поворачивается ко мне Провл, продолжая крутить гайку.
- В основном деревом... Да и давно это было. А ты что, занялся облагораживанием пещеры?
- Да. Но что-то затянулось всё.
- Такая же песня... Вроде и хочется сделать хорошо и красиво, но потом подумаешь, что придётся это всё бросить и...
- Да. Слышал, озеро под нашим плато всё растёт и растёт.
- Ага. А переселяться неизвестно куда неохота. А то, говорят, настроили наспех пещеры в известняке, где аж пол проваливается.
- Ну, оттуда уже всех переселили. Сейчас вроде в более прочных породах пещеры готовят...
- Не факт.
- Благанд, подменишь меня? Я отлучусь, надо клетку проверить.
- Конечно! - свободной рукой перехватываю ключ напарника. Главное, направление движения не перепутать... Вот Провлу досталось-то! Справа, оказывается, два ржавых прута удалили, а вместо них один по диагонали приварили. Как непогода, так всё за него хватается. Ещё и внизу один прут укоротили, только сварка плохо держится. Всё перематывает да поправляет её. А это всё торфяная шахта дала о себе знать. Столько лет там проработать! Благо, я оттуда вовремя ушёл...
- Я уже тут, - Провл возвращается к своему ключу. - Каждый месяц диагностику прохожу, так специалист, который её проводит, удивилась узнав, что я ещё и работаю. Говорит, с такой клеткой только спокойно ждать переплавки. Но ведь мне приходится не только о себе думать. А торфяных дивидендов маловато.
Неожиданный и сильный удар заставляет согнуться. Превозмогая боль, оглядываю клетку. Три прута согнуты вовнутрь, средний из них - больше всех.
- Провл! - еле удерживаю ключ.
- Чё с тобой?!
- Вызывай аварийку! Боюсь до конца смены не дотяну.
- Сейчас, - тут же нажимает на красную кнопку.

***
Две красно-синие клетки помогают подняться на платформу. После беглой диагностики один из ремонтников перетягивает ремнём поврежденные прутья, соединяя их с соседними.
- Куда?! - кричит Провл, на что ему кто-то отвечает: - В первую мастерскую!
Справится! До конца смены недолго осталось.


КОНВЕЙЕР

- Идите сейчас в отсек двести восемь. Прямо по коридору, потом налево, - говорит высокая белая клетка, отцепляя от меня провод.
В отсеке полумрак. Прохожу на ощупь к окну и осторожно, чтобы не зацепить поврежденные прутья, опускаюсь на свободную палету. Во меня угораздило-то! Год какой-то невезучий. Сначала Валгри в мастерскую попала, потом Ярпо, а теперь и я...

***
Открываю жалюзи. Уже светло.
- Привет. Я Белбор, - большая клетка  с соседней палеты приветливо улыбается.
- Благанд.
- И тебя он зацепил? - Белбор кивает на мои прутья, а затем указывает на свою аналогичную повязку. Поворачивается к двери. - А вот и Диммар.
В отсек входит узкая, но высокая клетка, к одному из прутьев которой приварен метровый провод, что волочится по полу.
- А вы чего на завтрак не идете? - спрашивает Диммар, - поправляя провод.
- А нам его скоро сюда доставят, - улыбаясь отвечает Белбор. Тут же входит ремонтник, ставит на пол какой-то аппарат, от которого тянутся длинные провода и подцепляет одни из них металлической прищепкой сначала к клетке Белобора, а затем другие - к моей.
- Вот щас и покушаем! - Белбор, улыбаясь, потирает руки. В проеме двери появляется Провл.
- Как ты? - спрашивает он, оглядывая помещение.
- Как видишь - завтракаю, - улыбаюсь.
- Ясно. На работе уже спрашивают, когда твою клетку подлатают.
- Вот шустрые! Через неделю, наверно. Кстати, не принесёшь из цеха мой волшебный котелок? Этим-то, - указываю на провода, - не наешься, а без чая я не могу.
- Хорошо, - кивает Провл и уходит.

***
- Вот, - Габира выкладывает на стол коробку с электродами.
- Спасибо, - пытаюсь прочесть инструкцию. - А то говорят, что у них только устаревшие, менее эффективные.
- Ах, да! Чуть не забыла! - Габира достаёт из мешка бутылку машинного масла; увидев такую же на подоконнике, добавляет: - А! У тебя уже есть.
- Да. Утром Елчу с Покристой приходили.
Входит ремонтник с проводами и выжидающе смотрит на нас.
- Вижу, я не вовремя, - оглядываясь, говорит Габира. - Позже загляну.

