Негабаритный багаж. Мини истории. 3

      Это приключилось в начале 90-х годов прошлого века.
      Примерно за 20 минут до отхода вечернего поезда от Ленинградского вокзала Москвы до С.-Петербурга загрузил свой бесценный багаж – пустой бак из нержавейки в тамбур вагона. Для придания цивильного вида багажу снял обвязывающие верёвки и ремни, оставив приклеенную к баку обёртку из плотной серой бумаги.
      Почему спросите, поместил груз в тамбуре? А потому, что по размерам не проходил сквозь проём двери внутрь вагона.
      Только сел на своё место согласно купленному билету, как раздался громкий крик вбежавшей в вагон проводницы, похожий на вой сирены:
      - Чей бага-а-ж?!
      - Мой – ответил я, поднявшись. При этом подумал, как мне повезло, что когда я впихивал в вагон свой груз, временно отсутствовала проводница.
      - Кто разрешил, на каком основании, загромождаешь проход, сейчас  вытолкну из вагона… - обрушился поток слов.
      - А я привяжу его крепко к вагону – ответил я, вытаскивая ремни и верёвки.
      Исчезнув на несколько минут, проводница явилась в сопровождении двух проводниц соседних вагонов и начальника поезда – мужчины.
      - А  мне разрешил перевозку груза ваш главный начальник – сам министр путей сообщения – сразу я начал, как только предстала предо мной эта делегация.
      - Могу доказать. Вот договор на разработку устройств по безопасности ж/д движения за подписями ваших высоких чинов, вот номера их телефонов, можете, мол, им позвонить, если есть сомнения.
      Несмотря на то, что требовали предъявить разрешительные документы на перевозку конкретно загруженного в вагон груза, в конце - концов, оставили меня в покое, не выдворили из вагона. Я благополучно утром рано доехал до города на Неве, где меня встретили с грузовым транспортом представители той организации, с которой сотрудничали, согласно заключённым договорам.
      Не знаю как сейчас, но в 90-е все разработки новинок в сфере ж/д транспорта утверждались в С.-Петербурге, в том числе и разработки в области безопасности ж/д движения. Добро на изготовление, монтаж, испытание новинок также давалось в этом городе, где находились все ведущие специалисты, а не в Москве. И ещё: не было, как сейчас, тендеров на разработку, изготовление и поставку устройств, оборудования.
      Теперь, естественно, напрашивается вопрос: для чего нужна была ёмкость из нержавейки? Ответ: для обильного полива водой места соприкосновения датчиков с поверхностью колеса вагона. Идея была такова. В головке рельса фрезеровалась ниша для установки в ней качающейся на оси корпуса датчика. На одной стороне качающейся платформы вмуровывался ультразвуковой излучатель (УЗИ), а на противоположной стороне получившейся качели, на расстоянии 10-15 см. – приёмник ультразвуковых  колебаний.
      Система работала так. Например, элитный  состав С.-Петербург – Адлер, выходящий, предположим, из депо Тосно, со скоростью 3-4 м/час набегает колесом на качающуюся платформу, происходит излучение ультразвукового импульса. До схода колеса с платформы в районе приёмника ультразвуковая волна успеет три раза обернуться, пробежать по поверхности колеса. По характеру принятого излучения судят о целостности колеса (обнаруживаются радиальные трещины) и степени его износа (если диаметр колеса оказывается меньше 1 метра, то оно подлежит замене).
      Теперь представим благостную картину. Сидит диспетчер депо в тёплой будке, а на экране дисплея (компьютера) последовательно высвечиваются обработанные блоком электронной аппаратуры данные о выходящем в рейс (на маршрут) поезде, соответственно, номеров: поезда, вагона, колёсной тележки (связки из 4-ёх колёс), колёсной пары и техническое состояние каждого колеса. И диспетчер радостно раскрывает кошелёк для его пополнения только что полученной очередной немалой премии за работу.
      В действительности же произошло следующее. Наше оборудование работало после монтажа благополучно. Надёжно из привезённого с приключением мною бака лилась вода на датчики, как упоминал выше, для лучшей передачи и получения УЗИ сигналов. Причём так надёжно, что залило водой половину депо!
      Только жалко, что фактически сразу же, после торжественного подписания акта сдачи-приёмки, банкета по этому поводу – устройство демонтировали.
      Установили взамен немецкое, аналогичное оборудование. Обслуживающий персонал объяснял буквально так:
      - А мы зато, на халяву, несколько раз в Германию, в командировки ездили, и будем впредь ездить!
      - А что к вам ездить? У вас блок аппаратуры громоздкий, как бабушкин сундук…

        22.01.2019г.         Ильин М.И.


Рецензии