Избыточная вербализация. Доклад на педсовете

Шахматы – общение молча.
Разговоры во время партии запрещены.
Шахматист за партией имеет право предложить ничью, сказать «Поправляю» перед тем, как поправить фигуры, и произнести «Сдаюсь».
Вот как оформляется троекратное повторение позиции:
Часы останавливаются, игра прекращается и судьям заявляется, что произошло троекратное повторение позиции, после чего судьи проверяют записи партии и делают заключение по существу.
Таким образом, шахматист во время игры может произнести только:
«Поправляю», «Ничья?», «Сдаюсь».
Как видим – несколько слов.
При этом предложить ничью вторично он сможет только после того, как ничью ему предложит в свою очередь партнёр.
Шахматисты общаются ходами.
В детском саду мы не устаём повторять детям, что главное искусство в шахматах – это молчать и молча изучать позицию на доске.

А чем грешат почти все известные нам шахматные программы и учебники?
В первую очередь излишней говорильней.
Потоками ненужных слов.
Возникает парадоксальная ситуация: мы вынуждены говорить, чтобы научить малыша играть молча!
То есть я вынужден проговаривать такие слова:
- Говорить во время партии нельзя!
В распространённой программе «Динозавры учат шахматам» каждый урок – это поток ничем не оправданной избыточной речи.
Авторов можно понять и простить – они очень далеки от профессионального подхода к делу.
Их программа – одна из наиболее удобоваримых в дошкольном преподавании.
И тем не менее – говорильня!
Например, в уроке «Конь» детям 3-4 лет сообщается, что конь ходит буквой «Г».
Спрашивается: а знает ли малышка букву «Г»?
Далее по существу конь перемещается с одного поля на другое по прямой, и назвать эту траекторию «буквой Г» я бы не решился.
Чисто технически дети успешно осваивают такие определения хода коня: «Раз, два, вбок!» или «Прыг, скок, вбок!» или «Раз, два, съел!»

Большой вертикальный планшет с программой от «Совы» позволяет избавиться и от говорильни, и от необходимости тратить силы на «промежуточное» освоение мышки, которое к делу никак не относится.
Сенсорный экран позволяет перевести процесс освоения игры в невербальную проекцию.

И вся суть технологии проста: два ребёнка с удовольствием играют и очень радуются успешному выполнению действия.
Все очевидно, понятно ребёнку, доступно и создаёт самое главное первичное общение на невербальном уровне с использованием основных метаабстракций фрактальной структуры – хода, поля и фигуры.

Именно невербальность и тактильная доступность создают максимально благоприятные условия для формирования и закрепления базовых понятий игры.

На одном занятии успевают поиграть 3-4 пары детей.
Продолжительность игры одной пары – 3-5 минут.

За это время ребёнок успевает сделать 25-30 ходов.
При этом он постоянно видит «правильные» поля и правильные перемещения фигур.

Открывается широкий спектр новых возможностей.
Например мы сочетаем на занятии уроки в программе «Динозавры учат шахматам» и работу с Планшетом.


Рецензии