***
- Конечно, извиняюсь, что вмешиваюсь, но я чёт запутался... - Белбор, выглядывает из-за паутины проводов. - Просто к тебе сегодня столько дам приходило... Утром были...
- Жена и дочь.
- А сейчас...
- Сестра.
- Ясно. А я было подумал...
Вдруг замечаю, что низ клетки весь в инее. Вот чёрт! Что за блюдо у них такое? Укутываю шкурой, что лежит на палете, ледяные прутья и закрываю жалюзи.

***
Работа в мастерской не прекращается даже ночью. В коридоре - отблески сварки, а из столярки доносится стук молотка.
- Чего не спишь? - Белбор встаёт и тоже подходит к окну, за которым медленно проплывает платформа.
- Смотри, опять кого-то привезли. Уже третья за полчаса.
- Дак это ж конвейер. Подлатали - до свидания. Следующий... Ложись спать уже.

МАТЕМАТИК

Взяв уголёк от потухшего костра, прохожу в дальнюю часть пещеры. Сюда мало кто заходит; Елчу считает моё занятие ерундой, Покриста иногда заглядывает, а Ярпо ещё мал... потом, может быть, при желании, зайдёт сюда.
На стене - какие-то хаотичные линии. Обрывком шкуры стираю это художество. При свете свечи на ровной поверхности горной породы вдруг замечаю маленькую трещину. Приглядываюсь. Нет. Это кто-то высек на стене нагромождение каких-то геометрических фигур. Непонятно. Может, пройтись по ним углём?.. для наглядности.
Слева, в самом низу, провожу вертикально две крохотные параллельные линии, которые перпендикулярно пересекают две аналогичные, и заключено всё это в квадрат. Рядом, справа, - ещё такая же фигура. Ещё, ещё, ещё... Кверху от них идут длинные прямые линии, которые соединяются в одной точке. Вглядываюсь. Середина самой крайней фигурки оказывается вершиной равнобедренного прямоугольного  треугольника (с гипотенузой внизу и катетом в два раза больше стороны квадрата). Рядом - ещё один такой же треугольник. От обоих кверху тянутся два узких прямоугольника, над которыми - огромный овал, увенчанный кругом. По обеим сторонам овала - по вытянутому треугольнику; одна из вершин  левого из них - точка соединения уже проведённых длинных линий.
Отступаю назад. И как сию геометрию понимать?.. Надо Габире это показать...

СЛЕПОК

Просыпаюсь от того, что трудно дышать, словно кто-сдавил грудную клетку. Вскакиваю с лежанки, жадно ртом хватая воздух. Вокруг темнота. Ночь? На ощупь зажигаю факел. В пещере никого. Клетка раскалена; к ней подцеплены два провода, концы которых теряются где-то вверху, под сводом. Этого ещё не хватало! Пытаюсь сорвать их. Не получается. Закреплены надежно. Если только обрезать. Направляюсь к крестообразной нише, откуда беру огромные, специальные ножницы. Щёлк!
Температура клетки вроде понижается. Только он мог это сделать! Решил отправить на переплавку? Почему? Надоел?.. Медленно проваливаюсь куда-то назад. С трудом делаю шаг вперёд и оглядываюсь. В стене, к которой я прислонился, остался след от раскаленной клетки. А что, если сделать её слепок?.. Не след в глине (как вздумали вдруг сейчас большинство людей) - смоет водой и временем, не обжигать (некоторые так увлекаются этим, что оставляют навечно тёмные отметины на земле), а попробовать создать нечто объёмное. Некоторым удаются даже четырёхмерные... Таких способностей, конечно, у меня нет, но попытаться сотворить оттиск грамотно можно.

***
Под огромной воронкой с песком устанавливаю, одну на другую, четыре огромные тепловые пушки, включаю их. Поворачиваясь на месте, одной рукой,  как щит, удерживаю огромный лист алебастра, а другой тихонько тяну за верёвку, что понемногу приоткрывает заслонку воронки. После того, как весь силикат на клетке изменил свою структуру, покрываю изнутри серебрянкой полученное изделие. Подцепляю снизу последнее и осторожно снимаю его. Отхожу назад. Вглядываюсь. Странно. Где-то я уже видел это...


Рецензии