Святая Варвара

Подпись: «IOHES DE EYCK ME FECIT» («Иоанн ван Эйк меня сделал»)

Варваре, 22 января

 В этот праздничный зимний день моё письмо, надеюсь, согреет тебя теплотой и искренностью слога, порадует безоблачностью мысли и станет весёлой капелью —провозвестником весны. То, что ты читаешь сейчас, — это кружевные узоры благодарности, сотканные из искренности слов и украшенные жемчугом. Я достал его из самых глубин моей распахнутой души, преодолевая опасность, но на свете не было, нет и не будет ценностей, которыми могла бы быть вымощена дорога твоего величественного жизненного пути. Прости меня за пафос: сегодня я желаю одного — написать лучшее поздравление, бросив к твоим ногам мой смысл жизни, то единственное, что я имею и чего ты, безусловно, достойна, — изящную шкатулку, хранящую все мои творческие силы, все произведения, которые уже созданы и будут созданы. Я желаю, чтобы ты знала, что они написаны во славу тебе, ибо моё имя — твоё имя, мой успех — твой успех, моя жизнь — твоя жизнь…
 Кто знает о моей «сатанинской» гордости, болезненном свободолюбии и неприятии всяких авторитетов, если не ты?! Можешь ли представить меня, аристократа по духу, упавшего на колени? Но я падаю и делаю это не перед идолом, иконой или чем-то трансцендентным, а перед твоей стойкостью, терпением и силой характера, я преклоняюсь перед настоящей женщиной, единственной и неповторимой, способной поставить меня на колени.
 Ты, словно картина ван Эйка, изумительна и совершенна, красива и величественна в своих делах. Фантастическое богатство теней и полутеней, нежных линий и штрихов, идей и смыслов — вот подлинное, достоверное описание благородства, щедрости и божественной, святой красоты твоей души, частичку которой ты подарила и мне.
 Я часто восхищаюсь искусством и имею для этого веские основания. Та удивительная, кропотливая работа, которую проделывает творец, напоминает непреодолимый «Девятый вал». Драматизм и напряжённость, таящиеся в каждой капельке, упование на спасение и надежда, светящиеся маяком ярко-красного солнца, — как не умилиться обаянием шторма, как не назвать шедевром это живописное полотно?! О да, это, несомненно, вершина искусства, за которой, однако, стоит нечто высшее — мама. Этот могущественный, повелевающий, воспитывающий десятый вал, который своей неуёмной энергией придаёт форму грубому камню, превращая его в скульптуру!
 Если ван Эйк, нарисовав картину «Святая Варвара», украсил её подписью  «Иоанн ван Эйк меня сделал», то святая Варвара, воспитав меня, оставила родимое пятно таланта на моём бренном теле. Меня сделала ты. К чему искусство? Неужели оно представляет собой нечто сложное? Отнюдь, оно только им притворяется, ибо высшее искусство — создать человека.
 Помню счастливое детство, будто бы оно никуда и не уходило. Я вижу сменяющиеся картинки усердной работы: это мама создаёт Magnum opus. Ты, будто ангел-хранитель, постоянно находилась за моей спиной, оберегала меня, указывала верный путь и знакомила с упоительно-сладкой прелестью мироздания, подбрасывая книги. Я порой неохотно, а иногда с неподдельным интересом путешествовал по их страницам, источавшим аромат древности, чтобы впоследствии написать свои собственные, оригинальные и витиеватые, пахнущие свежестью типографской краски.
 Твои блистательные рассказы о литературе, уносившие воображение в кабинеты известных писателей, во всех подробностях познакомили меня с теми, чьё великое и бессмертное дело я бы хотел продолжить.
 Ты подарила мне красоту русского языка, его многогранность и мелодичное звучание. Ты подарила стройность немецкого языка, распахнув окно моих лингвистических талантов и открыв иной тип мышления и мировосприятия. Ты подарила миллионы впечатлений, окрашенных мерцающими огнями новых городов, богатым убранством театров и живописных пляжей. Ты подарила мне путешествия. Ты подарила мне мир. Ты подарила мне жизнь…
 Я редко произношу эти заветные слова и храню их лишь для избранных: я люблю тебя.
 
 С Днём рождения!

ВАРВАРАндрей


Рецензии