Познать все тайны бытия - 4

      Предыдущая: http://proza.ru/2019/01/07/979
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. (Быт.1:1-8)

"И был вечер, и было утро: день первый."
"И был вечер, и было утро: день второй."

В Писании говорится о днях творения. Но речь, конечно же, не идёт о цикле в двадцать четыре часа, не о наших астрономических сутках. Во-первых, светила были созданы только на четвёртый день. Во-вторых, если говорить о времени, то... "У Господа один день,
как тысяча лет, и тысяча лет, как один день". (2 Пет.38)
Да и не только лишь о временных периодах шла речь, скорее всего.

Ночь ведь тоже была.
Но, надо полагать, силы ночи к процессу Творчества, к процессу Созидания отношения
не имели. И, может, даже противоборствовали, препятствовали каким-то образом.
И в то же время составляли единство.
Утро, день, вечер, ночь - сутки.

СУТКИ(Даль В.И.): день и ночь вместе, разделяемые на 24 часа; время в один оборот Земли около оси своей. Смотря по принятому для счёта полного оборота мерилу, сутки бывают: солнечные, звёздные, планетные и средние - наши, для гражданского быта.
Счёт суток обычно от восхода солнца, но зовут сутками и всякие 24 часа подряд. День да ночь - и сутки прочь, так и отваливаем!//Сутки, новг.-боровичи: сени.//Сутки,астрах.-чернояр.:сенокосный пай, тягловой участок в лугах.
СУТОЧНЫЙ, к суткам относящиеся изменения во взаимном отношении для нас светил,
и бывающие от сего явления. (...)
СУтовать где, влад. - пересУтовать, пробыть где сутки.
СУТКИ об.(сУток, сУтков), сутычки, вост.клж. - угол; угол под иконами, в избе, передний, красный угол, перЕд./Сидеть в сутках - на почётном месте. Сутки в обоих значениях от ночн. тут угол.//Сутки и суточки зовут иногда и печной угол, место за голбцом, запечье; сУтки - углы в избе; деньги, припасы по суткам разошлись -
по углам, по хозяйству, туда-сюда.

Сутки - категория настоящего, в котором можно произвести реальное (видимое участникам события) действие. Современная философия считает, что минимальное время настоящего лежит в пределах простого действия.
Следовательно "сутки" - период более продолжительного и сложного действия, "видимое" или планируемое выполнение какой-либо конкретной работы в "текущем" настоящем времени.
В Писании так и есть: отмечаются действия: Созидание, Сотворение.

Но понятие суток вмещает в себя и другое значение: угол, стык.

УГОЛ(Ожегов): место, где пересекаются два предмета или две стороны чего-н.

Утро, вечер - своего рода пересечения дня и ночи.

День - время Божьего Творчества, Божьего Созидания. А ночь, надо полагать, время противостояния действиям Бога. Всё вместе: утро, день, вечер, ночь - сутки.

Сутки (су- и тъка) - связ.с тыкать, то есть стык дня и ночи. Искон. мн.ч. от СЪТЪКЪ,
"столкновение", производного от СЪТЪКНУТИСЯ "столкнуться". То есть "сутки" буквально - "столкновение, слияние дня и ночи". Ср. сутки и "углы в избе, стык".

Другими словами, двоякость значения слова "сутки" очень даже отвечает закону диалектики
единства и борьбы противоположностей.

Но только ли в этом СУТЬ?

СУТЬ(Ожегов): (I) - Самое главное и существенное в чем-н., существо, сущность.
Войти в суть дела. Вникнуть в суть вопроса. Самую суть узнал. По сути и по сути дела - в сущности, в действительности. По сути(дела), спорить нам не о чем.
СУТЬ(II)- 3л. мн.ч.наст.вр.от глаг.быть(стар.), теперь(книжн.) обычно употр.как
связка в предложениях с главными членами - существительными. Теория и практика суть альфа и омега познания. Не суть важно(разг.) - не столь существенно.

Словосочетание "дойти до сути" даёт точное понимание данного слова, обозначает стремление разобраться в происхождении предмета или действия.

