Таинство реальность или символ?

 

   Недавно прочитал у одной лютеранской пасторши-богослова: «Новое понимание Евангелия расширяет границы традиций». Всё с ног на голову! То есть, исходя из относительных человеческих знаний, начинают расширять «понимание» вечных книг Священного Писания и «расширяют границы традиций», т. е. Заповедей Божьих! Характерным примером такого «расширения границ» является толкование христианских Таинств исключительно в символическом смысле.

    Мне понравилось высказывание на эту тему неизвестного автора из «сети»:
 «Если Причастие только символ — как объяснить поведение абилитинских мучеников? В гонение Диоклетиана в Абилитине (город в Африке) была замучена группа христиан, которые на суде показали, что они знали, что за ними следят имперские сыщики и что они будут обнаружены и казнены, но они, из-за долгого отсутствия их епископа, так истосковались по Евхаристии, что решились больше не прятаться, вызвали пресвитера, который и совершил им Евхаристию. За это они заплатили жизнью. Неужели за воспоминание они так заплатили?! Неужели лишь по проповеди они так соскучились? — Или по Самому Христу? По действительному Таинству?
   Тем-то и отличается вера Церкви от всех других вер, “что она конкретно, физически причастна своему объекту.” К этой Личности, составляющей предмет всего христианского упования, и обращена главная, евхаристическая молитва Церкви: “ТЫ еси воистину Христос… сие есть Тело ТВОЕ”…
   Когда Христос сказал “ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне” (Ин. 6:56) — многие соблазнились и отошли. Но Христос не бросился увещевать отошедших: понимайте символически, а не буквально — но обратился с жестким вопросом к оставшимся ученикам: “Не хотите ли и вы отойти?” Как жаль, что протестанты оказались в числе “отшедших,” в числе не вместивших этой главной тайны Евангелия».
Убедительно, не правда ли?

  Полагаю, что отрицание реальности Христовых таинств лежит в контексте обмирщения религии, которое нарастает с появлением новых «реформаторских» церквей. Цель всех этих реформ – превратить Церковь Христову в успешное коммерческое предприятие, сделать её «привлекательной и удобной» для прихожан и послушной требованиям потребительской глобальной цивилизации. Вера становится эгоистичной и вялой, «тепло-хладной». Такая вера пассивна и бессильна, она не может привести к духовному очищению и спасению.
    Действительно, какое особое покаяние может возникнуть, если понимать литургию как лишь «воспоминание» о Христовой Жертве? Такое «причастие» и подготовки-то не требует! Теряется понимание сакральности таинств, они перестают восприниматься прихожанами как действия, спасающие человека от вечной погибели и ада. Они воспринимаются в реформатских церквях как некое культовое шоу, разновидность «культурной жизни». Теряется смысл веры и от христианства остаётся лишь пустая оболочка…

Один знакомый возразил мне:
«А мне кажется, наоборот: исключительно Причастие не может спасти. Причастие дается в готовом виде, а все остальное – работа самого человека».

Но, что значит "в готовом виде"? Причастие просто не может быть воспринято, если человек не работает над собой, не кается в грехах и ошибках!
Это и есть синергия Божьей и человеческой воли, в чистом выражении: Бог подаёт средство к спасению, а человек проявляет волю спастись…

Январь 2019


Рецензии