Легенда Старик и корытце

 Уж поздний ужин за столом.
Хозяин не спеша из черепушки
                щи хлебает.
И керосиновая лампа над столом,
Фитиль увёрнут, но всё-таки немного
                освещает.
Наваристые щи дымятся и парок
По хате плавает, в нём запах печки
                и аромат приправ.
И щи доев, хозяин принялся за мясо.
Доел всё, крошки со стола убрал,
Запил всё это кружкой кваса.
Всё то же делает хозяйка молодая.
Такая вот вечеря каждый день,
И лишь от лампы плавает по стенке тень.
      За печкою сидит старик.
Черпая ложкой не спеша, к похлёбке
В черепушке он приник.
Похлёбка жидкая и хлебушка кусочек.
И думает: «Хороший у меня сыночек.
И место своё вот за печкой есть.
Здесь хорошо, не скучно, сверчок
              поёт всю ночь,
Не каждому на старости такая честь,
Другой давно бы выгнал прочь.
А он в уюте и тепле, а днём
                за печкою светлей».
 Кусочек хлеба сунул вниз под ложе:
            сверчку есть нужно тоже.
А завтра, коль даст бог, и щец вдруг похлебает,
Бывает, остаются на ночь,
                прокисают.
Невестка добрая, он даже и не просит,
А утром иногда сама приносит.
     А рядом с печкою сидит внучок.
Дед думает: «По мне... Откуда-то вон взял
И притащил какой-то чурбачок.
Уже полдня сидит, долбит. Вот молодец,
                без дела не сидит!».
Тут подошёл отец: «Что делаешь, сынок,
                чего не спится?»
 «Да вот , папаня, делаю корытце».
 «Зачем? Пустая ведь работа!»
 «Да нет, папаня,
О вас с маманею забота.
      Вот вырасту,
 Вы же с маманей тоже будете за печкой жить,
Из этого корытца буду вас
                кормить,
Вот только, кажется, великовато.,
За печкой места маловато.
            Да ничего.
Ты ведь всегда сам говорил, что в тесноте,
                да не в обиде,
Ведь можно будет спать и сидя».
    Как молнией пронзило и ноги приросли к полу.
И голову хозяин, опустив, пошёл к столу.
И долго, сидя за столом, думал хозяин.
Промолвил: «Плохо я живу, но всё
           ещё можно исправить.
Спасибо тебе, добрый мой сынок,
Хороший преподал отцу урок.
    Как истина проста!
А мудрость вся в тебе и непорочна и чиста».
 И, подойдя к отцу, сказал: «Прости, отец, коль можешь,
Жену простить прошу я тоже.
Достойного я внука для тебя ращу.
Обиду, нанесённую тебе, себе я сам,
             поверь мне, не прощу.
Пойдём к столу, хозяина стол ждёт,
Прошу и я и внук тебя зовёт…»
 «Батяня, а что делать с корытцем?»
 «Поставь, сынок, сверчку, пусть там живёт.
Там места много. Быть может и к нему
                сынок придёт».
Легенде этой лет уж много. Из глубины веков
                ведёт её дорога.
Дорога жизни без конца и края. Дорога
                очень много знает.
Легенду слышал на дороге мой пра-пра
                пра-дед,
Дошла до пра-пра-пра внука, который
                тоже сед.
Зачем эти дороги? Скорей всего, как
          назидание для многих.
В устах младенца истина глаголет.
Прислушаться к ней, я думаю, что стоит:
Коль в молодости мудрости не наберёшь,
Потом поздно виниться.
Окажешься, быть может, сам за печкой,
              со сверчком.
А главное, найдётся ль внук такой, что…
               выдолбит корытце.


Рецензии