СУТЬ - подобно состоит из двух древних корней: су- и -ть. Восходит к тому же корню, что и сущность. Более древние формы этого слова СУТИЙ и краткая СЫЙ означают "настоящий, сущий".

СУЩИЙ (Ожегов) - 1. Имеющийся, существующий (устар.высок.). Сохранить всё сущее
на Земле. 2. перен. Истинный, самый настоящий. Сущая правда.

Сутки - суть - сущее - истина - Бог.
Сутки есть символ бытия. Суть. Круглые сутки - единство и борьба противоположностей, беспрерывное круговращение.
Бог - вне времени. И потому нельзя судить о том, как долго совершалось Сотворение Мироздания. К тому же Божий Творческий процесс длится и по сию пору:" Се творю все новое" - "Я творю всё  новое"(Откр.21,5)

Всё многообразие развития жизни философы умещают в три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количества в качество.

ОТРИЦАНИЕ (Ожегов): 1. См. отрицать. 2. В философии стадия в развитии объекта, сменяющая собой предыдущую и вбирающая в себя из неё положительное. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ (закон диалектики, устанавливающий единство последовательностей в развитии объекта). 3. В грамматике слово или морфема, заключающая в себе значение противоположности утверждающему.

ОТРИЦАТЬ: 1. Отвергать существующее, необходимость, обязанность чего-н. Отвергать
чьи-н.права. 2. Отвергая, выступать противником чего-н.

По мере погружения в изучение чего бы то ни было, начинаешь чувствовать себя мореплавателем, оставляющим позади кромку берега своих представлений и устремляющимся в открытое море познания. Углубляясь в изучаемое, начинаешь задаваться вопросами, толкающими обратиться к уже готовым выводам, сделанным по изучаемому предмету
задолго до тебя. И чем больше возникает вопросов, тем дальше отплываешь от начальных берегов и оказываешься в безбрежном океане неизведанного. Воистину, невольно приходишь к известному изречению Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю".
Начинаешь вникать в детали и подробности, разветвляющиеся в разные стороны; с чем-то соглашаешься, с чем-то наоборот... Начинаешь отрицать не только чьи-то умозаключения, но и свои собственные, первоначальные. Множество теорий, гипотез, догм, утверждений, выводов - доказательных и бездоказательных. Но, в конце концов, на свои же вопросы необходимо дать свои же ответы, убедить в первую очередь себя в правильности сделанных выводов... Однако человек всего лишь предполагает, а располагает истиною лишь Сам Господь.
"Праведные в намерении своём утверждаются более на благодати Божией, чем
на собственной мудрости; и в Боге полагают упование своё, чтобы ни предприняли, ибо человек предполагает, а Бог располагает, и не в человеке путь его". (Иер.10:23)

И потому нет никаких гарантий, что все уже имеющиеся умозаключения, теории, гипотезы, доказательства впоследствии не будут опровергнуты очередным научным открытием или находкою какого-нибудь нового артефакта. И потому ничто нельзя стопроцентно утверждать, так же как и безапелляционно отвергать - ни мифы и легенды, ни противоречивые предположения и гипотезы, касающиеся неразгаданных тайн и таинственных загадок; в том числе и символов из текста Священного Писания.

Иначе говоря, в своих поисках истины следует идти путём отрицания всякого отрицания. Ничто не следует отбрасывать, ничем не следует пренебрегать. Не отрицать ничего - никаких человеческих предположений, всё брать в расчёт, всё рассматривать внимательно:
мифы, легенды, теории, гипотезы, догмы, правила, исключения из правил, законы и всевозможные умозаключения, даже самые фантастические... Рассматривать - изучать, задаваясь вопросами в поисках ответов на них. Ставить перед собой свои вопросы, чтобы находить на них свои же ответы.

Понятное дело, что в ходе этих поисков что-то не будет отвечать на наши вопросы,
что-то будет противоречить или уводить в сторону.
И тем не менее, ничего нельзя отрицать, бездумно отбрасывая, - но просто откладывать
в сторону. Пока. Ведь может статься, что к отвергнутому придётся ещё не раз вернуться, пробираясь к истине.

         Продолжение:  http://www.proza.ru/2019/02/04/2029


Рецензии