Дом администратора

ДОМ АДМИНИСТРАТОРА

                «Град и стужа за окном,
                Дождь и лужа за окном,
                Мяч футбольный за окном,
                Ветер вольный за окном.
                А мама спокойна, всё за окном,
                Вот для чего нам построили Дом!»
               
                (В.Викторов)

     Делая выбор, мы всегда что-нибудь теряем, потому что невозможно охватить несовместимые вещи. Так же как трудно служить двум господам. Впрочем, Карло Гольдони в своей комедии показал пример, как осуществить это. Мы до сих пор заразительно смеёмся над Труффальдино, не осознавая, что часто сами становимся похожими на него!

     Ах, как трудно расстаться с тем, что уже имеешь, от чего берёшь мизерные дивиденды, чтобы начать новое дело, целиком посвятив себя ему, отказавшись от старого, которое становится силками для твоих ног. Особенно трудно, если нет небольшого капитала или спонсорской поддержки.

     В России на сегодня три самых востребованных профессии: бухгалтер, мастер производственного обучения и воспитатель детского сада. Мне не пришлось освоить вторую из этих специальностей, а вот на месте бухгалтера и воспитателя была. Могу сказать, что есть общего в этих разных областях. Это - человеческий фактор. И в первом и во втором случае работник является подчинённым, хотя называется руководящим на своём месте. Но оба сотрудника несут большую ответственность за небольшую зарплату.

     Мой финансовый руководитель искал возможность для экономии бюджета и лазейку для личного обогащения. Естественно, за методы достижения этих целей несла ответственность я, как бухгалтер, поэтому мы не сработались. Мой учительский диплом вскоре послужил для смены поприща. Я устроилась в детский сад, и это стало последним местом работы. Помню, одна из «матёрых» воспитательниц, которая отдала профессии четверть века, сказала мне перед своим показательным занятием: «Что же делать? Пять минут позора – и пять процентов к окладу!» Так уж у нас принято на Руси – ценится не работник, а пиар, как мишура на ёлке, придающая блеск и скрывающая её искусственность. А ведь главными судьями на этом турнире являются не взрослые, присутствующие на спектакле, а дети, посещающие группу каждый день.

     Сейчас укоренилась традиция пиар-проектов для привлечения внимания общественности к работе той или иной фирмы. Как сказал Макиавелли: «Короля делает свита». Необходимость выстилать перед королём ковровую дорожку никогда не отпадёт, потому что свита не захочет брать на себя королевскую ответственность. Вы замечали, что администратор зачастую не так талантлив, как его подчинённые? У Грибоедова в комедии «Горе от ума» служанка Лиза говорит своей госпоже Софии:

– Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы.

     София отвечает на это:

– Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, –
Мне всё равно, что за него, что в воду.

     Из уст простой девушки уже прозвучала ирония, но София не поддерживает её тон, она резко обличает глупость навязываемого жениха. Однако и София с её проницательностью и умом, не видит никчёмности Молчалина, полагая, что его показная скромность – признак любви к ней. Она говорит Лизе:

– Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!

     Древнегреческий поэт-баснописец Эзоп, живший шестьсот лет до нашей эры, написал басню «Ворон и лисица» о том, как лестью Лиса выманила у Ворона кусок мяса. Позднее, в 1807 году, то есть в девятнадцатом веке нашей эры, Иван Андреевич Крылов написал басню «Ворона и Лисица», с единственной разницей, что у вороны в клюве был сыр, а не мясо. И до сих пор проблема лести остаётся в человеческом обществе. Можно сказать, что Крылов, исподволь, в начальных строках басни напоминает об Эзопе, уже поднимавшем эту тему:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

     Однако ничего не меняется в мире, потому что на месте администратора, чтобы удержаться, нужно быть хорошим политиком в своём деле. И в этом случае тоже возникает неустойчивость компромиссного подхода у незадачливого руководителя. Как сказал американский публицист Джеймс Рассел Лоуэлл: «Политика – искусство компромиссов? Компромисс – хороший зонтик, но плохая крыша».

     Всё зависит, на какой период человек планирует то или иное дело, хотя Молчалин и ему подобные, по определению Чацкого:

... дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.

     И если будет двигаться по карьерной лестнице, только для того, чтобы и выше нести свой стиль руководства. Однажды мне пришлось присутствовать на презентации книги бесталанного автора, о чём я посетовала знакомому администратору. Он сказал:

– Так ведь это неважно, как прошло... Главное, галочку поставить о мероприятии, чтобы все знали, что работа ведётся!

     Вот в чём печаль! Работа ведётся, галочки стоят, а то что вместо хлеба питают отрубями – это неважно! Главное для руководителя, как для председателя советского колхоза –отчитаться о сдаче кормов! Правда, в то время часто занимались приписками, а ныне требуют фото-подтверждения. И отчётами пестрят Интернет-сайты и местные газеты. А что написано пером, не вырубишь топором! Возник уже и современный вариант пословицы: «Что написано клавиатурой – не выдолбишь арматурой».

     Тема, поднятая мною, имеет несколько граней. Первая – необходимость вовремя уйти оттуда, где закончилось творчество и началась работа для галочки. Вторая – почему существуют дефицитные специальности. Третья – а судьи кто? Четвёртая – актуальность лести. Пятая – пагубное болото отчётности. А вот одной грани – таланта, так и не высветилось в групповой работе, увяз он среди посредственности и усреднённости, потому что «компромисс – хороший зонтик, но плохая крыша», а как известно, плохая крыша ведёт к разрушению всего здания.

     Мы, конечно, перенесём и град, и стужу, потому что всё за окном дома, который нам построили. А когда зонтик не выдержит, и символическая крыша рухнет, кто-то вылезет из-под обломков, но будет ли сила, чтобы подняться и уйти?


Рецензии